Методические разработки уроков, контрольных работ, статей и т.д.
материал по теме

Быкова Людмила Юрьевна

Публикации содержат материалы по учебным программам начальной школы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 12. 12. 11 г.

Тема. С. Михалков «В снегу стояла ёлочка»

Цель: познакомить со стихотворением С. Михалкова «В снегу стояла ёлочка»

Задачи урока:

  1. Обогащать словарь детей словами по теме чтения
  2. Знакомить с выразительными средствами языка
  3. Учить передавать голосом чувства
  4. Развивать навык беглого выразительного чтения
  5. Воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка (пробуждать радостное предвкушение праздника, желание поделиться своей радостью с другими людьми)
  6. Воспитание бережного отношения к природе

Ход урока

  1. Речевая разминка
  2. Актуализация знаний

Повторение изученных произведений, знания авторов, героев этих произведений

Кто является героями этих произведений?

«Дети Деда Мороза», «Всем вам крышка», «Снегурочка», «Саша»

Кто написал эти произведения?

«О чём ты думаешь, снегирь?», « Узоры на снегу», « Деревья в лесу», «В снегу стояла ёлочка»

Чтение наизусть учащимися стихотворения «О чём ты думаешь, снегирь?» /несколько человек/

  1. Введение нового знания

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Здравствуй, праздник новогодний!»

Давайте откроем учебники и найдём этот раздел. Прочитайте вступительную статью. стр.148

  1. Знакомство с историей возникновения праздника

На Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке. Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. Последний раз Новый год  1-го сентября был отпразднован на Руси с царской пышностью в 1698 году. Оделяя каждого яблоком, царь называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
В 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января».

Ёлка — неотъемлемый атрибут зимних праздников — также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами. Однако прибывшая «чужестранка» хоть и не сразу, но пустила корни в русской земле прочно — так, словно бы всегда тут росла: из веток, которыми украшались дома, выросло роскошное дерево в праздничном уборе.

К середине XIX века зимняя красавица стала привычной для горожан, хотя в деревнях такого «древнего народного  обычая» ещё не знали. Но ёлка эта ещё не была новогодней — она называлась рождественской и украшалась игрушками,  лакомствами, предназначенными  в подарок гостям, и свечами,  а макушку её увенчивала восьмиконечная рождественская звезда — серебряная или золотая. В русском Православии появилась традиция украшать хвойными ветками храмы в дни Святок (от Рождества Христова до Крещения), сама ёлка стала прообразом райского древа с плодами познания и Крестного Древа, а вечнозелёная хвоя — символом бессмертия.  

  1. Знакомство с творчеством и биографией С. Михалкова
  2. Чтение учителем стихотворения «В снегу стояла ёлочка»
  3. Чтение стихотворения учащимися. Словарная работа.
  4. Беседа и выполнение заданий в учебнике.
  5. Работа над выразительностью чтения:
  1. Выбор интонации, передающей настроение ёлочки
  2. Определение тона и темпа чтения
  3. Разбор каждой строфы (выделение главных слов – логических ударений, обсуждение знаков препинания, рифмы)
  1. Беседа о бережном отношении к природе, о том, как можно избежать вырубки леса в новогодние праздники
  2. Выполнение заданий 1 , 2 и 4 в тетради.
  3.  Моделирование обложки (работа в парах)
  4.  Информация о домашнем задании.
  5.  Подведение итогов занятия.

Сообщение учителя.

Подведение итогов самими учащимися.

  1. . Рефлексия.

"Я" - как я чувствовал себя на уроке;

"Мы"- мы работали вместе, не ссорились, помогали друг другу;

"Дело" -  Что было легко, что было трудно?

 



Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 3 – а классе МОУ СОШ № 1.

Учитель: Быкова Л.Ю.

Тема: Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.

Цели: 1) Закрепление знаний учащихся  приёмов  умножения и деления на однозначное число;

            2) Развитие логического мышления, внимания, умения решать задачи различных видов;

            3) Воспитание любви к сказкам, расширение читательского кругозора.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, отрывки из мультфильмов, тесты, карточки с заданиями.

Ход урока:

I Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Ребята, если вы готовы к уроку, покажите зелёный кружок. Если нет – красный.

II Устный счёт.(слайд 1)

- Ребята, нас сегодня ждёт увлекательный маршрут, а ведёт он нас в страну…. А в какую страну, вам придётся угадать. Решите правильно примеры, а из ответов составьте слова.

    80

    422

      22

   900

     140

    600

    180

    22

     50

с

к

а

з

о

ч

н

а

я

    80

    200

     500

       22

       180

       22

с

т

р

а

н

а

720:9                   с                880:44х9               н                     50х4                    т

250+700            з                   2+96:2                  я                      88:4                    а

482-60               к                   200х7:10              о                     80:16х100          р                    

649-40-9             ч                                                  

III Сообщение темы и целей урока.

- Отправимся мы с вами в сказочную страну. Встретимся с любимыми сказочными героями.

- А всегда ли легко им преодолевать различные препятствия?

- Что помогает? Какие качества?

- Вот и нам на пути придётся преодолевать препятствия, только математического характера по теме: «Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число». (слайд 2)

А главное – героям тоже понадобится наша помощь. Готовы?

IV  Работа по теме урока.

1.Повторение алгоритма письменного умножения и деления на однозначное число.

(на экране мультимедиа появляется кадр из сказки «Царевна – лягушка», слайды 3-8)

- Ребята, узнали сказку? А кто её написал? Кто главные герои? А как вы думаете , что помогает Василисе Премудрой выполнять все наказы царя? (смекалка, находчивость, работоспособность, умение работать по плану).

- А нам , в математике нужны такие качества?

(повторение письменного алгоритма деления  и умножения – на экране мультимедиа слайд 9-10)

Решение примеров  (карточка № 1) (слайд 11)

1 вариант                                                                     2 вариант

906×4           536:4                                                         208×7                 375:3

1043×5         4039:7                                                       824×8                 672:8

 2659×6        27576:9                                                     1902×3               1648:8

(проверка с использованием средств обратной связи)

Физкультминутка. (танец маленьких утят)

2. Решение задач.(слайд 12)

«Пустил стрелу старший брат и пролетела стрела 540 метров, пустил стрелу средний брат, и пролетела стрела в 2 раза большее расстояние, чем у старшего брата, а у Ивана – Царевича стрела пролетела столько метров, сколько  у старшего и среднего брата вместе. Какое расстояние пролетела стрела у Ивана – Царевича?»

(решение задачи у доски с комментированием и составлением схемы)

  1. 540×2=1080 (м)
  2. 540+1080=1620 (м)

3. Нахождение площади фигуры.(слайд 17)

(слайды 13-16, на экране кадры  из сказки «Серая шейка»)

- Угадали сказку? Кто написал? В какую беду попала Серая Шейка? Кто ей помог?

«Найдите площадь полыньи, в которой плавала Серая Шейка, если длина полыньи 6  метров, а ширина в 2 раза меньше. Сколько дней будет плавать в ней Серая шейка, если полынья с каждым днём уменьшается на 2 м ?»

1)6:2=3 (м)

2)6×3=18 (м)

3)18:2=9 (д)

Физкультминутка. (слайды 18 – 20)

4. Тестирование.

( на экране кадр из сказки «Лягушка – путешественница», слайды 21-25)

- В какую сказку мы попали? Кто автор? Кто главные герои? Как удалось лягушке отправиться в путешествие?

-Смекалка вам пригодится при выполнении теста. (слайд 26)

1.Реши задачу:

На полке стоит 28 книг. Из них половина – это сказки, а остальные – приключения. Сколько сказок на полке?

а)  10                          б) 14                        в) 18

2. Реши задачу:

Летела стая гусей, а навстречу им гусак.

- Здравствуйте, 20 гусей!

- Нет, нас не 20. Если бы нас было  в 2 раза больше, да ещё 3 гуся, да ещё ты с нами, тогда нас было бы 20.

Сколько было гусей?

а) 10                            б) 8                    в) 12

3. Вычисли:

860-360:6+200

а) 1000                    б)600                     в)1054

4. Найди выражения, значения которых равны 0:

а) 1300×6×0                                 в) 328:328+0

б) 519х1+600×0                          г) 0:(854-721)

5. Укажи примеры на деление без остатка:

а) 64:4                           в) 1000:100

б) 70:8                           г) 33:10

6. Укажи уравнение, в котором Х находится умножением:

а) 576:х=3                  б) х:4=210                     в) 16 × х=144

(самопроверка, результаты теста появляются на мультимедиа – слайд 27)

V  Подведение итогов урока.

-В какой стране мы сегодня побывали?

- Чему учат нас сказки?

- Какие качества мы можем «одолжить»  у сказочных героев и проявлять их в жизни?

- Пригодились нам эти качества на уроке математики? Что мы сегодня повторяли?

- Что показалось самым интересным? Самым трудным?

- Если вы всё поняли на уроке и вам было интересно, то покажите мне зелёный кружок. А если вы что-то не поняли или вам было не интересно – то красный.

Выставление комментированных оценок.

VI  Домашнее задание.

Литературная викторина «С улыбкой» ( разноуровневые задания: 1 вариант – викторина «Волшебные слова», 2 вариант – викторина  «С улыбкой»)

Литературная викторина «Волшебные слова»

            

                        

да                         нет

да

        

а

0

6

8

16

18

20

36

42

54

70

92

200

х

ч

у

м

о

л

н

в

ю

щ

е

п

ь

61

23

                        

177

105

15

115

201

19

105

33

201

123

201

25

115

159

Литературная викторина «С улыбкой».

  1. Соедини примеры с одинаковыми ответами, и ты узнаешь, кто написал такие строчки. Из каких произведений они взяты?

  а

 + 64

   : 2

Чётное ?

  ×3

  - 17

Х

18 + 27 : 3 х 8 = ________

            Л. Пантелеев

( 40-27 ) х 4=_________

«- Я один раз купался в море,- говорит  Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила».

22 х ( 120 : 30 ) =________

              В. Голявкин

80 : 16 х 10 =__________

           В. Драгунский

50 : 2 + 7 х 9= ___________

«- Ребята сейчас на физкультуре прыгают, а мы с тобой сидим – красота!

- Эх, хорошо просто так сидеть! … Давай через парты прыгать!»

( 650 – 400 ) : 5=_______

« Я остановился на лестнице и внятно сказал:

- Никакие не «сыски», никакие  не «хыхки». А коротко и ясно: «фыфки»!

36 : 2 + 34 = ___________

                  Н. Носов

160 – ( 94+46 ) :2=______

«Она быстро прочитала:

- Тыкову дали тыблоко».



Предварительный просмотр:

Итоговое тестирование по русскому языку

учени__ 4 «А» класса МОУ – СОШ № 1

__________________________________________________________________

  1. Сколько звуков и букв в слове праздник? Выбери нужный ответ.

а) 7 зв., 7 б.     б) 7 зв., 6 б.    в) 7 зв., 8 б.     г) 8 зв., 8 б.    

  1. Выбери слово, в котором все согласные звуки звонкие:

           а) земля      б) связка     в)  сторож     г) прилечу

  1. Выбери слово, которое соответствует данной схеме

а)  глубокий     б) пустыня     в) бережок     г)   несчастный

  1. Отметь слово, в котором с- является приставкой:

а) (с)трусить       б)  (с)тупеньки    в ) (с)угроб     г) (с)трах

  1. Отметь слово, которое не является именем прилагательным:

а) могучий     б) жёлтая      в) гербарий     г) высокий

  1. Отметь существительное 3-го склонения:

а) пейзаж     б) мелочь    в) речка       г) кирпич

  1.  Отметь словосочетание, где в окончании слова пропущена буква ю:

            а) хорош.ю память          б) полярн.ю звезду      

            в) син.ю майку                  г) дремуч.ю тайгу    

  1. Отметь глагол в форме 3-го лица:

а) увлекаюсь      б) текут      в) сливаешься    г) бежишь

  1. Отметь слово, в котором  пропущена буква е:

а) с.нева      б) прол.зает     в) пост.рать    г) з.ма

  1.  Отметь слово, при написании которого допущена ошибка:

а) берёзка     б) по ваде      в) беседка     г) солнце

  1.  Укажи слово с непроизносимой согласной:

а) опас.ный     б) чес.ный     в) отвес.ный     г) вкус.ный

  1.  Отметь глагол, у которого в окончании пропущена буква е:

а) дыш.шь      б) вид.шь      в) тащ.шь      г) стел.шь

  1.  Отметь словосочетание:

                       а) трава засохла             б) солнечные лучи  

                       в) перед  домом             г) у огня

  1. Выпиши через запятую однородные члены предложения.

Ветер вспенивал воду, срывал с неё гребни, закручивал тысячи белых косичек.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай текст. Определи границы предложений. Расставь знаки препинания. Озаглавь текст. Спиши.

На снегу лежала веточка она была совсем маленькая мохнатенькая захотелось поднять её потрогать веточка не успела засохнуть и радовала глаз зеленью иголок осторожно трогаешь их они колючие-колючие их много какая славная ёлочкина веточка

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема. Надо ли ругать за плохую успеваемость?

Цель. Уверить родителей в необходимости ежедневного общения с ребёнком и контроля за его успехами в школе.

Вот и прошёл праздник. Начались будни. Дети переступили порог школы с  одним желанием: хорошо учиться. Пройдёт немного времени, и они познают как радость, так и горечь, связанные с оценкой.

В психике ребёнка заложено стремление оценивать, сопоставлять свои действия с действиями сверстников. И это проявляется в любой деятельности. Ребёнку хочется, чтобы, с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все остальные.

Дети всегда соревнуются, ив любой работе, ив любой игре: кто сильнее, кто выше, кто быстрее. Стремление проявить себя не хуже других сказывается в любых обстоятельствах.

Любое обучение несёт дух соревнования, поэтому нет школьников, равнодушных  к своим успехам. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или иная оценка их деятельности: радостное, счастливое состояние»заработавшего» похвалу учителя м подавленное, тоскливое настроение получившего от учителя замечание по поводу невыполненного задания, грязного ведения тетради или невнимательного слушания учителя на уроке. Но это только внешние проявления воздействия оценки. Подчас замечания учителя оказывают могучее влияние на формирование всей личности ребёнка. Для какого-то ученика хорошая учёба – окрылённость, взлёт, вера в себя, а низкая – падение, крушение надежд.

Успехи в школе сосредоточивают в себе и собственные устремления детей, и притязания родителей. Успехи в школе ценны вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и мамы, и плохая успеваемость переживается также дважды: и в школе, и дома. Некоторые дети так переживают свои неудачи, что их видно со стороны даже постороннему человеку. И хотя некоторые родители не всегда согласны с тем, что в первом классе не ставятся оценки, это очень разумное решение.

Однако вот тут-то мы и встречаемся с проблемой: беззаботная пора родителей, пока не ставились отметки, сказывается в будущем неприятностями для ученика.

«Как дела, Рома?» - спрашивает мама. «Хорошо!» - отвечает Рома. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняются плохо и небрежно. Вот сейчас бы маме и помочь сыну исправить плохое положение. За старание, хорошую работу – похвалить, по поводу небрежности выразить неудовольствие и добиться улучшения. Именно с первых дней первоклассник должен ощутить помощь и контроль родителей, а позже, когда запущена учёба и в дневнике появились неприятные записи, это будет сделать труднее.

В семьях, где родители с пристрастием обсуждают успеваемость детей, чувствительные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую отметку держит таких ребят в постоянном напряжении. Низкая оценка их может совершенно расстроить и вызвать слёзы. Но к детским слезам взрослые часто относятся очень спокойно.

Но если подобная картина повторяется часто, то это тревожный симптом и на него надо обратить внимание. Постоянные переживания, подавленное настроение, апатия в течение длительного времени приводят к истощению нервной системы и могут вызвать патологические изменения в деятельности внутренних органов, особенно в сердечнососудистой системе.

Страх быть вызванным учителем на уроке и боязнь получить при этом плохую отметку настолько нарушают душевное здоровье некоторых детей, что это приводит к заболеваниям, так называемым школьным неврозам. В медицинской практике известно, что такие дети утром, перед школой, начинают жаловаться на плохое самочувствие, и оно действительно может быть: это бывают боли в желудке, рвота, даже повышение температуры. И стоит такого ребёнка оставить дома – болезнь как рукой снимает.

Конечно, в силу характера ученика или сложившихся невысоких требований родителей не все дети склонны так переживать свои неудачи в школе. У них может быть своеобразная адаптация к своему положению. У таких учеников большое потрясение может вызвать хорошая отметка, нежели плохая. И этот психологический момент надо обязательно учитывать и использовать. Казалось бы, чего стоит простое одобрение: «Вот видишь, ты можешь хорошо писать, у тебя чистая тетрадь, а посмотри, как ты красиво написал эти буквы, я верю в тебя». Вроде бы, незначительное замечание, но как оно может поднять дух и заставить стараться детей!

И здесь хочется заметить, какое тонкое понятие – воспитание и как важно сказать нужные слова вовремя и к месту. Между тем нередка такая ситуация. Дочка получила низкую оценку по чтению. Мама раздосадована. При разговоре с соседкой, обсуждая этот факт, добавляет: «А ведь способная, может хорошо учиться, если захочет. А вот не старается!» тут же сидит маленькая ученица, и, как говорится, «наматывает» эти слова на ус». «Вот, - думает она с гордостью, - я способная, только не хочу, а вот если захочу…» Это «если захочу» так и может остаться нереализованным из-за родительского промаха, из-за недостаточной твёрдости в один момент и недостаточной мягкости в другой.

Особую напряжённость вызывает оценка, если у родителей повышенный уровень притязаний к своим детям, которые не имеют достаточных способностей к обучению. Несмотря на это, родители, чаще тщеславные отцы, добиваются, чтобы их сын или дочь обязательно были отличниками. В этом случае предметом расстройств школьника может стать малейшая неудача.

Для таких ребят любой ответ у доски, каждая контрольная работа даётся ценой большого нервного напряжения. Специальные исследования показали, что в ситуации ответа на оценку организм человека находится в состоянии напряжения: учащается сердцебиение, увеличивается частота дыхания, повышается давление. Повышенное нервное напряжение приводит к быстрому умственному утомлению. Такое напряжение организма расценивается как стрессовое. А оценка представляет стрессовый фактор. Постоянное нервное напряжение, переживание за отметку могут приводить к истощению нервной системы. Поэтому порицать тревожных детей за низкую успеваемость надо очень осторожно.

Вот поэтому некоторым родителям, которые очень ратуют за выставление отметок, следует подумать: а нужны ли оценки с первых дней учёбы ребёнка в школе? А не лучше ли просто следить за тетрадями, чтением, увлечённостью учёбой? То есть сделать так, чтобы ребёнок бежал с радостью в школу за знаниями, а не за отметками.

Наверное, не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграждать. Другое дело – как?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Контрольный диктант"Предложение. Имена собственные"" (2 класс).

Данная контрольная работа проводится в конце изучения раздела «Имена собственные».В контрольной работе представлен текст диктанта из 34 слов и 4 грамматических задания по ранее изученным т...

Методическая разработка итоговой контрольной работы по русскому языку 2 класс

Цуканова Е. А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по русскому языку 2 класс «Школа России»Итоговая контрольная ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Поэтическая тетрадь 2"

Контрольная работа «Поэтическая тетрадь 2»Ф. И._______________________________________1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.А) Н.А.Некрасов;   Б) И.А.Бунин; ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс по теме: Контрольная работа по разделу "Великие русские писатели"

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели», 3 классВ. -1. _____________________________1. Укажи произведение Л. Н. Толстого.А) «Горные вершины» Б) « Прыжок...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс: Контрольная работа по теме"Состав слова"

Контрольная работа (Тест по теме «Состав слова»)Вариант 1Выполнил (а)___________________________________________________ 1.Найди и подчеркни в каждой строке лишнее словоа) вода, водны...