Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме "Слова похожие, но разные (омонимы)".
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Гайдукова Екатерина Игоревна

Для детей с речевыми нарушениями понимание и употребление омонимов в собственной речи крайне затруднено. Данное логопедическое занятие проводится после изучения тем "Антонимы", "Синонимы". Оно направлено на актуализацию у детей имеющихся знаний по теме "Омонимы" и на формирование желания анализировать данные слова в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы                                                                                                                                  СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА V ВИДА № 573

 Конспект                                                                                                                                                                                                        подгруппового логопедического занятия                                                                                                                                                                   «Слова похожие, но разные (омонимы)».

Учитель-логопед:                    

                     Гайдукова                                                                                                                                                                                  Екатерина                                                                                                                                                                                                       Игоревна

24.04.2014

МОСКВА

Цель: формировать умение употреблять омонимы в речи.

                 Образовательные задачи:  

  • учить находить омонимы в речи,
  • углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению,
  • формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов,
  • показать роль омонимов в речи,
  • учить понимать и использовать термин «омоним».

                  Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;
  • корригировать звуко-буквенный анализ
  • корригировать слуховое и зрительное внимание;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умение применять новые знания;                                                                                                                                                                          
  • корригировать пространственные представления;
  • активизировать и расширять словарный запас;                    
  • корригировать и развивать память, мыслительную деятельность;
  • развивать личностные качества учащихся, эмоционально- волевую сферу (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

                Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку,  ценностное отношение к слову;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • организовать взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развить уважение друг к другу.

Этапы   работы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся                                       (ожидаемые полные ответы и действия)

Примечание (оборудование)

I.Организационный момент (1 минута)

Задачи:

  • создать доброжелательную атмосферу, мотивацию на учёбу,
  • создать ситуацию успеха.

- Доброе утро, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Доброе утро!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.

-Ученики приветствуют присутствующих.

        

 

 

II. Введение в тему занятия.

(2 минуты)

Задачи:

  • создать проблемную ситуацию,
  • формировать умение находить и объяснять значения слов-омонимов,
  • воспитать интерес и уважение к родному языку.
  • корригировать слуховое внимание.

Сообщение темы урока.

-Послушайте мой рассказ и догадайтесь, почему мама и сын не сумели договориться.

Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»

- Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению.

      Дети объясняют, что есть два разных слова: мешать — взбалтывать и мешать — создавать препятствия для работы.

III. Сообщение нового материала. (9 минут)

Задачи:

  • углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению,
  • формировать умение находить и объяснять значения слов-омонимов,
  • воспитывать интерес и уважение к родному языку,
  • воспитать ценностное отношение к слову,
  • учить понимать и использовать термин «омоним»,
  • корригировать слуховое и зрительное внимание,
  • корригировать пространственные представления.
  •  Игра « Отгадай слово».

-Чтобы узнать, как называются такие слова давайте вместе разгадаем кроссворд. Я загадываю слово. Вы ищите отгадку на картинках и записываете слово. Учитель дублирует все действия учеников на доске.

1. Музыкальная нота; пищевой продукт.

2. Снаряд с взрывчатым веществом; выражение лица.

3. Часть ноги; кипа бумаг.

4. Международный протест; музыкальный знак.

5. Съедобные грибы; лесные животные.

6. Фирменный знак; знак почтовый оплаты.

Прочитайте слово, которое получилось по вертикали.

  • Значение термина «омоним».

- Слово «омоним» произошло от двух греческих слов: Омос – «одинаковый», Онима – «имя») . Эти слова одинаково звучат и пишутся, но называют предметы и явления, ничем не связанные между собой, разные.

  •  Игра «Найди омоним».

Выразительно прочитайте стихотворение и определите, есть ли в этом тексте омонимы:

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.

- О чём это стихотворение?

- Назовите слова-омонимы.

- Определите лексическое значение этих слов?

Логопед выставляет на доску изображение шашечной доски и холодного оружия.

Дети отгадывают:

-Соль.

-Мина.

- Стопа.

- Нота.

- Лисички.

-Марка.

Дети называют слово «Омоним».

Дети отвечают:

Это стихотворение о том, что ребята играют в шашки.

Слова-омонимы- шашки.

Шашки- игра белыми и черными кружками. Шашки- холодное оружие.

 Индивидуальные карточки, предметные картинки.

IV.  Закрепление полученных знаний.    (15 минут)

Задачи:

  • формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов,
  • развивать связную речь,
  • активизировать и расширять словарный запас,
  • развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения,
  • корригировать звуко-буквенный анализ;
  • развивать умение сотрудничать и уважать друг друга,
  • чередовать статические и динамические задания.

  • Игра «Загадай слово»

- Вы вытягиваете картинку, на которой изображены слова-омонимы. Ваша задача- объяснить ребятам это слово, не называя его.

Вытягиваете Вы картинку следующим образом: выбираете букву,  в слове эта буква занимает третье место.

Под буквой «р» – слово «норка», под буквой «а»- кран, под буквой «с»- коса, под буквой «к»- лук.

  • Игра «Подбери подходящее слово»

-Омонимы делают нашу речь более выразительной. Слова- омонимы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Омонимы позволяют выразить мысль ярче, острее.

-Работаем в парах. На ваших карточках- стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впишите его. Объясните свой выбор. Слова –подсказки- на доске: лапа, такса, пенка, шишка, сережка.

  • Бросил палку кверху Мишка:
    Падай в шапку с ели,
    шишка!
    Шишка хлоп по голове, -
    Стало
    шишек сразу две.
  • Возвращаясь под вечер с поля,
    Потеряла
    сережку Поля.
    Ту
    сережку нашел Сережка.
    Прибежал, постучал в окошко:
    Отыскалась твоя
    сережка.

- Найдите в последнем стихотворении еще два омонима? Это омоформы. О них мы поговорим в следующий раз.

Учащиеся по очереди объясняют или показывают с помощью жестов и мимики слова-омонимы. Остальные ученики отгадывают слова: кран (водопроводный для слива воды и грузовая машина); норка (хищное животное и убежище маленьких животных в почве) ; лук (зеленый овощ и ручное оружие для метания стрел); коса (девичья прическа, сельскохозяйственное орудие и песчаная отмель).  

Дети вписывают омонимы в стихотворения и объясняют значения слов:

Шишка- выпуклость на лбу, плод елки и сосны.

Сережка- имя мальчика, украшение в ушах; соцветие у растений.                      

- Поля- имя девочки, равнина.                                        

Предметные картинки, карточки с буквами, карточки со стихотворениями..

V. Подведение итогов               (3 мин.)

  • учить использовать термин «омоним»,
  • развивать память, мыслительную деятельность
  • развивать умение применять новые знания.

-  Какие слова называют омонимами?
- Вспомните, какое слово объяснял вам сосед по парте. Составьте с этим словом предложение и запишите.

Дети отвечают: омонимами называют слова похожие по звучанию и написанию, но разные по смыслу.

Дети составляют предложение со словом-омонимом и записывают в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"

Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....

Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе «А» по теме «Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала »

В данном файле представлен конспект открытого коррекционного логопедического занятия "Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала"....

Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]

Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]...

Конспект и подгруппового логопедического занятия по по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Звуки [ч,]- [ц]. Буквы Ч ч, Ц ц.

Конспект по теме «Звуки [ч,]- [ц]. Буквы  Ч ч, Ц ц» предназначены для проведения занятия с учащимися по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Занятие проводится в форме заня...

Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)

Данный конспект занятия был разработан к теме: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы» для 2 класса....

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия. 2 класс (учащиеся с ЗПР) Тема: Закрепление навыка понимания образных выражений и формулирования грамотного высказывания.

Материал будет интересен логопедам, учителям начальных классов. На занятии проводится работа по профилактике оптической дисграфии, закрепляются навыки деления слов на слоги и определения ударной гласн...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие по теме: «Имя существительное» 2 класс (для детей с ОВЗ)

Конспект открытого  подгруппового  логопедического занятия для учащихся 2 класса...