Формирование навыков правильного произношения первоклассника с логопедическими нарушениями речи.
консультация по логопедии (1 класс)

Савельева Ирина Владимировна

Как помочь первокласснику с логопедическими нарушениями успешно учиться в массовой школе?

Для формирования звуковой стороны речи широко используется концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь первокласснику с логопедическими нарушениями                                               успешно учиться в массовой школе

Формирование навыков правильного произношения первоклассника с логопедическими нарушениями проходит в несколько этапов.

        На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики (пассивной и активной), изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.

        Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т.е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

        Затем переходят к этапу интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказывания в соответствии с позиционными условиями.

        Заключительный этап – автоматизация, т.е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального контроля. Названные этапы занимают длительный период времени и обеспечиваются двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

        Для формирования звуковой стороны речи широко используется концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи.

        Большое внимание в процессе обучения уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся неполнозвучно, с вялой артикуляцией. Следует добиваться осознанного, четкого, хорошо артикулируемого произношения каждого гласного звука. Упражнения, связанные с произношением гласных, включают в той         или иной форме в каждый урок, нередко сочетая их с анализом звукового состава слова.

        Непрерывность артикуляционных движений во время произнесения речевого отрезка – слога, слова, сочетания слов и т.п. – приводит к тому, что на артикуляцию одного звука влияет артикуляция следующего за ним. Акустико-артикуляционные свойства звуков легче усвоить в условиях так называемой максимальной фонетической независимости. Для гласных таким условием считается их изолированное произнесение, для согласных – произнесение перед гласным. В слоговом сочетании типа гласный и согласный (ГС) звуки более независимы друг от друга, чем в сочетании типа (СГ). Для успешного восприятия речи необходимы упражнения в произнесении звуков в разных фонетических позициях.

        При подборе материала на закрепление произношения того или иного звука учитель руководствуется следующим:

- изученный звук должен вводиться во все доступные на данном уровне сочетаний;

- материал должен быть максимально насыщен изученным звуком;

-из речевого материала должны быть исключены звуки, неправильно произносимыми детьми.

        Одновременно учитывается доступность слогового состава слов и степень сложности предложений (лексический и грамматический строй). В то же время с учетом принципа коммуникативности фонетические данные уже в 1 классе вводятся по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте.

        Методической основой обучения произношению выступают:

-построение обучению с учетом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования букв и звуков в учебнике;

- обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (слог-слияние).

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

- использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов заданий и упражнений;

- изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;

- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности – слушания и говорения.

Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей в целом на основе ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Учащиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи.

Обогащение словаря осуществляется и через ознакомление с различными способами словообразования и активного его использования в составе различных словосочетаний и предложений.

 На уроках развития речи учащиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.

Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям.  Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать  наблюдения  и  анализ  лексики,  закреплять  точное  употребление  слов  в  речи.  Теоретические сведения  по  лексике  учащимся  не  сообщаются.  Слова отбираются  в  соответствии  с  темой  урока  и  включаются  в  тематический  словарь,  который  усложняется  от  класса  к  классу.  Особое  внимание  уделяется  усвоению  глаголов,  являющихся  основой  формирования  структуры  предложения.

При усвоении слов  конкретного  значения  используются  различные  наглядные  средства (показ предмета, действия, его изображения на картинке и т.п.).  При  знакомстве  со  словами,  имеющими  отвлеченное  (абстрактное)  значение,  применяются  словесные  и  логические  средства  (описание,  противопоставление  по  значению  и  др.).

Одновременно с уточнением лексического значения слова  усваивается  его  грамматическое  значение.  Программой  предусмотрена  работа  по  развитию  грамматических  значений  форм  слова  и  грамматического  оформления  связей  слов  в  предложениях.

В  1 классе  дети усваивают диалогическую форму речи: учатся  отвечать  на  вопросы  учителя,  составлять  короткие  рассказы  по  серии  сюжетных  картинок.  Под  руководством  учителя  пересказывают  небольшие  тексты,  составляют  несколько  предложений,  объединенных  одной  темой  (по  картинке  или  серии  картинок),  высказываются  по  личным  наблюдениям  и  впечатлениям.

Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: побудительный мотив к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста, ситуации, в создании плана связного высказывания сначала с внешними опорами и схемами, затем про себя.

Программой первого класса предусмотрена следующая последовательность формирование связной речи

- пересказ с опорой на серии сюжетных картинок;

- пересказ по сюжетной картинке;

- пересказ без опоры на наглядность;

- рассказ по серии сюжетных картинок;

- рассказ по сюжетной картинке (с предварительной беседой);

- самостоятельный рассказ на заданную тему.

С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиесязнакомятся на отдельных уроках, экскурсиях.  Это способствует расширению знаний обучающихся о живой и неживой природе, культуре родного края, формирует уважение и любовь к родному краю, обогащению, систематизации и активизации словарного запаса обучающихся воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.

В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...

методическая разработка "Формирование навыков литературного произношения у младших школьников"

Язык — фундамент национального самосознания. Наша речь становится все более примитивной. Тем самым мы теряем русский язык, который и есть гарант сохранения культурной идентичности народа, страны. Это ...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

Методы и приемы для формирования навыка чтения для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник получения информации, а также с...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

     Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник полу...