Коррекционное подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса с ОВЗ по теме: " Деление слов на слоги. Дикие животные."
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_dekabr_tehnologicheskaya_karta_arseneva.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия

Учитель-логопед ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга  Арсеньева Е.А,

Предмет: подгрупповое логопедическое занятие  

Класс: 2 А  

Программа:  Коррекция нарушений устной и профилактика письменной речи у учащихся с ОВЗ.

Тема занятия: Деление слов на слоги. Дикие животные.  

Тип занятия:  закрепление изученного  материала.

Форма занятия: подгрупповое  (3 человека).

Оборудование: Демонстрационный материал – компьютер,  картинки (Дикие животные, следы животных, елочки, поезд с тремя  вагончиками). Видео музыка «Зимний лес». Маркеры для работы у доски и для работы на рабочих листах.  Слова, разрезанные на слоги.

Раздаточный материал –  Разрезные картинки, распечатанные карточки с логопедическими примерами, слоговые таблицы, разрезанные слоги (семья диких животных), карточка выдели второй слог из слов названий картинок, составь из слогов слова из слов предложение.

 Цели:  закреплять умение  делить слова на слоги.

Задачи:

  1. Образовательные:

- Продолжать  закреплять умение делить слова на слоги.

- Продолжать  учить вычленять слоги  и составлять из этих слогов новые слова.

- Закреплять умение составлять из слов предложения.

           - Закреплять умение выполнять  сложный  языковой анализ предложения.  

      - Закреплять умение   составлять схему предложения, выделяя предлог в треугольник, ставить точку.

      - Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Дикие животные».  

  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развивать умение правильно, образовывать притяжательные прилагательные.
  • Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Совершенствование зрительного, слухового, тактильного восприятия;
  • развитие неречевых психических функций: внимания, зрительно-слуховой памяти, мышления.

           3. Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения к живой природе, интерес и наблюдательность. Воспитывать    доброжелательное отношение к сверстникам. Умение уступать и договариваться. Четко соблюдать правила игры

 

Планируемые результаты занятия

Предметные БУД

Метапредметные БУД

Личностные БУД

 

Продолжать учить  составлять предложение из слов вразбивку в нужном порядке.

Продолжать учить   выполнять  сложный  языковой анализ предложения.

Продолжать учить    составлять схему предложения, выделяя предлог в треугольник.

Продолжать учить    подбирать правильный по смыслу  предлог.

Продолжать учить    использовать информацию от просмотренного материала (видео).

Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Дикие животные».

Познавательные: умение отвечать на поставленные вопросы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение работать по предложенному плану.

Регулятивные: научиться: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль с направляющей помощью педагога; производить оценку своей деятельности и деятельности другого ученика; работать в паре и самостоятельно; выполнять действия по инструкции педагога.

Коммуникативные: Учащиеся должны научиться: действовать в рамках «учитель-ученик», «ученик-ученик»; вступать в диалог при ответе на вопрос, продуктивно взаимодействовать в подгруппе.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности через использование разнообразных форм и приемов работы.

Ход занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающегося

Формируемые УУД

  1. Мотивация к деятельности
  1. Организацион-
    ный момент.

Создание эмоционально положительного настроя.

Путешествие в лес за ёлками к Новому году.

 

Учащиеся стоят в шеренгу. Определяют время года и месяц. Отвечают на вопрос «Почему скоро Новый год?» Садятся в поезд согласно купленным билетам. Сколько слогов в имени ребёнка, такой у него и номер вагона.  

П: выполнение задания на развитие зрительно-пространственных функций; на расширение словарного запаса.

Р: Умение осуществлять самоконтроль качества выполняемы упражнений. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Умение следовать инструкции логопеда.

К: Умение действовать в рамках «учитель – ученик» и «ученик-ученик»

  1. Актуализация необходимых знаний.

Введение в логопедическую тему.

Развиваем зрительно-пространственные функции.

Вопрос: С какими животными мы продолжаем знакомиться?

Продолжаем учиться собирать слова из слогов и делить слова на слоги.

Собирают картинку животного из частей, называют  количество слогов в слове. Определяют, в каком вагончике поедет этот персонаж по количеству слогов в названии животного.  Называют тему «Дикие животные».  

П: Совершенствование зрительно-пространственных навыков.

Р: умение действовать по плану.

К: выстраивание диалога с учителем при ответе на вопросы.

Организация познавательной деятельности.

  1. Развитие умений  образовывать притяжательные прилагательные.
  2. Развитие умений вычленять лишнее. Развитие логики.  
  3. Развитие умений  решать логопедические примеры, вычленять слоги и составлять из оставшихся слогов новое  слово.
  4. Развитие умений  выделять гласные в слове, определять их количество, записывать слово по слогам.

Физкультминутка

  1. Развитие  умений называть животных ласково, составлять слово из слогов вразбивку.

  1. Развитие умений делать  сложный  языковой анализ  слогов. Формирование словарного запаса.

  1. Формирование умений  вычленять второй слог из названий картинок, Составлять из слогов слова, из слов предложения

  1. Закреплять умение записывать схему предложения, выполнять анализ предложения.

  1. Закреплять умение отличать   слог, слово предложение.  

На доске дикие животные, спрятанные за ёлкой и их следы.

За правильные ответы получают ёлочки и в течение всего занятия получают жетоны – ёлочные игрушки.

Предлагается подумать, чьих следов на снегу зимой не может быть?

Задание: решить логопедические примеры и определить, какие дикие животные, кроме медведей, спят зимой. Детям выдаются карточки.

Учитель записывает решение на доске.

Задание: записать гласные в таблицу напротив слова для разбора, определить их количество и записать слово по слогам. Учитель проверяет запись деления слова на слоги.

Игра с мячом  «назови  животное ласково».

Задание: закрыть глаза. В руку даётся карточка со слогом. Дети должны выстроиться, правильно составив слово (играют несколько раз)

Игра на внимание: «1,2,3,4,5 будим диких животных мы  считать».  

Развиваем зрительно-пространственные функции.

Задание: выложить из слогов семью диких животных. Назвать её правильно. Учащиеся закрывают глаза, убирается один слог. Нужно определить, какого слога не стало, какой он был по счёту, и вписать его на своё место (играют несколько раз)

Задание: вычленять второй слог из названий картинок. Составить из слогов слово, из слов предложения  

   

         

Задание: записать схему предложения.

Задание: Назовите слоги, слова, какое получилось предложение?

 

   

Учащиеся догадываются,  какое животное спряталось, назвать, чей хвост и следы видны.

Учащиеся  называют притяжательные прилагательные: чей хвост? Чьи следы? (волчий хвост, волчьи следы)  

Определяют, чьи следы зимой лишние? (медвежьи)

 

Учащиеся проговаривают  решение примера (БОБ+РЫБА–БА=БОБРЫ)  

Работают на карточке. Называют животных, которые спят зимой.

Определяют, кто лишний и почему.

Учащиеся записывают гласные в таблицу напротив слова для разбора, определяют их количество и записывают слово по слогам.

 

Учащиеся ловят мяч и называют ласково дикое животное. Если ответ правильный, ребёнок делает шаг вперёд. Если неправильно – шаг назад, если сомневался – стоит на месте.

Учащиеся   выстраиваются друг за другом, читают получившееся слово.

Учащиеся стоят в кругу. Выбирают счет до 10.  Называют дикое животное правильно в соответствии со счетом, хлопая товарища по ладони. Передают ход. Кто невнимательный, пропускает задуманное число, садится на место и  наводит порядок на столе.     

Учащиеся выкладывают из слогов семью животного, закрывают глаза.    Определяют, какого слога не стало, какой он был по счёту, и вписывают его на своё место. Делают проверку.

Учащиеся  работают с карточкой. Вычленяют второй слог из названий картинок. Составляют из слогов слова, из слов предложения.

Записывают схему предложения, Выполняют  языковой анализ предложения (сколько слов, на каком по счёту месте предлог, назови третье слово).

Учащиеся  по карточке называют слоги, слова, предложение.

 

П: Развитие умения   образовывать притяжательные прилагательные. Понимать их смысл.

Р: умение действовать по плану.

К: выстраивание диалога с учителем при ответе на вопросы.

П: Развитие  логического мышления.

Р: Умение выполнять действия по инструкции.

К: Взаимодействие «Учитель – ученик»

П: Развитие навыка  языкового анализа на уровне  слогов.

Р: Умение выполнять действия по инструкции.

К: Взаимодействие «Учитель – ученик»

П: Расширение словарного запаса по теме «Дикие животные». Умение записывать слова по слогам.

Р: Умение выполнять действия по инструкции педагога.

К: Умение вступать в диалог при ответе на вопрос.

П: Формировать умение  составлять слово из слогов вразбивку.

К: выстраивание диалога с учителем при ответе на вопросы.

Р:Развитие общей моторики и координации движений. Развитие внимания, умения действовать в соответствии со словами.

П: Развитие навыка  словоизменения и словообразования.

Р: Умение выполнять действия по инструкции.

К: Взаимодействие «Учитель – ученик»

П: Развитие внимания, памяти,  слогового анализа.

Р: Умение выполнять задание поэтапно.

К: Взаимодействие в  подгруппе.

П: Развитие навыка   чтения.

Развитие   слогового анализа.

Р: Осуществление самоконтроля, оценки собственной деятельности.

К. Умение действовать в рамках «учитель – ученик».

П: Развитие навыков  языкового анализа предложения

Р: Умение выполнять действия по инструкции педагога.

К. Умение действовать в рамках «учитель – ученик» и «ученик-ученик»

П: Различение слов, слогов, предложений.

Р: осуществление оценки своей деятельности.

К: умение правильно выстраивать высказывание, строить предложение.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Подводим итоги.

Л: Что учились делать?  

Л: Что понравилось? Какие были сложности?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Получают жетоны-игрушки на ёлку  и ёлку в подарок.

П:правильно формулировать  виды деятельности на занятии.

Р: осуществление оценки своей деятельности.

К: умение правильно выстраивать высказывание, строить предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".

Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме "Слова похожие, но разные (омонимы)".

Для детей с речевыми нарушениями понимание и употребление омонимов в собственной речи крайне затруднено. Данное логопедическое занятие проводится после изучения тем "Антонимы", "Синонимы". Оно направл...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Коррекционно-развивающее занятие в первом классе для обучающихся с ОВЗ на тему «Деление слов на слоги»

Методическая разработка коррекционно-развивающей образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий....

Презентация к подгрупповому логопедическому занятию для учащихся первого класса . " Слоги. Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез."

Данная презентация является методическим материалом, необходимым  для проведения подгруппового логопедического занятия на тему " Слоги. Слоговой и ...

Логопедическое занятие на тему "Закрепление по теме "Деление слов на слоги"

Конспект группового логопедического занятия для специального (коррекционного)  1 класса (вариант 7.2)...