Конспекты занятий подготовительного курса для будущих первоклассников "Звуковичок"
план-конспект по логопедии

Шириязданова Эльвира Вильевна

Представляю конспекты занятий подготовительного курса для будущих первоклассников "Звуковичок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_zvukovichok.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий подготовительного к школе курса: «Звуковичок»

Занятие №1

Тема: ШКОЛА

Цели и задачи. Активизация словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности». Формирование навыка слогового деления слов. Развитие грамматического строя речи (образование множественного числа имён существительных), синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений). Развитие диалогической речи, мышления, общей и мелкой моторики. Формирование доброжелательности, самостоятельности, активности, навыков сотрудничества. Формирование готовности к школе.

Оборудование. Презентация; запись песни  «Чему учат в школе»;  плоскостные изображения рюкзаков; предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей; мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит запись песни  «Чему учат в школе»;  на экране появляется Буратино.

2.Беседа о школе.

- Буратино увидел много новых ребят и спрашивает, почему они сюда пришли? (Чтобы учиться.) Правильно, все дети ходят в школу, потому что  хотят узнать много нового и стать умными.

- Чему можно научиться в школе? (Считать, писать, читать, решать задачки, рисовать.) А еще в школе у вас появится много новых друзей.

- Мы помним из сказки, что Буратино тоже собирался в школу, но так и не попал в неё. Давайте  расскажем ему, как называется комната, в которой мы находимся? Правильно, это класс. Он большой и светлый.

- Что вы видите в классе? (На стене висит доска, стоят парты и стулья. У стены стоит шкаф с книгами.)

- А как будут называть вас, когда вы придёте в школу? (Школьники, ученики, первоклассники.) А кто учит детей?  (Учительница.)

- Что должен сделать ученик, если он захочет ответить на вопросы учительницы? (Поднять руку.) Покажите, как вы умеете поднимать руку.

- А если Буратино захочет в школе поиграть, побегать, попрыгать, сможет ли он сделать это на уроке? (Нет, для этого между уроками бывают весёлые переменки, во время которых можно поиграть и побегать.)

- Где еще в школе можно бегать, прыгать, играть? (В спортивном зале на уроках физкультуры.)

3.Динамическая пауза.

В школу осенью пойду,

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать,

Быстро правильно считать

Я большим учёным буду,

Но свой садик не забуду!

Шаги на месте,

Загибать пальцы на обеих руках поочередно.

4. Задание «Школьные принадлежности».

- Ребята, посмотрите, Буратино взял с собой в школу мяч и машинку. Правильно ли это? Что нужно брать с собой? Перечислите эти предметы. А как мы назовём их общим словом? (Школьные принадлежности.)

- Давайте расскажем Буратино, для чего нужны школьные принадлежности?

Дети составляют предложения по картинкам на слайдах:

Букварь нужен для того, чтобы учиться читать.

Рюкзак нужен для того, чтобы носить в нём школьные вещи.

Ручка нужна для того, чтобы писать.

Карандаш нужен для того, чтобы рисовать.

Линейка нужна для того, чтобы измерять. 

Ластик нужен для того, чтобы стирать.

Альбом нужен для того, чтобы рисовать в нём.

Дневник нужен для того, чтобы записывать домашнее задание.

Пенал нужен для того, чтобы хранить в нём ручки и карандаши.

5. Игра «Топни-хлопни».

- Я буду называть разные предметы, если вы услышите названия школьных предметов, то хлопните в ладоши, а если нет – то топните.

Учебник, карандаш, подушка, пенал, кукла, диван, карандаш, машинка, ластик, линейка, зубная щётка, золотой ключик, велосипед, дневник, фломастеры, ручка, телевизор, мишутка, шарики, рюкзак.

6. Игра с мячом «Один-много».

- Давайте встанем в круг и поиграем. Я буду кидать мяч и называть  один школьный предмет, а вы, возвращая мяч, назовёте много таких предметов.

книга - …(книги)

карандаш - …

ручка - …

линейка - …

пенал - …

тетрадь - …

дневник - …

ученик - … (ученики)

рюкзак - …

класс - …

доска - …

парта - …

стул - …

урок - …

7. Игра «Собери ранец».

Логопед выставляет плоскостные изображения рюкзаков и раздаёт детям предметные картинки.

- Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками. Разделите название картинок на слоги. В первый  рюкзак мы положим только те   школьные принадлежности, в названии которых два слога (пе-нал, бук-варь, тет-радь, днев-ник, лас-тик), а во второй  - предметы, названия которых делятся на три слога (у-чеб-ник, ка-ран-даш, ли-ней-ка, пла-сти-лин, фло-мас-тер).

8. Итог.

- Ребята, вы помогли Буратино узнать, для чего нужно ходить в школу и рассказали ему о школьных принадлежностях. Молодцы.

Занятие №2

Тема: ЗВУКИ и БУКВЫ

Цели и задачи. Развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики. Закрепление образа букв. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, желания оказать помощь.

Оборудование. Презентация; листочки с заданиями; цветные и простые карандаши.

Ход занятия

1. Что такое звуки?

- Всё, что мы слышим, называется звуками. Звуки бывают разные: стук, топот, хлопок – это тоже звуки. Что помогает нам услышать звуки? (Уши.) Давайте послушаем и попробуем отгадать, что это такое? (Прослушивание  звуков: завывания ветра, скрипа снега, звука мотора машины, ржания лошади, мурлыканья кошки, трелей соловья, стука молотка и др.)

2. Звуковая разминка.

- Мы тоже можем произносить разные звуки. Что помогает нам их произносить? (Наш рот – губы, зубы и, конечно, язык.) Давайте встанем, вместе со мной произнесём звуки и угадаем, на что они похожи?

Ч-Ч-Ч – паровоз стучит по рельсам (движения согнутыми

                                                             в локтях руками);

А-А-А – мама укачивает малыша (имитация укачивания);

Р-Р-Р – работает мотор машины (круговые движения кулачками

                                                       перед грудью);

З-З-З – звенит комар (соединить большой и указательный

                                    пальцы обеих рук, движения над головой);

С-С-С – насос качает колесо (имитация накачивания колеса

                                                 насосом);

Ш-Ш-Ш – воздух выходит из шарика (расставить в стороны

                                                                  руки, сближать).

3. Задания Незнайки.

Шляпа голубая,

Жёлтые штанишки,

В городе Цветочном –

 Главный хвастунишка.

Много приключений

С ним происходило,

Но признаться стоит,

Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка!

Малыша зовут… (Незнайка).

 На экране появляется Незнайка: «Я тоже умею произносить звуки и правильно проговаривать слова».

- Мы знаем, какой ты хвастунишка. Давай тебя проверим.

а)  Верно-неверно.

- Если вы услышите от Незнайки правильное название того, что изображено на экране, то хлопните в ладоши, если неправильное — топните ногой.

БАНАН - БАМАН, ВАВАН, БАНАН, ПАМАН, ДАВАН, БАНАН, БАМАМ,

                 ВАНАН, БАНАН.

АЛЬБОМ – АЛЬПОМ, АЙБОМ, АЛЬБОМ, АЛЬМОМ, АНЬБОМ,

                     АЛЬНОМ, АЛЬБОМ, АВЬБОМ, АБЛЁМ, АЛЬБОМ.

ВИТАМИН – ВИТАНИН, МИТАНИН,  МИТАВИН, ВИТАМИН,  

                       ФИТАМИН, ФИТАВИН, ВИТАЛИМ, ВИТАНИМ, ВИТАМИН.

КЛЕТКА – КЪЕКТА,  КЪЕТКА, КЛЕТКА,  КВЕКТА,  КЛЕТТА, ТЛЕКТА,

                     КЛЕТКА, ТЛЕТКА, КВЕТКА.

б) Повтори дорожку.

- А теперь Незнайка хочет проверить, как вы сможете точно и правильно повторить за ним похожие слов. Постарайтесь не ошибаться.

мак—бак—так                 моток—каток—поток
ток—тук—так                  батон—бутон—бетон
бык—бак—бок                будка—дудка—утка
дам—дом—дым              нитка—ватка—ветка
ком—дом—гном             клетка—плётка—плёнка

4. Динамическая пауза «Незнайкина зарядка».

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений.)

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка,  плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?

5. Рифмы.

- Вы помните, что Незнайка любит сочинять стихи. Давайте ему поможем. Подберите слова в стихотворения.

Дети подбирают рифмы, на экране появляются изображения предметов.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (подушка).

Просят папу ребятишки:

- Почитай-ка ты нам... (книжки).

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то... (спички).

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах... (нос).

Катя Лену просит дать

Краски, ручку и ... (тетрадь).

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и... (ребята).

Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась... (шишка).

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь... (двери).

6. Работа на листочках.

- Незнайка, а ты знаешь, что на письме звуки обозначаются буквами. Посмотри, как будет выглядеть твоё имя, если оно написано буквами. (Слово НЕЗНАЙКА появляется на экране.)

- Ребята, давайте найдём в этом слове одинаковые буквы. (Это буквы Н и А.) Правильно. Обведите на своих листочках букву А в круг, а букву Н – в квадрат.

- Переверните листочки. Вы видите, Незнайка учился писать разные буквы. Давайте среди них тоже найдём и обведём все буквы Н и А.

- Молодцы. А теперь давайте раскрасим Незнайку. Не забудьте, какого цвета у него должна быть шляпа и штанишки.

7. Итог.

- Ребята, вы молодцы. Выполнили много заданий. Надеюсь, что Незнайка осенью пойдёт в школу и будет таким же умным и прилежным учеником, как вы.

Литература:

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Занятие №3

Тема: В СТРАНЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ и БУКВ

Цели и задачи. Актуализация представлений о гласных звуках и буквах. Формирование навыков звукового анализа. Развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, моторики. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Презентация; листочки с заданиями; цветные и простые карандаши.

Ход занятия

1. Гласные звуки.

- Сегодня я хочу пригласить вас в одну волшебную страну (слайд 1). Там в красивом красном домике  жили-поживали звуки. Они умели петь песенки. За их голос звуки так и назвали – гласные. У каждого гласного звука была своя песенка (слайды 2-5). Давайте мы с ними познакомимся.  

  1. А - пошире рот открой,

Не ленись и громче пой.

(А – руки в стороны)

  1. У надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки. 

(У – движение рук вперёд)

  1. И - улыбка, весельчак,

Он смеётся звонко как.

(И – движение рук в стороны)

  1. Мы вздыхаем – О-О-О.

Произносим звук легко.

Чуть мы губки округляем

И вперед их выдвигаем.

(О–руки вниз, описать большой круг)

- Почему их называли гласными?

Дыхание свободно в каждой гласной,

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

- Давайте их произнесём с ладошкой на горлышке.  

- Каким цветом обозначены гласные звуки? (Красным цветом.)

2. Угадывание звуков по артикуляции.

- Однажды в волшебную страну пробралась злая и вредная Клякса (слайд 6). Услышала она, как красиво поют гласные свои песенки и решила отобрать их голоса.  Открывают звуки ротики, а песенки нет.

Угадывание по беззвучной артикуляции  звуков.

- Что я произнесла без голоса? (Сочетания из двух, трёх звуков.)

3. Звуковой анализ.

- И пошли звуки искать свои голоса (слайд 7).

Увидели девочку, которая заблудилась в лесу (слайд 8). Стоит она на поляне и зовёт на помощь – АУ. Сколько звуков мы сказали, назовите, 1-й, 2-й звук (слайд 9). Догадайтесь, что вы видите на экране (звуковыми символами выложено сочетание АУ).

Пошли звуки дальше. Увидели вежливого ослика, который умел здороваться (слайд 10). Закивал он головой – ИА. Сколько звуков произнес ослик? Назовите 1-й, 2-й звук. Произнесите, что вы видите? (слайд 11)

Вдруг на веточке заметили птичку (слайд 12), которая  пела радостную песенку: АИО - сколько звуков мы сказали, назовите, 1-й, 2-й, 3-й звук (слайд 13).

4. Динамическая пауза.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сдувает росу.

В сторону руки – плавно помашем, это птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки сложили назад.

Движения по тексту.

5.Буквы.

- Много хороших дел сделали наши гласные звуки. Но песенки свои они так и не нашли. И решили позвать на помощь гласные буквы  (слайды 14-17).

Знает Вова, знает Света –

А похожа на ракету.

У – улитка на дорожке,

Протянула она рожки.

Посмотри на колесо -

В нем увидишь букву О.

На калитку посмотри –

Там увидишь букву И.

- На что ещё похожи буквы? Изобразим их.

-Зловредная Клякса и здесь напроказничала. Она съела часть букв (слайд 18). Давайте поможем и допишем гласные буквы.

Работа на индивидуальных листочках.

- Стали звуки чинить свои буквы, произносить их и голоса к ним вернулись. И чтобы не терять их больше, поселились они в разные слова.

 6. Определение первого звука в словах-картинках.

Дети выполняют задание – соединяют букву с соответствующими картинками.

7. Итог занятия.

- Ребята, вы помогли гласным звукам. Посмотрите, злая клякса превратилась в добрую (слайд 20), она не будет больше проказничать. Давайте с ней попрощаемся, а гласные звуки и буквы нам обязательно встретятся в школе.

Занятие №4

Тема: ЭТОТ ТРУДНЫЙ ЗВУК [Р]

Цели и задачи. Закрепление четкого произношения звука Р в слогах, словах, предложениях. Формирование навыка звукового анализа (определение места звука в словах). Активизация словарного запаса (слов-антонимов). Развитие фонематического восприятия, внимания, мышления, моторики. Закрепление образа буквы Р. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Презентация; листочки с заданиями; цветные и простые карандаши.

Ход занятия

1.Организационный момент. Чтение «Стихотворения про букву Р» А.Барто.

Пять лет Сереже в январе,
Пока — четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе
И взрослые ребята.

А как на санках, например,
Он с гор летает смело!
Сереже только буква «
Р»
Немножко портит дело.

На брата сердится сестра:
Ее зовут Марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: — Ты где, Малина?

Она твердит: — Прижми язык,
Прижми покрепче к нёбу! —
Он, как прилежный ученик,
Берется за учебу.

Твердит Марина: — «Рак», «ручей».-
Марина учит брата.
Он повторяет: — «Лак», «лучей»,—
Вздыхая виновато.

Она твердит: — Скажи «метро»,
В метро поедем к дяде.
— Нет,— отвечает он хитро,—
В автобус лучше сядем.

Не так легко сказать «ремень»,
«Мороз», «река», «простуда»!
Но как-то раз в январский день
С утра случилось чудо.

Чихнула старшая сестра,
Он крикнул: — Будь здоррррова! —
А ведь не мог еще вчера
Сказать он это слово.

Теперь он любит букву «Р»,
Кричит, катаясь с горки:
— Когда пойду я в школу,
Учиться буду только на пятерррки!

- Какой звук не умел говорить мальчик Серёжа?

- А когда он научился его произносить, как он его произносил?

- На что похож этот звук? (Рычит тигр, лев, собака, мурлычет кот, стреляет пулемёт, работает мотор машины).

2. Звук Р.

Дети произносят раскатистый звук -  РРРР…хором и индивидуально, рассматривают и описывают артикуляцию – губы открыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами, напряжен, воздушная струя - очень мощная, попадает на кончик языка и колеблет его. Кончик языка вибрирует.

- Звук Р – согласный, твёрдый, звонкий. 

3. Речевая зарядка.

Ра-ра-ра — начинается игра.

Ро-ро-ро — у Ромы новое ведро.
Ру-ру-ру — продолжаем мы игру.

Ры-ры-ры — продаются топоры.

Ра-ра-ра – вот  высокая гора,

Ро-ро-ро – у вороны есть перо.

Ру-ру-ру – залезаем на гору,

Ры-ры-ры – пролетают комар.

Ар-ар-ар — вот горячий самовар.
Ор-ор-ор — в огороде  помидор.
Ир-ир-ир — строгий-строгий командир.

Произнесение чистоговорок с использованием мнемодорожек:

Не шутите с носорогом, носорог бодает рогом.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

4. Игра с мячом «Скажи наоборот»:

- Подберите слово-«наоборот», чтобы в нём мы слышали звук Р:

злой -…добрый

длинный - …короткий

белый - …чёрный

мягкий - …твёрдый

холодный - …горячий

сухой - …мокрый

молодой - …старый

сухой - …мокрый

чистый - …грязный

весёлый - …грустный

ребёнок - …взрослый

холод - …жара

давать -… забирать

открывать - …закрывать

застегнуть - …расстегнуть

отдыхать - …работать

5. Динамическая пауза. Подвижное упражнение «Зарядка».

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
                     Выполняют  движения по тексту.
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.

6. Буква Р.

 Показ буквы, сравнение – на что похожа? Сколько элементов в букве Р?

Дрожу от страха до сих пор –

Воскликнуло полено.

Похожа буква на топор,

Расколет непременно.

7. Задание на листочках «Найди картинку».

Дети определяют место звука Р в словах-картинках и соединяют их с соответствующими схемами.

Р ____– рама, рот, рука

__Р__ – корова, жираф, пирамидка

____Р – сыр, мухомор, топор

8. Задание на листочках «Рыбка».

- Раскрасьте клеточки с буквой Р. Кто получился? (Рыбка.)

9. Итог.

- Ребята, вы молодцы, выполнили задания, в которых правильно  произносили трудный звук Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий "АБВГДейка" в школе будущего первоклассника

6 занятий- конспектов  в помощь учителю,набирающему первый класс...

Конспект занятия по курсу "Интеллектика",3 класс

Разработка урока по курсу "Интеллектика" в 3 классе по теме "Развитие способности планировать"...

Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" Тема" Коррекция недостатков умственной деятельности"

Вся система  коррекционно-педагогической работы признана адаптировать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школьников к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным...

Конспект занятия по курсу « Речь и культура общения» Тема «Весёлые рассказы»

Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и свою речь, умел словесно импровизировать и постоянно совершенство...

Конспект занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» по учебнику О. Холодовой «Юным умникам и умницам» для 1 класса с презентацией к занятию.

Конспект занятия в 1 классе по курсу «Юные умники и умницы» , которое способствует совершенствованию мыслительных операций: развитию различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия,...

Конспект занятия по математике с будущими первоклассниками

Конспект занятия составлен с учетом требований ФГОС. Предусмотрена физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Дан разрезной дидактический материал для занятия....