"Взаимосвязь нарушения речевого развития и успеваемости ребёнка в школе"
статья по логопедии

Пиманова Анна Анатольевна

В данной статье рассмотрены причины возникновения нарушений письменной речи у младших школьников.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Взаимосвязь нарушения речевого развития и успеваемости ребёнка в школе»

Учитель - логопед Пиманова А.А.

ГБОУ СОШ № 191

Переход от дошкольного детства к периоду школьного обучения - важный этап в жизни каждого ребёнка. Ведь во время обучения в школе для него открывается новый мир знаний, умений и навыков.

Каждый родитель задаёт себе вопрос, будет ли успешным обучение в школе? С какими трудностями, возможно, предстоит столкнуться?

По данным учёных в последние годы наблюдается увеличение количества детей с различными трудностями в усвоении учебных программ в начальной школе. Самую многочисленную группу составляют дети с отклонениями в речевом развитии. На момент поступления в школу по статистике около 30% всех детей имеют проблемы в развитии речи, которые в дальнейшем влияют на усвоение учебных программ, в основном по родному языку и чтению.

Согласно психолого-педагогической классификации (по Р. Е. Левиной) нарушения речи подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

Вторая группа — нарушения в применении средств общения.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Рассмотрим, как нарушения, относящиеся к первой группе, влияют на возникновение нарушений письменной речи у младшего школьника:

  • Фонетическое недоразвитие речи - нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Нарушение затрагивает один или несколько звуков. Недостатки произношения звуков в первую очередь сказываются на общем звучании речи. Эти нарушения, безусловно, требуют коррекции, но они не всегда отражаются на усвоении учебных дисциплин. Тем не менее, эти нарушения всегда препятствуют гармоничному развитию личности, поскольку снижают самооценку ребёнка.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)– речевое нарушение, при котором у ребёнка страдает не только произносительная сторона речи, но и нарушен фонематический слух (способность различать звуки речи, близкие по звучанию и произношению). Такие недостатки неизбежно отражаются на письме и чтении, и проявляются в специфических ошибках. Устранение фонетико-фонематического недоразвития речи возможно лишь в ходе коррекционно-логопедического воздействия, что позволяет в дальнейшем учащимся успешно усваивать учебную программу.
  • Фонематическое недоразвитие речи  при правильном звукопроизношении, характеризуется нарушением развития фонематического слуха. Данный вид нарушения проявляется в различных ошибках при письме и чтении (пропуски, перестановки, добавления, повторы букв и слогов, не дописывание окончаний, замены и смешения), которые носят стойкий характер. Устранение проявления фонематического недоразвития речи возможно только при направленном воздействии логопеда на учащегося в условиях логопедических занятий.
  • Общее недоразвитие речи – это недостаточная сформированность всех компонентов речевой системы: звукопроизношения (может быть в норме, особенно если ребёнок посещал логопедическую группу детского сада), словаря (непонимание значений отдельных слов, неправильное их употребление), грамматического строя речи (неумение связать слова с помощью предлогов и окончаний). Страдает также фонематический слух, но особенно связная речь. Ребёнок не может выразить свои мысли, полно ответить на вопрос, пересказать прослушанный текст. Учащиеся с I - III уровнем общего недоразвития речи могут успешно усваивать учебную программу лишь в условиях специально организованного коррекционно-логопедического воздействия в учебных заведениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Учащиеся с IV уровнем общего недоразвития речи обучаются преимущественно в массовой школе, но нуждаются в логопедических занятиях, так как недостаточная сформированность всех компонентов речевой системы оказывает негативное влияние на усвоение учебных программ.

Хочется особо отметить, что нескорректированные в дошкольный период речевые нарушения, в школьном возрасте уже носят устойчивый характер и труднее корректируются, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного владения устной речью. В свою очередь, коррекция речевых недостатков, проведенная в дошкольном возрасте, позволяет в дальнейшем избежать появления трудностей в усвоении учебных программ в период обучения в школе.

Литература

1. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. ― М.,1961

2. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. ― М.: Владос, 1997.

4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое консультирование родителей по проблеме успеваемости ребёнка в школе.

В рамках данной темы необходимо рассмотреть вопросы, связанные с психологической готовностью ребёнка к школе, которая имеет два основополагающих компонента: личностная готовность и интеллектуальная го...

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....

Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.

Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...

Беседа логопеда с родителями. Предрасположенности детей к нарушенному речевому развитию и их предупреждение.

Беседа составлена для выступления логопеда на родительском собрании с целью пополнения знаний родителей о развитии ребенка (в том числе речевом); для раннего привлечения внимания родителей к создания ...

Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием

Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием...