Методическая разработка логопедического занятия "Развитие слогового анализа и синтеза".
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Данный урок разработан для детей, имеющих дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Урок разработан для закрепления навыка слогового анализа и синтеза, определения ударного слога в словах, для обогащения и активизации словарного запаса по теме "Птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slogovogo_analiza.docx17.83 КБ
Файл razvitie_slogovogo_analiza_i_sinteza.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая тема: Обобщающее занятие по развитию слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Лексическая тема: Зимующие и перелётные птицы.

Грамматическая тема: Ударение.

Коррекционные цели:

  1. Закреплять навык слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.
  2. Закреплять навык определения ударного слога в словах, его места в слове по отношению к другим слогам.
  3. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас по лексической теме «Птицы».
  4. Дифференцировать понятия «Зимующие птицы» и «Перелётные птицы».
  5. Закреплять навык воспроизведения определённого ритма по заданному рисунку.
  6. Повторять автоматизированные ряды на материале зимних месяцев.
  7. Развивать связную речь.
  8. Развивать слуховое и зрительное внимание, зрительную, слуховую и речеслуховую память, логическое мышление.
  9. Развивать общую моторику.
  10. Развивать и закреплять временно – пространственные представления.

Образовательные цели:

  1. Закреплять навык постановки ударения в словах.
  2. Закреплять навык правописания словарных слов.
  3. Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к природе.
  2. Воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость.

Оборудование: использование ИКТ(презентация), тетради, ручки, мозаика с изображением птиц, карточки со слоговыми схемами, карточки с текстами «препятствий».

План урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Сядет тот, кто правильно отстучит по памяти схему, написанную на карточке.

- Возьмите карточки, внимательно посмотрите на схемы и запомните их.

(ххХх, хХхх, Хххх, хххХ, Хххх)

  1. Вводная беседа. Ассоциации о прослушанных звуках.

- Послушайте внимательно звуки и подумайте, на что похожи эти звуки? Что вы представляете, слушая эти звуки?

- Метель, пурга, буран, сильный ветер. Когда это бывает?

- А у нас сейчас какое время года? А какой месяц зимы? Это какой период зимы? А почему начало?  Перечислите названия всех зимних месяцев.

- Какое время года наступит после зимы?

  1. Развитие речеслуховой  памяти и слогового синтеза.

- Внимательно послушайте стихотворение о зиме, которое я прочитаю по слогам, и повторите его, соединив слоги в слова:

ПО-ЁТ  ЗИ-МА  А-У-КА-ЕТ,

МОХ-НА-ТЫЙ  ЛЕС  БА-Ю-КА-ЕТ.          

4. Сообщение лексической темы урока.

- На доске зашифрована тема нашего урока. Прочитайте её.        

- Вот сегодня на уроке мы побываем в гостях у птиц, а у каких, вы сейчас узнаете.

5. Закрепление пройденного материала.

1). Закрепление навыка слогового синтеза

- Чтобы узнать название птиц, нужно правильно соединить слоги. В первом столбике начало слова, а конец слова вы найдёте сами.

СО        ГОЛ                              ЖУ         ИСТ

ЩЕ       ВА                                 А            РАВЛЬ

СНЕ      КА                                 ЦАП      ЛЯ

ГАЛ      ГИРЬ                             ЗЯБ       ЛИК

ДЯ        ТЕЛ                                УТ          КА

- Как называются птицы на первой схеме и как на второй?

- Каких птиц мы называем перелётными? А каких зимующими?

- Посмотрите на схему Хх, что она обозначает?            

- Как узнать, сколько слогов в слове?                

- Как определить какой слог ударный?              

-Найдите слова, относящиеся к данной схеме.  

 - Откройте тетради, запишите число и слова, относящиеся к схеме. Разделите слова на слоги и поставьте ударение.

6. Осенью всё чаще идут дожди, становится холодно. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Начинается великое переселение птиц. Путь птиц сложный, с препятствиями и бедами. На доске дана схема препятствий, которые встречают птицы на своём пути.

- Давайте прочитаем названия всех препятствий.

ГУСТЫЕ ТУМАНЫ

ВНЕЗАПНЫЕ ХОЛОДА

МОРСКИЕ БУРИ

ХИЩНИКИ

ОХОТНИКИ

7.Прочитаем о первом препятствии.

« Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, разбиваются об острые невидимые скалы».

- Чтобы этого не случилось, нам надо в тумане рассмотреть названия птиц, отбросив лишние буквы  (чиж, стриж, грач)

- Что общего у этих слов?  (состоят из одного слога)

8.Прочитаем о втором препятствии. (Развитие слогового анализа и синтеза)

« Внезапные холода сковывают воды и птицы умирают от голода  и стужи».

Преодолеем и это препятствие. Нам надо найти, какой слог замёрз и узнать название птиц.

_куш ка                              со _ кА                 во _ на      

Жа во ро _                         во _ бей                  _ гирь

ФИЗМИНУТКА

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

9.Прочитаем о третьем препятствии. Слоговая арифметика.

« Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению».

- Вот, что рассказали птицы. Чтобы помочь птицам выдержать морскую бурю, мы должны решить примеры.

СОРОК+А=СОРОКА

СНЕГ+ИРЬ=СНЕГИРЬ

СОК-К+ВА=СОВА

СТРИЖКА-КА=СТРИЖ

ЛАСКА-КА+ТОЧКА=ЛАСТОЧКА

БАРАБАН-БАН+Н=БАРАН

-Поставьте ударение. Какое слово лишнее? Почему?

10.Четвёртое препятствие. Перелётные птицы становятся жертвами хищных птиц (определение ударной гласной)

- А каких, Вы прочитаете сами. Смотрите внимательно на экран, запоминайте всё, что видите. Затем по памяти должны всё восстановить.

- Перечислите название всех птиц.

- Каким цветом написано слово СОКОЛ? В какой части экрана записано слово?...

- И чтобы преодолеть это препятствие, нам нужно написать графический диктант.

( Дети по очереди выходят к доске)

В ДУПЛЕ УКРЫЛАСЬ СОВУШКА.          – е ы о.

ДЯТЕЛ ДОЛБИТ СТАРЫЙ СУК.               Я о а у.

УТРОМ ВСТАЛ ГУСАК НА ЛАПКИ.       У а а – а.

У ФЛАМИНГО ОПЕРЕНЬЕ ВЫЗЫВАЕТ ВОСХИЩЕНЬЕ.    - и е а е.

НА ЛЬДИНАХ ЖИВУТ ПИНГВИНЫ.       – и у и.

СНЕГИРИ  РЯБИНУ ЕЛИ, ДАЖЕ БРЮШКИ ПОКРАСНЕЛИ. И и е а ю е.

11.Преодолеем пятое препятствие. Многие птицы становятся жертвами охотников. Чтобы этого не произошло, нам нужно собрать мозаику. Если сложите верно, то узнаете название птицы.

12.Наконец-то наши птицы долетели до тёплых краёв и встретились со своими родственниками, птицами, которые живут в жарких странах. Нам нужно расселить их в домике. НА первом этаже – птиц, в названии которых 1 слог. НА втором…

13.Итог урока.

- Какие задания сегодня выполняли? Как нужно относиться к птицам?

14. Рефлексивный анализ.

- Что вам понравилось на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- Спасибо, до свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие слогового анализа и синтеза. Душкина Людмила Владимировна Учитель-логопед Средняя школа № 164 Красногвардейский район

Слайд 2

содержание

Слайд 3

Зима декабрь январь февраль

Слайд 4

Отгадайте тему урока. А И Т И Г В Ц П З С Ф Ы Ч У

Слайд 5

Правильно соедини слоги и узнай название птиц Со гол жу ист Ще ва а равль Сне ка цап лик Гал тел зяб ка Дя гирь ут ля

Слайд 6

ГУСТЫЕ ТУМАНЫ МОРСКИЕ БУРИ ХИЩНИКИ ВНЕЗАПНЫЕ ХОЛОДА ОХОТНИКИ

Слайд 7

ГУСТЫЕ ТУМАНЫ МОРСКИЕ БУРИ ХИЩНИКИ ВНЕЗАПНЫЕ ХОЛОДА ОХОТНИКИ

Слайд 8

Найди спрятавшихся птиц Мпстрижаочижнгвграчдл Что общего у этих слов? чиж грач И А стриж

Слайд 9

со ро куш ка жа во ро во ро во бей ка ку нок на ро

Слайд 10

Игра «Слоговая арифметика» сорок + а = сок – к + ва = стрижка – ка = Ласка – ка + точка = Барабан – бан + н = СОРОКА СОВА СТРИЖ ЛАСТОЧКА БАРАН Поставьте в словах ударение. Какое слово лишнее? Почему?

Слайд 11

сокол орёл ястреб коршун беркут

Слайд 12

Правильно рассели птиц в домике МОЛОДЦЫ

Слайд 13

http://ont2007.narod.ru/GIF/gif001.htm http://gif.vukogurt.ru/ http://zooclub.ru/fotogal/anima/birds.shtml http://images.yandex.ru Использованные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Методическая разработка презентации: "Развитие слогового анализа и синтеза"

Презентация по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"...

Методическая разработка презентации: "Развитие фонематического анализа и синтеза"

Презентация по теме: "Развитие фонематического анализа и синтеза"...

Методическая разработка логопедического занятия. Слоги. Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. 2 класс.

Данная методическая разработка предназначена для учителей-логопедов начальной школы, работающих с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленных фонематическим и фонетико-фонематическим нед...

Методическая разработка "Логопедическая работа над развитием звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов "

Представлен материал по развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов в 3 классе для детей с ОВЗ....

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"...

Конспект логопедического занятия «Слоговой анализ и синтез слов»

laquo;Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги» для обучающихся с ОВЗ 1 класс....