Обогащение словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
консультация

Чайкина Марина Михайловна

Словарный запас младших школьников с тяжелыми нарушениями речи продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы име­ет огромное значение в воспитании пра­вильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных пред­ставлений и уровня их обобщенности, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, без руководства со стороны учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Обогащение словаря младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

      Словарный запас младших школьников с тяжелыми нарушениями речи продолжает оставаться ограниченным, в частности, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, без руководства со стороны учителя.

Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языком, позволит формировать у детей нравственные представления.

С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой можно использовать задания следующего характера:

1) узнавание в тексте слов, относящихся   к лексике человеческих отношений;

2)подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;

3) подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;

4)  работа над прямым и переносным  значением слов;

5) употребление речевых оборотов;

6) работа с пословицами и поговорками;

7) работа со словарями;

8) выполнение различных видов творческих работ.

Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

Необходимо вводить лексику таким образом, чтобы не нарушить логики учебного процесса в целом, логики построения учебника. С этой целью можно предложить учащимся дополнительные задания к упражнениям или в течение 8-10 мин проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану учителя.

Приведем упражнения, в которых использовались слова данной тематической группы.

1. Прочитайте слова.

Мороз, агроном, шофёр, доброта, уважительный, иней, заботится, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.

Выполните по образцу.

Явления природы: мороз,..., . Профессии: агроном,...,. Машины: комбайн,...,.

Человеческие отношения: доброта,… , .        

2. Определите, какой частью речи является каждое слово.

      Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда.

Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека.

3. Найдите в пословицах близкие по  смыслу слова.

  Скупой глядит как бы другому не дать, а жадный глядит как бы у другого отнять. Клевета и ложь не одно и то же. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

4.   Спишите, вставляя словосочетание добрый человек. Определите падежи.

Не помнит зла (кто?) ... . Худо тому месту, где нет (кого?) .... Поклонись в пояс (кому?) ... . Поминай добром (кого?)... . Хорошо иметь дело (с кем?) ... .

5. Подберите к каждому прилагательному  подходящее по смыслу имя существительное.  Верный — ... , внимательная — ..., добрая — ..., жестокое — ..., равнодушный — ..., гостеприимная — ..., заботливое — .... нежная —..., ласковое — ... . Определите род имен существительных.

6. Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.  (Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь.

7. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы.

Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком. Жестокий поступок.

8. Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не (пишется слитно).

Сердечный не... .  Добрый не... . Чуткий не... . Отзывчивый— ... .

9. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выпишите глаголы 1-го спряжения в один столбик, глаголы 2-го спряжения — во второй. 1. Старая дружба и в огне не горит, и в воде не тонет. 2. Вдруг не станешь другом.

10. Как вы понимаете значение данных оборотов речи?

Владеть собой; выдержать характер; много думать о себе; рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу.

11.  Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.

Отбирая содержание для творческих работ, необходимо активизировать формирование у младших школьников положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. С этой целью можно предложить детям сочинения и творческие диктанты на темы: «Моя любимая мамочка», «О моём друге», «Тёплое слово и в мороз согреет», «У сильного всегда бессильный виноват», «Как можно позаботиться о близких людях» и т.д.

   Итак, работа по обогащению словаря лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения  орфографических ошибок в письменной речи детей, потому что она развивает у школьников с тяжелыми нарушениями речи разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему, формирует уважительное и заботливое отношение к старикам, близким людям, товарищам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Индивидуальное воспитание младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

       В педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей обучающихся и осуществления воспитания на основе индивидуального п...

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"

В статье приведены игровые технологии, которые можно применять  при изучении  правил дорожного движения....

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...

ЗНАЧЕНИЕ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Статья, посвященная особенностям воспитания и обучения несовершеннолетних с тяжелыми нарушениями речи....