Методы и приемы для формирования навыка чтения для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
статья

Петухова Елена Владимировна

Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник получения информации, а также способ общения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы для формирования навыка чтения

для обучающихся  с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

              Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник получения информации, а также способ общения.         Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.        Перечень основных понятий: навык, техника, выразительность, беглость, правильность и осознанность чтения.        Чтение - это_сложный_и весьма тяжелый процесс, отнимающий у младших школьников много времени и сил. Беглое, осознанное, правильное,_ выразительное чтение и понимание прочитанного – это высокое мастерство. Но все эти навыки необходимы, чтобы в дальнейшем младший школьник получал радость и удовольствие от процесса чтения.        

Благодаря посещенным урокам, чтению методической литературы мы смогли составить и использовать в своей работе с учащимися с ТНР список упражнений, направленных на формирование навыков чтения. Все виды работ мы разделили на три группы:

  1. упражнения для развития техники чтения;
  2. упражнения для формирования навыков выразительного чтения;
  3. упражнения для понимания смысла чтения.

Упражнения для развития техники чтения:

- упражнение «Догонялки». Педагог или хорошо читающий ученик читает текст вслух, а остальные шепотом стараются его обогнать. Затем читающему ребёнку разрешается замолчать или прочитать про себя, через несколько минут снова начать читать вслух и свериться с учащимися, кто впереди, а кто отстает;

- упражнение «Наступи на пятку» (читают в паре два ученика или педагог и класс через слово в ускоренном темпе);

- чтение в группах или парах по_одному предложению (чья пара или группа раньше закончит чтение; чтение в паре развивает умение распределять внимание и положительно сказывается на качестве чтения слабых учащихся);

- чтение в паре с линейкой (хорошо читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);

- динамическое чтение (на карточке или доске записан столбик из 6-8 слов и  постепенно увеличивается количество букв в словах);

- бинарное чтение (одинаковый текст читают одновременно два ученика);

- упражнение «Буксир»:

а) педагог читает вслух, изменяя при чтении скорость;  учащиеся читают вслух, чтобы успеть за педагогом;

б) педагог читает вслух, а ученики про себя; педагог останавливается, а учащиеся должны показать, где остановился педагог;

- упражнение «Ловушка» (педагог или хорошо и быстро читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; учащиеся стараются найти эту замену);

- упражнение «Голова и хвост» (педагог или ученик начинает читать предложение, учащиеся быстро находят его и  дочитывают все вместе);

- круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);

- упражнение «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, учащиеся их находят);

- упражнение «Фотоглаз»:

а) на доске записан столбик слов, которые учащиеся читают определенное время; слова закрываются, учащиеся по памяти называют слова;

б) педагог показывает кадр фильма, а учащиеся должны озвучить подпись к кадру.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения:

- артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных типов;

- чтение скороговорок;

- упражнение «Окончания» (обязательно нужно четко произносить окончания слов; упражнение должно длиться не более 30 секунд);

- выделение голосом разных слов в предложении (то одного, то другого);

- упражнение «На одном дыхании» (прочитать предложение от начала до конца на глубоком вдохе);

- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

- чтение одного предложения с различной интонацией;

- упражнение «Эхо» (педагог произносит 1-2 строчки стихотворения, а учащиеся повторяют их с такой же интонацией);

- упражнение «Ускорение» (одно предложение нужно повторять несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса);

- разметка текста (учащиеся совместно с педагогом выполняют разметку в тексте, используя паузы, логические ударение, усиление или ослабление голоса);

- чтение под музыку (педагог подбирает подходящую мелодию к тексту и  предлагает ученикам  разные фрагменты  мелодий, а они должны выбрать наиболее подходящую к тексту мелодию и прочитать текст под музыку);

- чтение-пение (всем классом подбирается мотив знакомой песни, и текст напевается на этот мотив);

- чтение с настроением (один учащийся читает текст, а другие должны угадать, какое у него настроение);

- упражнение «Голоса» (учащиеся читают текст и подражают детским голосам, голосам зверей, птиц...);

- чтение по ролям;

- чтение по ролям без использования слов автора;

- инсценировка прочитанного;

- дикторское чтение (текст нужно разделить на части, затем учащиеся готовятся читать каждый свою часть в роли «диктора»);

- конкурс чтецов (каждый ученик готовятся к конкурсу дома сам).

Упражнения для понимания смысла текста:

- проводится работа над словом (трудные, новые, непонятные слова зачитываются, и объясняется их значение и смысл);

- подбирается заголовок к тексту;

- текст делится на части и составляется его план;

- работа над определением типа текста;

- подбираются картинки, рисунки к тексту;

- по подобранным рисункам и картинкам определяется содержание текста;

- можно придумать фильм к тексту, разделив его на части и выполнив к каждой части рисунок и подпись. Затем соединить все рисунки вместе и пересказать текст;

- выборочное чтение (найти и зачитать из текста изображение природы, воспроизведение диалога действующих лиц...);

- проводится работа с текстом по вопросам учителя, учащихся или используются вопросы в конце текста;

- использование упражнения «Пропущенное слово», когда педагог, читая текст, специально пропускает слово, а учащиеся должны подобрать его по смыслу;

- восстановление небольшого текста из записанного и разрезанного на части текста или нескольких текстов;

- работа по распространению предложений (дополнение предложений однородными членами);

- фантограммы (это когда учащиеся фантазируют при работе с текстом):

а) в знакомом тексте педагог изменяет что-то: описание героя, погоду, место, где происходит действие, дети сами придумывают, как изменится текст;

б) дети сами придумывают продолжение сказки, повести, басни, рассказа;

- работа по составлению кроссворда к пройденному тексту;

- проведение викторин по разделу или большому тексту;

- учащиеся анализируют поведение, характеры, поступки действующих лиц в виде сочинения;

- ребята подбирают пословицы, поговорки по тематике произведения.

        Все перечисленные упражнения помогают педагогу проводить интересные уроки, активизируют познавательную деятельность учеников, прививают им любовь к  урокам чтения и в конечном итоге формируют навыки чтения.

Список использованной литературы:

1. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993. 

2. Буременко Е. А, Цукерман Г. А "Учимся читать". Изд. "Знание".

3. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников,   Н.Новгород, 2006.

4. Гольдин З.Д. Фактор номер один /Учительская газета. 1993г.

5. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением  знаний,  умений  и  навыков  в  процессе  обучения  детей  чтению  в начальных классах. М., 1994г.

6. Литературное  чтение : 1-4  кл. : программа  для  общеобразоват. организаций с обуч. на рус.яз.  / сост. Максименко С.Л., Колисниченко Г.И.,  Гришина С.В.,  Ищук  М.В., Присяжнюк  О.В., Лазаренко Т.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.  

 7. Жданова Р.А.  О  проверке  умения  читать  в  начальной  школе.  Ростов-на-Дону, 1996г.

 8. Журнал «Начальная школа» N 8, 2011г.

 9. Федоренко  Т.И.  О  совершенствовании  техники  чтения  школьников. (Методика проведения зрительных и слуховых диктантов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи

Данная статья отом, как правильно и грамотно работать над формированием словаря и развитием лексико-грамматических сторон  речи детей с ОНР III уровня.В материале раскрывается роль и функции игры...

Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи

В материале содержатся игровые задания для уроков и внеурочной деятельности....

Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи

Применение игровых приемов и игр на уроках русского языка и развития речи для детей с ТНР....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).

     Одна из целей начального образования - научить школьников полноценному навыку чтения, т.к. это основа для дальнейшего обучения всем школьным предметам, базовый источник полу...

Совершенствование навыка чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Консультация для родителей.

Аннотация: в материале представлены приемы по совершенствованию навыка чтения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.  Игровые упражнения оказывают положительное влияние на развитие вни...

Статья Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи само-контроля при письме.

Формирование у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи самоконтроля при письме....