Весна
учебно-методический материал по логопедии (1 класс)

Полтавская Зоя Александровна

Лексическая тема

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лексическая тема26 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ВЕСНА

Знать:

Названия и последовательность времён года. Называть время года предшествующее весне и следующее за ней. Называть весенние месяцы по порядку и вразбивку. Называть основные признаки весны ( что происходит с природой погодой в марте, апреле, мае, как ведут себя животные, чем занимаются люди ( Знать весенние праздники.)

Какие птицы прилетают первыми. Что такое оттепель, проталина, капель, посевные, саженцы, ледоход.

Лексика:

Подбирать синонимы ( птицы поют – чирикают, щебечут, заливаются, кричат, птицы проворные – быстрые, шустрые, прыткие, ловкие, резвые. )

Подбирать антонимы ( ранняя – поздняя, прозрачный – мутный, сильный – слабый, быстрый – медленный )

Образовывать приставочные глаголы ( улетают, прилетают, влетают, залетают, перелетают, таял – растаял, оттаял, стаял )

Образовывать сложные слова (ледоход, первоцвет )

Подбирать слова – признаки ( весна – ранняя, долгожданная, звонкая, радостная, бушующая )

Подбирать слова – действия ( трава – пробивается, зеленеет, растёт, сохнет, вянет, желтеет )

Подбирать родственные слова ( весна – веснушки, весенний, весной

Трава – травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник

Грамматика:

Образование множественного числа словосочетаний (прилетевшая птица - прилетевшие птицы – нет прилетевших птиц, набухшая почка - набухшие почки – много набухших почек )

Образование словосочетаний с уменьшительно – ласкательными суффиксами (проворные птицы – проворненькие птички, молодая трава – молоденькая травка )

Изменять глаголы по временам ( снег тает – растаял – растает – будет таять, птица прилетают – прилетели – прилетят )

Образовывать признаки от действий  (журчать – журчащий, щебетать – щебечущий, лопаться – лопнувшие )

Образовывать признаки от предметов ( весна – весенний, птица – птичий., март – мартовские, солнце – солнечная )

Подбирать предметы к признакам ( весеннИЙ – день, луч, весеннЯЯ – погода, капель, весеннЕЕ – настроение, солнце, небо, весенИИ – деньки, цветы, каникулы )

Работа с предложением:

Составление предложений по опорным словам ( лёд, река, на, трескается. Земля, из – под пробиваться, травка )

Составление сложноподчинённых предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО ( Засветило солнышко, потому что… Снег тает, потому что…)

Работа с деформированным предложением ( Весной засыпают насекомые. Под рекой тает лёд. Птицы прилетают из – под тёплых краёв. )

Связная речь:

Составление рассказа «Пришла весна» с опорой на картинки –символы: ( часы, солнце, снег, ручьи, крыша, ветка, жук, гнездо )

Составление описательного рассказа по плану (Приметы весны, весенние месяцы, перелётные птицы, труд людей весной, поведение животных)

Составление рассказов по теме:

«Весенние изменения в природе»

«Игры детей весной»

«Труд взрослых весной»

«Чем тебе нравится весна»

Пересказать текст с изменением времени действия:

«Весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышко ничего не мешает. Весна наступает на реке. Лёд тает, трещит и раскалывается на части. Весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья»

Объяснить значения выражений:

  • лёд тронулся
  • первая ласточка

Ответить на вопросы:

  1. Почему весна приходит после зимы а не после осени?
  2. Почему так называют: Подснежник, проталина, саженцы, капель, веснушки, первоцвет?

Звуко – слоговой анализ, схемы слов и предложений, грамота.

Сосчитать количество слов в предложении ( Скворец выводит птенцов в скворечнике. )

Нарисовать схему предложения. |____   ____   ____  _  ____ .

Разделить каждое слово на слоги.

Нарисовать схемы слов ( проталина, капель, грач, ласточка )

Записать в тетради названия весенних месяцев и перелётных птиц.

Записать предложения ( На осине лопнули почки. На огороде посадили огурцы. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Творческая мастерская. Весна идет! Весне дорогу!"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Гармония": Г.Новицкая "Подснежник"....

Внеклассное мероприятие "Весна идёт.Весне дорогу!" 2 класс

Внеклассное мероприятие на тему "Поиски, находки, сценарии" Встреча весны это особый праздник. Вспомним как встречали весну раньше и как мы это делаем сейчас....

Урок литературного чтения Тема: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной».

Задачи урока:познакомить учащихся с произведениями: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной»;пробудить познавательную активность;работать над осознанностью чтения, над раз...

Весна,весною,о весне 3класс Гармония

Презентация урока Русский язык...

Внеклассное мероприятие Тема: «Весна! Весна! И все ей рады! Цели: закрепить знания о весне

Внеклассное мероприятие Тема: «Весна! Весна!  И все ей рады!Цели: закрепить знания о весне...