Логопедическое занятие Автоматизация звука ч в речи и соотнесение звука с буквой Ч
план-конспект по логопедии

Конспект и презентация  логопедического занятия  в 1 классе "Автоматизация звука ч в речи и соотнесение звука с буквой Ч"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для учащихся 1 класс ОНР III уровень

Тема

Автоматизация мягкого согласного звука [ч’] в речи, соотнесение звука с буквой Ч, ч.»

Педагогическая цель

 Автоматизировать  согласный звук [ч’] в слогах, словах, во фразовой речи. способствовать правильному звукопроизношению и развитию связной  речи, памяти логического мышления. Соотносить звук с буквами Ч, ч,

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Правильно произносят звук ч. Характеризуют  согласный звук [ч’] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;   распознают родственные слова, многозначные слова; сравнивают звук и букву  

Личностные результаты

Понимают важность исполнения роли «прилежного ученика»

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся выказывать свое предположение (версию).

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи  

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Образовательные ресурсы

«Лента букв», презентация, картинки, акустико-артикуляционный профиль звука ч

Сценарий занятия  

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности логопедической группы и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к занятию

Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие на паровозике у гости к букве, а к какой вы догадаетесь сами.

Приветствуют учителя-логопеда. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя-логопеда

Фронтальный. Наблюдение учителя- логопеда

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

II. Актуализация опорных знаний. Игра «Кто как голос подает?»

Коллективная. Словесный. Игра

Первая станция «Повторяй и играй»

– Кто какой голос подает?

Курица …

Воробей …

Сорока …

Лев …

Кузнечик …

Игра «У кого кто?»

У зайца …

У кролика …

У белки …

У галки …

Какой звук чаще всего встречался в словах?

Отвечают:

– кудахчет, квохчет;

– чирикает;

– стрекочет;

– рычит;

– стрекочет;

– зайчонок;

– крольчонок;

– бельчонок;

– галчонок

Звук «ч»

Слушают вопросы и осознанно строят ответы. Умеют работать коллективно, контролируют работу друг друга, исправляют ошибки

Коллективный. Устные ответы. Правильное произношение слов

Характеристика звука ч

Последовательный рассказ

Принимают учебную задачу.

Фронтальный. Наблюдение

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя- логопеда

– Сегодня мы продолжим гостить у звука [ч’] и буквы Ч 

Где стоит на ленте букв  буква ч?

Слушают учителя- логопеда

Ответы детей

Принимают учебную задачу.

Фронтальный. Наблюдение учителя – логопеда

Развитие пространственных представлений и мелкой моторики пальцев рук

Практическое задание

Покажите пальчиками букву ч, а своим телом.

Выложите букву с помощью шнурков, счетных палочек на столе.

Выкладывают букву с помощью шнурков, счетных палочек на столе.

Принимают учебную задачу.

Наблюдение

Развитие фонематического восприятия

Слуховой диктант

 чзучнгчы

Выкладывает на столе зеленый кружок, если услышит звук ч

Взаимопроверка

самооценка

Фронтальный.

Артикуляционная гимнастика

Практическое задание

«Чашечка», «Дудочка», «Заборчик», «Хоботок», «Качели», «Блинчик»

Выполняют упр. Перед зеркалом

Развивают артикуляционную моторику

Наблюдение

Автоматизация звука ч в слогах

Чтение слогов, повторение за учителем – логопедом

Паровозик отправляется в путь

Станция «Слог»

  1. ач, оч, уч, ыч, эч, ич, еч, еч, юч, яч.:

  1. ча, чо, чу, чи, чэ, чы, че, че, чю, чя.

Чтение, повторение

 Сочиняют чистоговорки:

Чу – чу  – чу

Я на поезде качу.

Ач –ач – ач

Паровозик наш силач

Самоконтроль

Педагог читает слоги с присоединением гласных и «Ч» на конце. Затем меняет местами согласные и гласные

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.   Уменьшительно-ласкательные слова. Чтение слов в столбиках    

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

Паровозик отправляется дальше

Станция «Слова»

 – Прочитайте слова в столбиках.

– Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются. Как большой предмет превратить в маленький?

Читают слова.

Выполняют задание, отвечают на вопросы

Осуществляют сравнение слов, находят уменьшительно-ласкательные слова и объясняют их образование

Фронтальный. Чтение, устные ответы Логопед следит за правильностью произношения

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

2. Многозначные слова

Словесный. Беседа, чтение

 – Прочитайте предложения «Ручки».

– Перечислите значения слова ручки

Читают предложения

– Руки девочки, школьная принадлежность, у двери

Определяют значение многозначных слов.   внимательно слушают друг друга

Устные ответы, чтение

Развитие фонематического слуха и восприятия

Групповая. Словесная игра

Игра «Звукоед»

…ерника, … ашка, …удо,

…айник, …еловек

…ерешня, … асы, … улок

… ерепаха, … емадан.

…истота.

Называет слова без первого звука

Подставляют первый звук ч в начале слова.

Групповая игра с мячом

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз присели, два привстали,

Три нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Чтение рассказа, пересказ  

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

Станция «Речевая»

– Прочитайте рассказ.

– Расскажите, о чем он.

Чашки.

Черепашке подарили  (чашки).

На (чашках)  были яркие цветочки.

Черепашка позвала Чебурашку пить чай из новых (чашек).      

Они наливали чай в новые (чашки).

Читают рассказ. Отвечают на вопросы

Понимают содержание рассказа и его  характер. Читают  четко произносят звук «ч» Высказывают свое мнение. Пересказывает по памяти.

Фронтальный. Чтение, устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

Станция «Групповая»

Правила работы в группе.

Паровозик погостил у буквы ч? Он встретил там друзей имена которых начинаются со звука [Ч], они пили напиток в слове тоже есть буква ч, ели варенье из ягод в название которых с буквы ч, ели сладости в этих словах тоже есть б. ч.

Но в гостях хорошо, а дома лучше. Наш паровозик отравляется обратно в школу.

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за занятие,

Отвечают на вопросы учителя

Работают в группе внимательно слушают друг друга, дополняют ответы Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Групповой.. Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

Домашнее задание

Чтение стихотворения

Черепаха

Черепашка! Черепашка!

Первый раз она, бедняжка,

очутилась под дождём.

— Мама! Кто стучится в дом?

Г. Виеру.

Выучить наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия Автоматизация звука Л с применением ИКТ

Логопедическое занятие на этапе автоматизации звука "л" с применением ИКТ. В конспекте вставлены образцы красочных слайдов...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [с] в слогах....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [р]

Конспектиндивидуального  логопедического занятия  Тема: звук [р]Цель: совершенствование произношения звука  [р] в слогах и словах.Задачи:Образовательные: расширять  активный с...

конспект логопедического занятия "Автоматизация звуков [Р] [Р*]»

Конспект  логопедического  занятияпо  теме:  «Автоматизация  звуков  [Р] [Р*]»Цели занятия:Автоматизировать четкое произношение и различение звука [ Р] в слогах, словах и...

Логопедическое занятие: Автоматизация звука (Л)

Автоматизация звука (Л) в слогах, словах, тексте....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука Л"

В конспекте представлен этап работы по автоматизации звука Л, на уровне слова, предложения, чистоговорки....