Дисграфия
презентация к уроку по логопедии (1 класс)

Ересько Ольга Анатольевна

Дисграфия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дисграфия919.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИСГРАФИЯ Технология знакомства родителей и педагогов со специфическими ошибками на письме

Слайд 2

1. Знакомим родителей и педагогов с понятием и причинами Дисграфия не возникает из пустоты! Необходимо начинать профилактические мероприятия до того, как обнаружатся специфические ошибки на письме, до начала обучения ребенка грамоте, в дошкольном возрасте.

Слайд 3

2. Объясняем родителям и педагогам важность коррекционной работы Дети с дисграфией , нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными методами.

Слайд 4

Дисграфия («графо»-пишу, « дис »- расстройство) - частичное, нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Слайд 5

3. Знакомим родителей и педагогов с обеспечением п роцесса согласованной работой четырех анализаторов графема фонема кинема артикулема

Слайд 6

Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс

Слайд 7

Собственно письмо включает ряд специфических операций 1. Замысел или программа письма Осознать задачу письма Построить программу Контролировать реализацию программы на протяжении письма. (программирование осуществляется в лобных долях) 2. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. - определение последовательности звуков в слове. – уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы. Акустический анализ и синтез протекают при участии артикуляции

Слайд 8

3 . Перевод фонем (слышимых звуков) в оптические образы (буквы) (Осуществляется с участием зрительного анализатора) 4. « Перевод оптических образов в кинетические» (кинемы) (осуществляется с участием двигательного анализатора

Слайд 9

Процесс письма в норме осуществляется на основе сформированности речевых и неречевых функций: Слуховой дифференциации звуков Правильного произношения звуков Языкового анализа и синтеза Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза Сформированности лексико-грамматической стороны речи (словообразования и словоизменения)

Слайд 10

Неречевые функции Восприятие (слуховое, зрительное) Память Внимание Мышление Психомоторика Оптико-пространственные представления Невербальный интеллект Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.

Слайд 11

4. Знакомим родителей и педагогов с примерами проявления дисграфии

Слайд 12

Выбираем те типы специфических ошибок, которые обнаружили, поясняем их, не называя форм дисграфии пропуск букв в слове « снки » - санки « кичат » - кричат пропуск буквы на стыке слов «ста» Л лакать « прилетае » Т _только зимой пропуск слога, включающих одинаковые буквы «наста» ЛА «ходи » ЛИ

Слайд 13

Перестановки букв и слогов Чулан – « чун ал » зима – « зи ам » Вставки лишних букв « ш Е кола », « девоч И ка » , « яр Е че » « ла Н мпа » Повтор первой буквы « а август » « с скоро » Разделение одного слова на части «У ___ тюг » « о___ кно » Слияние нескольких слов в одно « детииграли »

Слайд 14

Недописывание слов « красн » ЫЙ -красный Смешение по кинетическому сходству О – А « б о нт » « ур а ки » Б -Д « лю д ит » и – у « пр у рода » т – п « а т рель » – апрель Смешение по оптическому сходству О - С У –Д И – М

Слайд 15

Акустическая дисграфия Возникает из-за нарушения фонемного распознавания , дифференциации фонем. Ребенок не различает (не распознает) акустически близкие звуки на слух , при норме произношения.

Слайд 16

Смешиваются следующие фонемы обозначающие звонкие - глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.) свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж) а ффрикаты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.) лабиализованные гласные ( О – У; Е -Ю) Сонорные ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д. Замена гласных: 0 –У (« тОча » - туча) Е –И («лес» – лис)

Слайд 17

Артикуляторно-акустическая дисграфия Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание

Слайд 18

ПРИМЕРЫ ОШИБОК Р-Л, С-Ш, Ж-З Р ак – л ак с тол – ш тол ж ук – з ук ковё р – ковё л с кала – ш кала ко ж а - ко з а Щ-Ч Т-Ч щ енок – ч енок т е т радь – ч е ч ра ч ь Ц-С Ц-Т ц ыплёнок – с ыплёнок рукави ц ы - рукави т ы П-Б б у б лик – п у п лик ( п у б лик, б у п лик )

Слайд 19

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Обучающийся испытывает затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Слайд 20

Ошибки анализа и синтеза 1.Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного) 2. Несформированность деления слов на слоги, слоги на звуки. 3. Пропуски в словах согласных букв, при их стечении 4. Пропуски гласных букв 5. Перестановка букв 6. Вставка лишних букв

Слайд 21

Формы звукового анализа Выделение звука в слове Выделение звука из слова Количественный анализ Последовательный анализ Позиционный анализ Если ребенок в дошкольном возрасте не овладел формами звукового анализа, то при обучении грамоте ему не удастся справиться с этой сложной задачей в отведенные школьной программой короткие сроки.

Слайд 22

Оптическая дисграфия Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций, зрительного анализа и синтеза, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Слайд 23

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш Замена оптически сходных букв п-т Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е-з

Слайд 24

Аграмматическая дисграфия Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении . - Ребенок пишет аграмматично , т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). - Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Слайд 25

Аграмматическая дисграфия Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения Грубые нарушения последовательности слов Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение) Замена форм ед.числа существительными мн.числа Замена окончаний Замены приставок, суффиксов ( словообразование)

Слайд 26

5. Какие вопросы задаем родителям Ваш ребенок левша? Ваш ребенок посещал логопедическую группу? В Вашей семье говорят на двух или более языках? Есть ли у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием? Есть ли у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием?

Слайд 27

6. Обращаем внимание на выявленные в ходе обследования проблемы Ваш ребенок смешивает буквы по оптическому сходству: б-п , т-п , а-о , е-з , д-у . Есть ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). Есть проблемы, вызванные нарушением фонематического восприятия, поэтому смешиваются гласные о-у , ё-ю , согласные р-л , й-ль , парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц , ч, щ . Наблюдаются пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Слайд 28

7. Даем рекомендации родителям Соблюдать режим дня Выполнять гимнастику Записать ребенка на занятия к логопеду Обратиться к психоневрологу, педиатру (возможно необходимо назначить физиотерапию, витаминотерапию, в сложных случаях, медикаментозная поддержка назначается только лечащим врачом!)

Слайд 29

Даем рекомендации родителям Некоторые упражнения, в зависимости от формы выявленного нарушения Например, упражнение «Корректурная правка», Упражнение «Пишем вслух»

Слайд 30

8. Даем рекомендации педагогам Направить ребенка на консультацию к логопеду. Обратиться к психоневрологу, педиатру. Обратить внимание на объем нагрузки, посадку ребенка в классе, кто сидит рядом, как проводить оценивание работ ребенка с дисграфией .

Слайд 31

Даем рекомендации педагогам 1 задание. Сформировать зрительное восприятие буквы в различных шрифтах. Проводится ознакомительная и познавательная работа по распознаванию начертаний букв, нахождению сходства и различия. Эффективным является показ стилизованных букв. В своей работе большое внимание уделяю восприятию буквы в различных шрифтах и возможности их использования. 2 задание. Сформировать зрительный гнозис и праксис . Игра “ Путаница”. Надо найти спрятанную новую букву занятия и обвести по контуру. Проводится работа по разъяснению понятий: “обвести в круг ” и “по контуру”. 3 задание. Выявить образ буквы в зашумленном, заштрихованном варианте. отношений.

Слайд 32

Даем рекомендации педагогам 4 задание. Сформировать зрительное восприятие образа буквы. Определить букву в неправильном положении. На данном этапе проводится работа по развитию пространственного восприятия, формированию понятий: “наклон”, “лево” и “право”. Проводится работа над формированием речевых обозначений пространственных отношений. 5 задание. Научить дифференцировать оптически смешиваемые буквы. Выделение знакомой буквы по контуру. На данном этапе проводится работа по определению пространственного расположения предметов.

Слайд 33

Даем рекомендации педагогам 6 задание. Развивать зрительный анализ и синтез. Раскрашивание и выделение только знакомой буквы. На данном этапе уделяется внимание упражнениям на развитие фонематического анализа и синтеза соответствующего звука. 7 задание. Развивать пространственные отношения. Добавить недостающий элемент. Игра “Буква сломалась”. На данном этапе проводятся задания по развитию восприятия определяющих пространственные предлоги. 8 задание. Сформировать зрительное узнавание буквы. На данном этапе целесообразно проводить занятия по лепке, рисованию, штриховке, графические диктанты.

Слайд 34

Спасибо за внимание!

Слайд 35

Список литературы Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.-Воронеж, 2001. - С.7-20. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи. // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос , 1997. - С.502-512. Логинова Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208с. Садовникова И.Н. Дисграфия , дислексия : технология преодоления, М.:Парадигма . -155с. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: Сфера ТЦ, 2003. - 288с . «Учение без мучения. Коррекция дисграфии . Комплект из 2-х книг» Подробнее: http://www.labirint.ru/books/149868/ Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, Тетрадь №1, Мазанова Б.В., 2006 . Логопедия. О птическая дисграфия . Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, тетрадь № 5, Мазанова Е.В., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)

laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...

Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...

Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции

Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...