методическая разработка (статья)
методическая разработка по логопедии (1, 2 класс)

Рогожникова Елена Владимировна

«Профилактика и коррекция оптической дисграфии». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методичекая разработка (статья):

 «Профилактика и коррекция оптической дисграфии».

Дисграфия  - это частичное специфичное нарушение процесса  письма.

Письмо -  это взаимная связь и взаимообусловленность анализаторов:речеслухового, речедвигательного, общедвигательного,зрительного.

По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается у 5–15% младших школьников и у 3–7% детей от 10 до 16 лет.  Великие дисграфики: Марк Фарадей – великий физик и математик, Ханс Кристиан Андерсен, Альберт Энштейн,  Линдон Джонсон и др.

 Причины возникновения дисграфии: -Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы. -Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития; -Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье). - Леворукость (особенно переученная). - Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.

 Оптическая форма дисграфии. Причины: Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений; Проявления: Замены и искажения графического и моторного образа буквы; Зеркальное письмо; Приемы коррекции: Детальный разбор элементов буквы; Развитие зрительного восприятия. При зеркальном письме: Медленное продвижение по строке в правильном направлении; Обведение букв, сравнение с неправильно написанными; Нахождение правильно написанных букв среди неправильных.

По моим  результатам обследования учащихся 1-2 классов  были определены следующие трудности:

        

-ориентировка на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание строки,

- концентрации и переключения зрительного внимания,

- трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,

- нарушения зрительной памяти,

 

-пространстве,

- нарушение зрительно-моторной координации.

Все это характеризуется недоразвитием оптической дисграфии.

В литературе достаточно подробно освещена логопедическая помощь по преодолению нарушений письма у младших школьников. Этим вопросом занимались в своих исследованиях ряд авторов: Р.И.  Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и другие, но данных средств на сегодняшний день недостаточно.

В связи с этим возникает необходимость в создании особых условий для коррекции оптической дисграфии детей с ОНР. Что и является выбором моей темы по самообразованию: « Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей с ОНР в начальных классах».

 Цель: устранить предпосылки оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: Формировать пространственное восприятие, зрительно-пространственный анализ и синтез, пространственные представления,

2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, развивать зрительно-моторную координацию, развивать буквенный гнозис, учить дифференцировать смешиваемые буквы.

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать мотивацию к обучению.

Предлагаю рассмотреть  систему работы по внедрению развивающих игр в учебно-воспитательный процесс, направленных на коррекцию оптической дисграфии.

- Развивающие игры на развитие зрительной памяти.

- Развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.

- Развивающие игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

- Развивающие игры на формирование буквенного гнозиса.

- Развивающие игры на развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв.

- Развивающие игры на развитие тактильных ощущений

Практика показала, что на фоне улучшения показателей зрительного восприятия наблюдается положительная динамика в письменной речи учащихся.

 Оптическая  дисграфия 
Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание

Ребенок,  как бы не видит разницы в начертании оптически сходных  букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Буквы, состоящие из однотипных элементов.
в рукописном шрифте это
:
      г,  п, т, р;  и, ш ; ц,  щ ; б, в, д, у, з  
буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов
 
     (и, ш, ц, щ),
разным расположением их в пространстве
 
      (ш, т, в, д)
кроме одинаковых, есть дополнительные элементы
 
      (и, ц; ш, щ).

 Типичные ошибки:

В недописывании элементов букв
В добавлении лишних элементов.
В написании вместо нужного элемента относительно  сходного с ним.
В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.
Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.

 Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания:

  • Сравнить картинки, найди отличия.
  • «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей.
  • Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию   букв.
  • Называние   написанных   рядом   сходных   по начертанию   букв   (печатных  и  рукописных).
  • Узнавание недописанных букв
  • Узнавание букв, наложенных друг на друга.
     
    Конструирование букв из элементов.
     
    Найди неправильные буквы.
     
    Переделать букву, сделать из одной буквы другую.
     
    Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов,      включающих эти буквы.
    Расшифруй слово.
    Найди ошибки.

      Задания и упражнения по профилактике оптической дисграфии

1) Проведи линии от предмета к тому цвету, которым его можно раскрасить.

Составь словосочетания (например: красное яблоко)

2) Найди лишний по цвету предмет в каждой группе:

-солнышко, подсолнух, небо, цыпленок;

- ночь, туча, солнце, грязь;

- лист летом, елка, медведь, крокодил

3 )Форма предмета.

- Соедини сходные по форме предметы.

- Строй свои высказывания по образцу: Круглый мяч и круглый арбуз.

- Рассмотри картинку и назови форму предметов (составление словосочетаний).

- Из каких геометрических фигур составили картинку?

4) Размер и величина.

-Что шире, что уже?

- Что длиннее, что короче?

- Найди самый длинный и самый короткий карандаш. Какого цвета карандаши?

5 )Ориентировка в пространстве.

     Работа по картине.

Дидактические игры  и  упражнения –
СРЕДСТВА  ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ  ДИСГРАФИИ

Выработка  концентрации  и способности  к  переключению зрительного  внимания,  развитие зрительного  восприятия.

  • Выделять из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Професси» и т.д.).
  • Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
  • Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.
  •  Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.
  •  Узнать предмет по контурному изображению.
  •  Соотнести предметы с их черными силуэтами.
  •  Найти различия в двух предметных картинках.
  • Узнать предметы, наложенные друг на друга.
  • Узнать зашумленные предметы.
  • Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.
  •  Найти одинаковые предметы, объекты.
  •  Назвать недорисованные изображения предметов.
  •  Определить, что неправильно нарисовал художник.
  •  Определить, что забыл нарисовать художник.
  •  Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.
  •  Найти спрятанные в рисунках предметы.
  •  Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
  •  Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).
  •  Угадать предметы по отдельным деталям.
  •  Узнать изображения.
  •  «Лабиринты».

Развитие  зрительной   памяти:

  • Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
  •  Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
  •  Восстановить пары картинок.
  •  Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка).
  • Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

Развитие пространственных представлений:
(формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве)

  • Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.
  •  Назвать, что выше (ниже) всего.
  •  Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
  •  Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).
  • Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади)
  • Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.
  •  Назвать, что выше (ниже) всего.
  •  Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
  •  Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).
  • Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).

  • Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т.д.).
  •  Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки,
  • откидывание головы и т.д.).
  • Назвать и показать правые и левые части тела.
  • Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и т.д.).
  •  Выполнить движения только в направлении налево.
  • Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п.
  •  Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).
  •  Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).
  •  Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п.
  •  Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.
  • Провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
  • Закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку).
  • Пространственные слуховые диктанты.
  •  Отработать правильность употребления предлогов перед, за между, после, около, рядом, на, под, над, в.
  •  Отработать правильность употребления противоположных понятий

     (антонимов).

Автоматизация  зрительных представлений  графических образов  букв,   дифференциация  букв, имеющих  оптические  сходства:

  • Назвать буквы.
  •  Назвать пары букв.
  •  Найти и назвать неправильно написанные буквы.
  • Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.
  • Узнать и назвать буквы.
  •  Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово.
  • Восстановить слова из букв.
  •  Вставить в слово пропущенную букву.

Восстановить слова, используя заданные слоги.

Работа  с  буквой:

  • Конструирование  из магнитов,
  • Использование приемов разрывания и сминания бумаги,
  • Выкладывание буквы из кубиков,
  • Использование   математического  планшета,
  • Конструирование буквы  из камешков,
  • Выкладывание  контура  букв, используя термомозаику,
  • Собирание буквы из мозаики,
  • Использование   семян,
  • Вышивание буквы разными способами,
  • Выкладывание  из разноцветных бусин, прищепок,
  • Рисование  на песке, по манке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьи, методические разработки

Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Кто такие звери?...

Методические разработки уроков, контрольных работ, статей и т.д.

Публикации содержат материалы по учебным программам начальной школы...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

методическая разработка статьи

Статья "Рекомендации по организации ГПД в начальной школе"...

Методическая разработка статьи : "Здоровьесберегающие технологии .

Методическая разработка статьи о здоровьесберегающих технологиях подготовлена к родительскому собранию....

Методическая разработка статьи "Как составить адаптированную программу"

Рекомендации по составлению адаптированной программы для обучающихся с ОВЗ...

Методическая разработка статьи "Рефлексивные методики на уроках"

Рефлексия и рефлексивные методы на уроках...