Главные вкладки

    Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи
    статья по теме

    Данная статья отом, как правильно и грамотно работать над формированием словаря и развитием лексико-грамматических сторон  речи детей с ОНР III уровня.В материале раскрывается роль и функции игры как педагогического феномена, рассказывается об использовании игр на уроках русского языка и литературы, приведены некоторые примеры игр, используемых на уроках.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи

    Количество детей с речевыми патологиями в последнее время сильно увеличилось. По исследованиям Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, ОНР III уровня характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

    По мнению ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюковой, Т.В. Филичевой), эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Придя в школу, они будут испытывать трудности и быстро попадут в ряды неуспевающих.

    Это отчетливо проявляется при изучении глагольного словаря и словаря признаков. Преобладающий тип лексических ошибок — неправильное употребление слов в речевом контексте, редкое использование антонимов и синонимов, довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде, падеже, смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании существительного с числительным, в употреблении предлогов; недостатки в употреблении лексики, грамматики и звуко-произношения. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются перечислением действий.

    Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти. Поэтому формирование словаря и лексико-грамматических сторон данной категории детей являются одной из актуальных проблем в логопедии. Здесь на помощь призовем игровую обучающую ситуацию, однако эффективным средством она станет, если учитель-логопед:

    • — умеет подбирать содержание игровых обучающих ситуаций; владеет методикой организацией игровой обучающей ситуации;
    • использует систему работы с играми;
    • владеет диагностическими методиками исследования словаря детей с ОНР III уровня.

    Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например,компенсаторная функция игр основана на том, что для pебенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взролыми. Иначе говоря, игра -это альтернатива действительности, и поэтому она обладав терапевтическим свойством используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры — развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

    Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

    Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.

    Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

    По мнению А.В. Запорожца, игра — это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.

    Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

    Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

    Функции игры как педагогического феномена

    Развлекательная. Основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

    Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.

    Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.

    -Игротерапевтическая.   –игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.

    Диагностическая.     Игра     обладает нредсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра — это особое «поле самовыражения».

    Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры.

    Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет больное значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

    Формирование полноценной речевой деятельности является основной целью логопедических занятий, проводимых с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР).

    Известно, что речь детей с ОНР очень бедна и невыразительна, многие из них с неохотой вступают в общение, в диалог. Чтобы вовлечь детей в общение, заинтересовать их, на занятиях использую различные игровые ситуации, инсценировки, игры-драматизации, так как, на мой взгляд, в такой ситуации ребенок становится свободнее, раскрепощеннее, с удовольствием участвует в работе, не подозревая, что выполняет учебное задание педагога. Конечно, начать работу над развитием речи сразу с инсценирования невозможно. Этому предшествует работа над словом, словосочетанием, фразой, текстом, пересказом и т.д.

    В качестве подготовки к инсценированию используются малые формы драматизации: инсценирование стихов, народных песен, песен-сказок, рассказов с элементами драматизации. Так, например, вначале под руководством педагога дети разучивают и инсценируют песенку «Лиса и заяц» по мотивам русской народной сказки, но значительно осовремененную, что для них еще интереснее. Сначала всю песенку разучиваем вместе. Затем на одном из занятий, заранее заготовив шапочки — маски персонажей сказки, спрашиваю у детей, доставая по очереди шапочки, кто хочет сыграть роль зайца, лисы, медведя и т.д. В желающих нет отбоя. Разобрав маски, дети обсуждают, каким голосом должен петь зайчик, медведь, лиса, как они должны двигаться, т.е. учащиеся выступают в роли режиссеров, обсуждают характер персонажей. Затем каждый учится голосом, мимикой и движением передавать характер избранно- го персонажа. Через несколько занятий добиваемся выразительности и целостности. На различных занятиях ребенок может побывать любым персонажем, при этом могут проявиться черты характера, совершенно ему несвойственные.

    На уроках чтения дети знакомятся с русскими народными сказками, с авторскими сказками С. Маршака, Ш. Перро, К. Чуковского и т.д. Одной из форм развития речи и обогащения эмоционально-чувственного опыта учеников становится инсценирование художественного произведения.

    Начинается работа с беседы о прочитанном произведении и показа иллюстраций к нему, что позволяет учащимся лучше усвоить основной смысл сюжета и высказать свое отношение к героям. Рассматривая иллюстрации, дети обращают внимание на то, какими средствами художник передает настроение героя, его чувства (испуг, радость, удивление), как эти чувства можно выразить мимикой, жестом, голосом, позой. Дети пробуют передавать то или иное состояние героя, придумывают или вспоминают слова, которые произносит персонаж.

    Используется серия игровых заданий, способствующих формированию образного видения сюжета и персонажей произведения, которое готовится к инсценировке: «Слышу — воображаю» и «Вижу — воображаю».

    Задание 1. «Угадай, кто это?»

    Цель: учить составлять высказывание об образе персонажа по деталям костюма.

    Детям предлагаются карточки с изображенными на них деталями костюма персонажа знакомых сказок: косынка внучки (из Репки), хвост мышки (из Теремка), корзинка Красной Шапочки (из Красной Шапочки), туфелька (из Золушки) и т.д. Ребенок должен мысленно представить по деталям костюма образ персонажа, назвать его и обосновать свой выбор в развернутом высказывании.

    Задание 2. «Узнай героя сказки».

    Цель: учить определять образ персонажа по названным признакам и составлять развернутое высказывание о нем.

    Ученикам предлагается сочетание двух признаков, характеризующих героя сказки: «большая круглая» (Репка), «зеленая мокрая» (Жаба), «черный гладкий» (Крот»), «маленькая серая» (Мышь). Ребенок должен мысленно представить образ, назвать его, обосновать свой выбор в развернутом высказывании.

    Задание 3. «Угадай эпизод сказки».

    Цель: учить узнавать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам.

    Дети должны объединить предложенные им слова, представить мысленно эпизод сказки и пересказать его. Опорные слова: часы, лестница, туфелька, тыква (Золушка).

    Задание 4. «Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок».

    Цель: учить составлять целую воображаемую картину — эпизод сказки из отдельных частей иллюстрации.

    Из разрезных картинок по сюжету одной из знакомых сказок ученики составляют целую иллюстрацию эпизода и пересказывают этот эпизод.

    На этом этапе работы школьники повторяют сюжеты знакомых сказок, учатся узнавать различные эпизоды, персонажей : сказок, составлять развернутое высказывание, рассуждать, доказывать свой выбор. Эта работа сначала проводится со всей группой, затем аналогичные задания получает каждый в отдельности.

    На следующем этапе работы мы переходим к овладению элементарной техникой внешнего воплощения образа, персонажа сказки, художественного произведения, при этом и выражают характерные особенности персонажа с помощью мимики, интонации голоса, составляют диалоги, сами пытаются изобразить избранный отрывок сказки, художественного произведения, при этом используются средства пластической и интонационной выразительности.

    Детям предлагаются задания:

    «Передай образ голосом».

    «Изобрази»:

    —веселых клоунов, выступающих в цирке;

    —новую куклу;

    • печального слоненка, потерявшего маму;
    • уставшего медведя, который несет Машу в корзинке к бабушке и дедушке.

    Для большей выразительности задания можно выполнять под музыкальное сопровождение. Чтобы помочь детям конкретизировать воображаемый образ, придумываем с ними «речевую поддержку», проговаривание текста. Например:

    Я веселый клоун, прыгаю смешно, легко-легко. Мне весело, и друзьям со мной весело. Люди, которые смотрят на меня, смеются.

    После данных упражнений проводятся игры-драматизации, театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

    Общение с детьми в процессе обучения направлено на создание для них ситуации успеха. Деятельность, приносящая успех и удовлетворение, помогает ученикам преодолеть свой страх, неумение, застенчивость, робость, затруднения, недостатки речевого развития. Когда ребенок выступает не от своего имени, а использует чью-то роль, он чувствует себя более раскрепощенным.

    Кроме того, использование театрализованных игр способствует развитию у детей творческих способностей: творческого мышления, творческого воображения. Сказка формирует интеллект ребенка, помогает устанавливать разного рода связи: «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные», создает представление о пространстве (далеко — близко) и времени (давно — сейчас, сначала — потом, вчера — сегодня — завтра).

    Использую в работе игры «Придумай сказку и покажи на фланелеграфе», «Придумай и покажи мультфильм» сказку», «Измени сказку» и т.д. В играх дети учатся сочинять собственные сказки, придумывают продолжение уже известных сказок, «общаются» в письменной форме со сказочными героями, путешествуют по сказочным картам, рассказывают об увиденном на пути (волшебных странах, городах), выступают от имени сказочных героев и т.д.

    Если ребенок затрудняется, использую опорные слова, беседу-обсуждение, задаю определенную тему, включаю в знакомую сказку персонаж из другого произведения. Организую как индивидуальную работу, так и работу в парах, коллективное составление рассказа, сказки, а затем разыгрывание наиболее удачного варианта по ролям.

    Таким образом, в коррекционной работе по формированию связной речи у детей с ОНР использование театрализованных игр, игр-драматизаций способствует формированию у учащихся полноценной речевой деятельности, ее коммуникативной направленности, постановке сценической дикции, артикуляции, жестикуляции, расширению кругозора учащихся. В ходе такой работы совершенствуются и развиваются память, внимание, творческое мышление, воображение; зрительное и слуховое восприятие, аналитические способности ребенка и т.д. Процесс обучения происходит в игровой, занимательной форме, поэтому материал лучше усваивается детьми. Ребенок становится полноценным субъектом обучения, учитель и ученик выступают в учебной деятельности как равноценные партнеры. Игры учат не только добывать знания, но и применять их в новых ситуациях; помогают развивать умения общаться, высказывать свое мнение и слушать других.

    Используя в практике самые разные игры, можно заметить, что у ребят повышается мотивация обучения. Игры помогают повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные  в процессе обучения.

    Интеллектуальная игра по теме: «Имя существительное».

    Условия игры:

    1. нельзя ошибаться;
    2. нельзя повторяться;

    Если допускаются три ошибки или три повтора, игра прекращается. Побеждает тот, кто правильно назовет последнее слово.

    1 тур

    1. Назовите существительное мужского рода.
    2. Назовите существительное женского рода.
    3. Назовите существительное среднего рода.

    2 тур

    Нужно вспомнить и назвать существительные, которые употребляются только во множественном числе (грабли, весы, брюки, санки, шорты, ножницы, щи, сливки, дрожжи, заморозки, колготки).

    Победитель играет в финальную игру.

    Финал

    Надо назвать пять слов(существительных) , которые читались бы одинаково как справа налево, так и слева направо. (шалаш, наган, потоп, топот, доход, заказ, комок, дед, боб, поп, кок и т. д.)


    Доклад на МО по теме:

    «Применение игровой обучающей ситуации

    при формировании словаря у детей с  ТНР»

    Учитель: Колынюк Е.В.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи

    Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обу...

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

    При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем  инструмент отслеживания ре­зультатов. Таким инструментом  технологические кар­ты. На основании резул...

    Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

    Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи

    В материале содержатся игровые задания для уроков и внеурочной деятельности....

    Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи

    Применение игровых приемов и игр на уроках русского языка и развития речи для детей с ТНР....

    Обогащение словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

    Словарный запас младших школьников с тяжелыми нарушениями речи продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы име­ет огромное значе...