Конспект и подгруппового логопедического занятия по по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Звуки [ч,]- [ц]. Буквы Ч ч, Ц ц.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Дрожжина Галина Алексеевна

Конспект по теме «Звуки [ч,]- [ц]. Буквы  Ч ч, Ц ц» предназначены для проведения занятия с учащимися по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Занятие проводится в форме занятия-путешествия с элементами игры. Учащиеся выполняют артикуляторную гимнастику, объясняя выполнение каждого упражнения, выделяют нужный звук на фоне слова и определяют его характеристики. Дальнейшая работа строится согласно принципу последовательности: учащиеся учатся  дифференцировать звуки [ч,]- [ц] в слогах, словах, словосочетаниях  и тексте (устанавливается связь между звуком и буквой). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon labirint.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к занятию

Тема: Звуки [ч,]- [ц]. Буквы  Ч ч, Ц ц.

Лексическая тема: «Цветы».

Автор: Манаева Галина Алексеевна. ГБОУ школа № 6

Предмет: Логопедия

Класс (учащиеся с ТНР): 3

Форма проведения: подгрупповое логопедическое занятие-путешествие (лабиринт) с элементами игровой технологии.

Время проведения: 30 минут

Конспект и презентация по теме «Звуки [ч,]- [ц]. Буквы  Ч ч, Ц ц» предназначены для проведения занятия с учащимися по коррекции нарушений при акустической дисграфии. Занятие проводится в форме занятия-путешествия с элементами игры. Учащиеся выполняют артикуляторную гимнастику, объясняя выполнение каждого упражнения, выделяют нужный звук на фоне слова и определяют его характеристики. Дальнейшая работа строится согласно принципу последовательности: учащиеся учатся  дифференцировать звуки [ч,]- [ц] в слогах, словах, словосочетаниях  и тексте (устанавливается связь между звуком и буквой). Занятие проводится в подгруппе. Учащиеся выполняют индивидуально и в парах задания, которые представлены в устной форме, на карточках и на интерактивной доске.

Представленный материал позволяет учителю в игровой форме сформулировать тему занятия, поставить перед учащимися проблему и предложить пути её решения. В конце занятия учащиеся оценивают предложенные задания с точки зрения личного интереса.

Цель: дифференциация звуков [ч,] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез;
  2. Развивать внимание, память и мыслительные процессы.

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнять артикуляцию и  определять  характеристики звуков;
  2. Формировать навык  звукобуквенного  анализа слов;
  3. Развивать подвижность артикуляторной моторики;
  4. Актуализировать и расширять словарь по лексической теме;
  5. Развивать навык согласования прилагательных и существительных;
  6. Развивать навык подбора антонимов.

Воспитательные:

  1. Формировать умение слушать и отвечать по мере надобности;
  2. Формировать навык работы в группе и индивидуально;
  3. Формировать навык самоконтроля.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация; карточки с заданием, карточки с загадкой, зеркала для каждого учащегося; карточки с буквами, карта лабиринта; смайлики на магнитах для каждого учащегося (улыбающийся, грустный)

План-конспект занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

                                            1. Организация начала урока

Учитель здоровается с учащимися.

Учащиеся здороваются с учителем и после разрешения садятся за парты.

                            2. Вводная часть. Объявление темы занятия

«Посмотрите на экран. Что вы видите?»

«Что нужно сделать?»

«Выполните задание»

«Какое слово   получилось?»

«Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по лабиринту»

А) Артикуляторная гимнастика.

«А перед путешествием нам нужно немного размяться.

  1. «Улыбка» - «Трубочка»

  1. «Лопатка»

  1. «Качели»

      4. «Кошка сердится»

Б) Отгадывание загадки.

«Разминку выполнили, молодцы! А теперь пришло время узнать героев нашего путешествия. Прочитайте загадку по порядку номеров на ваших карточках».

Учитель раздаёт карточки.

«О ком идёт речь?»

«Героями нашего путешествия будут Дюймовочка и принц».

«Назовите 5 звук в слове принц».

«Назовите 8 звук в слове Дюймовочка».

«Сегодня на занятии мы будем учиться отличать звуки [ч,] – [ц]».

В) Характеристика звуков

«Звук [ч,]. В каком положении при произнесении находятся

-губы

- язык

-голосовые связки».

«Звук [ц]. В каком положении при произнесении находятся

-губы

-язык

- голосовые связки».

«Дайте характеристику звуку [ч,

«Какой буквой обозначается на письме?»

«Дайте характеристику звуку [ц]»

«Какой буквой обозначается на письме?»

«Чем звуки отличаются?»

Г) Построение пути

«Посмотрите на лабиринт. Нужно помочь принцу прийти к Дюймовочке. Что необычного вы заметили?»

«Двери- это препятствия, которые вы должны помочь преодолеть принцу, выполнив задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать детали картинки».

Учитель даёт карту.  

«Составьте путь следования принца».

«Путь составили. Значит пора отправляться».

Д) Дифференциация звуков ч-ц  в слогах.

«1 задание. Нужно помочь принцу перебраться через ручей. Работаем в парах. Один из учащихся нажимает на каждый камень последовательно и называет появляющиеся слоги. Как только весь ряд будет назван, второй участник – повторяет весь названный ряд. Затем вы меняетесь местами».

Е) Дифференциация звуков ч-ц в словах.

«Принц попал на цветочную полянку. Назовите цветы, которые он смог увидеть. Какой звук [ч,] или [ц] есть в названии каждого цветка? Где находится этот звук: в начале, середине, конце слова? Обозначьте это на схеме».

Пример схемы на доске:

Учащимся необходимо расположить карточку с изображением звука [ч,] или [ц] на схеме в зависимости от положения звука в слове.

начало

середина

конец

Ж)  Дифференциация звуков ч-ц в словосочетаниях.

«Принц очутился в небольшом селе. Назовите предметы, которые он там увидел. Какой звук есть в названии каждого предмета [ч,] или [ц]? »

«Составьте словосочетания, назвав предмет и его признак».

Назовите антоним к получившемуся словосочетанию. Какой звук [ч,] или [ц] есть в каждом слове?»

Так работа проводится с каждым словосочетанием.

З) Дифференциация звуков ц-ч в тексте.

«Последнее задание для принца. Что это?»

«Прочтите текст».

«Что нужно сделать?»

Учитель предлагает выполнить это задание на карточках.

Взаимопроверка.

«Итак, принц пришёл к Дюймовочке. Что же он увидел. Соберите картинку из полученных деталей».

«В котором его ждала прекрасная Дюймовочка»

«Наше путешествие подошло к концу. Пришло время возвращаться. А вернёмся мы с вами на поезде. Давайте вспомним. Какие задания мы выполняли».

«У каждого из вас есть два смайлика: улыбающийся и грустный. Прикрепите улыбающегося к тому заданию, которое вам наиболее понравилось, а грустного -  к наименее понравившемуся».

«Мы вернулись. Какие звуки мы учились отличать сегодня на занятии?»

«Слоги и буквы»

«Нужно составить слово»

Учащиеся составляют слово в парах (карточки с буквами лежат на столе у каждой пары учащихся).

«Лабиринт»

Все упражнения выполняются перед зеркалом.

Один из учащихся рассказывает, что нужно выполнить: «Улыбаемся. Зубы не видны. Затем губки выдвигаем вперёд в виде трубочки. Меняем положение под счёт»

«Рот открываем. Расслабленный язык лежит на нижней губке»

«Рот открываем. Широкий язычок сначала поднимаем к носу, а затем опускаем к подбородку»

«Улыбаемся. Открываем рот. Кончик языка упираем в нижние зубы, а «спинку» языка выгибаем».

  1. «Появилась девочка

В чашке цветка».

  1. «И была та девочка

        Чуть больше ноготка».

  1. «В ореховой скорлупке

        Девочка спала».

  1. «Вот такая девочка

        Как она мила!»

«Эта загадка о Дюймовочке»

«Звук [ц]».

«Звук [ч,]».

(Если учащимся трудно определить нужный звук, необходимо упростить задание, попросив назвать все звуки в слове по порядку).

           3. Основная часть

«Губы разомкнуты, округлены и выдвинуты вперёд»

«Кончик языка находится за нижними зубами».

«Язык выгнут в виде горки»

«Голосовые связки не работают. Горло молчит»

«Губы разомкнуты и улыбаются».

«Кончик языка находится за нижними зубами»

«Язык смыкается с нёбом. После выдоха язык размыкается с нёбом».

«Голосовые связки не  работают. Горло молчит».

«Звук [ч,] – согласный, всегда мягкий, глухой и непарный».

«Звук [ч,] на письме обозначается заглавной и строчной буквой Че»

«Звук [ц] – согласный, всегда твёрдый, глухой и непарный».

«Звук [ц] на письме обозначается заглавной и строчной буквой Це»

«Звук [ч,] всегда мягкий, а звук [ц] всегда твёрдый».

«В лабиринте есть двери».

Учащиеся составляют.

(Перед каждым заданием один из учащихся выходит к интерактивной доске и нажимает на ту дверь согласно составленному пути, которая является следующей на пути принца.)

  1. ца-ча-ца-ча
  2. чу-цу-чу-цу
  3. цо-цо-чо-чо
  4. чи-чи-цы-цы

«Колокольчик. Звук ч  расположен в середине слова.

Цикорий. Звук ц расположен в начале слова.

Нарцисс. Звук ц расположен в середине слова.

Одуванчик. Звук ч расположен в середине слова».

«Курица. Звук [ц].

  Солнце. Звук  [ц].

   Цветы. Звук [ц].

   Чашка. Звук [ч,]».

«Белая курица»

«Чёрная курица. В слове чёрная – звук [ч,] , в слове курица – звук [ц]».

«Вечернее солнце. В слове вечернее –звук [ч,], в слове солнце – звук [ц] ».

«Целая чашка. В слове целая – звук [ц]. В слове чашка – звук [ч,] ».

«Колючие цветы. В слове колючие – звук [ч,] , в слове цветы – звук ц».

«Текст»

Чтение текста.

«Нужно вставить пропущенные буквы».

«Получился домик. Принц увидел домик».

4. Заключительная часть

Учащиеся называют.

Учащиеся выполняют задание.

«Звуки ч – ц».

Слайд  № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайды № 5-8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайды № 15-18

Слайды № 14,19 -23

Слайды №14, 24-28

Слайд № 29-32

Слайды № 14,33

Слайд № 34

Слайды № 14,35

Слайд № 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"

Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме "Слова похожие, но разные (омонимы)".

Для детей с речевыми нарушениями понимание и употребление омонимов в собственной речи крайне затруднено. Данное логопедическое занятие проводится после изучения тем "Антонимы", "Синонимы". Оно направл...

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект подгруппового логопедического занятия по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением  об...

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.С группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения....