Дифференциация Ы-И
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Лямкина Наталья Станиславовна

Коеспект урока для детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока402 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

Речевые:

1. Закрепить знания детей о твёрдости и мягкости согласных звуков.

 2. Дифференцировать согласные звуки перед гласными: И-Ы.

 3. Формировать умение грамматически правильно обозначать твёрдые и мягкие согласные на письме при помощи букв: И, Ы.

 4. Развивать фонематическое восприятие.

Неречевые:

1. Развивать зрительно-моторные координации, мелкую моторику кисти и пальцев рук, слуховое внимание, навыки самоконтроля.

 2. Развивать умение взаимодействовать в группе, принимать общее решение, быть добрыми и отзывчивыми.

Оборудование:

фигуры мамонтёнка, слона;

набор карточек-“льдинок” с заданиями и для поощрения за правильный ответ;

песня  “Мамонтёнка”;

2 наборных полотна;

серия предметных картинок: лиса, белка, сосна, ёлка.

Индивидуально для каждого ребёнка:

наборы фишек синего, зелёного, красного цвета для составления “звуковых схем”;

Ход занятия

I. Организационный момент.

Вступительная беседа.

Мамонтёнок попал в беду. Он потерял свою маму. К ней малыш сможет попасть, перебравшись через море “Русского языка” по “льдинкам”.

“Льдинки” эти непростые, это задания, которые нужно выполнить во время занятия. Тогда “льдинки” образуют мост, и по нему Мамонтёнок пройдёт на берег к своей маме.

– Поможем малышу?

II. Основная часть.

1. Сообщение темы и целей занятия:

– Помогая Мамонтёнку, будем учиться читать и писать слова, в которых после твёрдых и мягких согласных стоят буквы…. А вот какие попробуйте догадаться сами.

– Прочтите слова, записанные на доске, выделите гласные буквы, которые встречаются чаще других:

сыр        

мир

мыло        

тир

дом        сад мышь         тигр

– С какими буквами будем работать?

2. Сравнение звуков И – Ы по акустическим признакам.

Сравнение гласных Ы – И в печатном и рукописном шрифте.

3. Развитие слухового внимания и фонематического анализа.

а) Соотнесение слогов со “звуковыми схемами”.

 с мягким согласным – фишка зелёного и красного цвета; с твёрдым согласным – фишка синего и красного цвета)

(Слоги: ты – ти, ми – мы, ни – ны, ви – вы, ры – ри. (Образец рассуждения: в слоге МИ согласный М – мягкий, ставлю под схему с зелёной фишкой)

– Проверьте выполненную работу, прочтите слоги, стоящие слева. Что у них общего?

– Почему согласные в этих словах произносятся мягко?

(аналогично со слогами с твёрдыми согласными)

– Чем различаются слоги, стоящие слева и справа?

– Какие гласные подсказывают, что согласные твёрдые, а не мягкие?

– Прочтите слоги очень внимательно. В каких слогах спрятались слова? (мы, ты, вы)

– К кому мы обращаемся при помощи этих слов?

За каждый правильный ответ и за каждое выполненное задание ребёнок получает поощрительную карточку в форме льдинки. По количеству заработанных льдинок выставляются оценки в конце занятия.

– Первое задание выполнено правильно. Начинаем строить мост с малиновой льдинки.

б) Игра “Буквы рассыпались”.

Из красного конверта, лежащего на столе, достаньте буквы и попробуйте составить из них слова (уши, мыши, лыжи)

– Верно ли, что буква и может стоять после твёрдого согласного?

– После каких твёрдых согласных всегда пишется буква и?

– Прочтите слова, которые вы составили и выделите слоги с буквой и. (Мамонтёнок продвигается по мостику)

– Молодцы, ребята. Мамонтёнок перебирается ещё на одну льдинку, скоро он встретится со своей мамой. Но чтобы он не заболел в пути, поможем ему укрепить здоровье.

4. Физминутка. Раз грудинку, два грудинку.

III. Работа над темой (продолжение).  

1. Работа по словоизменению. Образование имён существительных множественного числа:

– Прочтите слова, записанные на доске:

ёж-        

карандаш -        

уж -

нож -        

пляж -        

мышь-

– Сколько предметов обозначает каждое слово?

– Измените, слова так, чтобы они стали обозначать не один, а несколько предметов и запишите эти слова в тетрадь.

2. Развитие зрительно-моторных координаций.

Работа по зрительно-двигательным траекториям. Слова-паронимы.

– Благодаря нашей помощи, Мамонтёнок начал продвигаться по мостику, выполним следующее задание.

На доске: и предметные картинки мышки и мишки.

– Прочтите слово с мягким согласным, стоящим вначале. Покажите мишку.

– Что произойдёт со словом, если вместо гласной И мы поставим Ы? Покажите мышку.

Составьте словосочетания, соединив слова при помощи стрелок.

плюшевый        

мышка                    шустрая        мишка

– Какими буквами отличается написание этих слов?

– Составьте предложения с данными словосочетаниями.

3. Обогащение словаря (многозначные слова; слова, обозначающие название детёнышей животных). Развитие слухового внимания.

– У вас на карточках написано стихотворение, но чтобы его прочитать, нужно вставить пропущенные буквы: И или Ы. Вставьте буквы и прочтите стихотворение.

Шла л…с…ца вдоль троп…нки

 И несла гр…бы в корз…нке:

 Пять опят и пять л…с…чек

 Для л…сят и для л…сичек.

И. Мазнин.

– О каких лисятах и лисичках идёт речь?

– Как называется детёныш лисы? А если их много? Назови всю “семью” лисы: папа – …, мама – … дети – …. .

– Какая буква “показывает”, что согласный произносится мягко?

– Наш герой уже почти добрался до берега, ему осталось совсем чуть-чуть до встречи с мамой. Выполним последнее задание.

IV. Итог занятия.

– Мамонтёнок встретился бы со своей мамой, но ему не хватило маленького кусочка льдинки. Льдинок – заданий больше нет.

-Как нам быть, где взять льдинку? Кто поможет Мамонтенку? (кто-то из детей отдает свою поощрительную льдинку)

– Я очень рада, что ваша доброта и отзывчивость помогли состояться этой встрече.

-Давайте вспомним, какую работу нам пришлось выполнить, чтобы Мамонтёнок нашёл свою маму.

– Вспомните, какие слова с буквой И нам сегодня встретились? А с буквой Ы

у  ш  и  м ы ш и л ы ж и

у  ш  и  м ы ш и л ы ж и

у  ш  и  м ы ш и  л ы ж и

Шла л…с…ца вдоль троп…нки

 И несла гр…бы в корз…нке:

 Пять опят и пять л…с…чек

 Для л…сят и для л…сичек.

Шла л…с…ца вдоль троп…нки

 И несла гр…бы в корз…нке:

 Пять опят и пять л…с…чек

 Для л…сят и для л…сичек.

Шла л…с…ца вдоль троп…нки

 И несла гр…бы в корз…нке:

 Пять опят и пять л…с…чек

 Для л…сят и для л…сичек.

Шла л…с…ца вдоль троп…нки

 И несла гр…бы в корз…нке:

 Пять опят и пять л…с…чек

 Для л…сят и для л…сичек.

Шла л…с…ца вдоль троп…нки

 И несла гр…бы в корз…нке:

 Пять опят и пять л…с…чек

 Для л…сят и для л…сичек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Аккустическая дисграфия.Дифференциация С-Ш

Дана краткая характеристика видовдисграфии. Представлен  практический материал по дифференциации С-Ш....

Проблема дифференциации в педагогической теории и её практическое решение в педагогической практике

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с...

Дифференциация звуков "С-Ц"

Урок  дифференциации звуков "С-Ц"  в слогах, словах, фразах. К уроку прилагаеся слайдовая презентация....

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...