Главные вкладки

    Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" Тема" Коррекция недостатков умственной деятельности"
    план-конспект урока (2 класс) по теме

    Коробкова Валентина Ивановна

    Вся система  коррекционно-педагогической работы признана адаптировать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школьников к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным труженником, который на равне со всеми людьми может включаться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу. Для достижения поставленной цели и проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. У школьника преобладает непроизвольное внимание; ребёнок не может ещё управлять своим вниманием и проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём - то одном, и поэтому одним из заданий на занятиях является развитие внимания, которое способствует увеличению объёма, концентрации, распределения, переключения внимания.Проводятся задания на развитие восприятия. Благодаря этому ребёнок решает сложнейшую задачу - восприятие картинки. Он осмысливает взаимоотношения между частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое. Неоценима роль восприятия в овладении ребёнком навыками письма, чтения и счёта. Задания на развитие логического мышления способствуют развитию анализа, синтеза и требует словесных обобщений; так наглядно-действенное развивается с помощью манипуляции предметами - игрушками. Наглядно-образное развивается с помощью представлений предметов, яалений. Словесно-логическое - познание с помощью понятий, слов, рассуждений. Задание на развитие памяти - способствует получению, хранению и воспроизведению информации, и является условием обучения, приобретения знаний и умений. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребёнка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. Задания "Графический диктант" способствует формированию каллиграфически правильного письма, развитию пространственного воображения, устойчивого внимания, тренировки глазомера и мелких мышц кисти руки, отработки ловкости во владении карандашом и ручкой, а также в развитии кругозора и повышает эрудицию учащихся. Таким образом на уроке реализуются следующие цели и задачи: а) развивающие. Способствуют развитию мышления, памяти, умение сравнивать, анализировать; развитию познавательного интереса, пространственного воображения и мелких мышц руки. б) воспитательные: способствуют сплочению классного коллектива.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Коррекция недостатков умственной деятельности.

    Цели: развитие и коррекция речи учащихся, активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления; концентрация внимания, сообразительности, умения выполнять сравнение, обобщение, активизация самостоятельной познавательной активности;  развитие пространственного воображения и мелких мышц руки; сплочение классного коллектива, формирование положительных эмоциональных реакций учащихся.

                                                               Ход урока

    1.Организационный момент. Психологический настрой: Заходите, дети, в класс, Прозвенел звонок сейчас. Все тихонько быстро встали, подравнялись и собрались. Скажем: «Здравствуйте» друг другу. И посмотрим на столы. Всё, что нужно принесли? А теперь тихонько сели.  На меня все посмотрели. Начинаем наш урок. Рты закрыли на замок.

    2.Активизация внимания. – Ребята, что за урок у нас начинается? Что мы делаем на этом уроке? (развиваем речь, память, внимание, мышление).  Что нам нужно для того, чтобы провести это занятие хорошо? (Слушать учителя, не шуметь, быть внимательными, думать, прежде чем говорить). Сегодня мы продолжим работу по развитию внимания, памяти, мышления, умения выполнять сравнения.                                                                                                                                  

    Задание 1.Развитие сравнения и обобщения.

                         Расскажите о форме, цвете, вкусе помидора и огурца.

           Форма: шар;  цвет: красный, жёлтый, зелёный;    вкус:   сладковатый.

            Форма: цилиндр или конус;    цвет: зелёный;      вкус: сладковатый.

                                                           

                                           

       

     Сколько букв  и слогов  в   следующих словах?

    Пианино – 7 букв; 4 слога;       Лампа – 5 букв, 2 слога;                                                      Ботинки – 7 букв, 3 слога.

    С какой цифры начинаются следующие числа? 18      46      25     31    17    

    Назовите признаки треугольника:  (3 угла, 3 стороны, 3 вершины).

      Задание 2. Развитие графических навыков.

                    

    Задание 3. Дыхательное упражнение. Дети сидя делают ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: Вдох (3 хлопка), задерживаем дыхание                   (3 хлопка), выдох (3 хлопка), держим (3 хлопка). Упражнение выполняем 5 – 8 раз.

     

     Задание 4 Упражнение для развития межполушарного   взаимодействия.

        Задание 5 Развитие внимания.

                       

      Упражнение «Самый внимательный».  Найди  различия.

      Найди такие же фигурки, как на образце, соедини их стрелками.

      Задание 6.  Развитие памяти.

    В течение 10 секунд посмотрите на рисунки, а потом постарайся восстановить ряд картинок в той же последовательности.          

     Физкультминутка

    Буквой Л расставим ноги   Словно в пляске – руки в боки.

     Наклонились влево, вправо,  Влево, вправо…

    Получается на славу.

    Молодцы!  (Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.) 

    Задание  7. Развитие наглядно-образного мышления.  «Найди буквы алфавита»   Внимательно рассмотрите изображение, ответьте на вопрос, какие буквы здесь спрятаны.

                                                                                                               

    Задание 8.   Графический диктант.         Отгадайте загадку.

    Кто в лесу огромней всех? Кто богатый носит мех? Кто в берлоге до весны днём и ночью смотрит сны? (медведь). Где живёт медведь? Что он любит? Как проводит зиму? Как называется его жилище? (берлога). Чем питается зимой и летом? Чем покрыто туловище медведя? Какой окраски у зверя шерсть?  Составление небольшого рассказа о медведе. (Медведь – лесной житель. Летом он бродит по лесу, а зимой крепко спит в берлоге. Любит ягоды, мёд, рыбу, сладкие корешки. Зимой сосёт во сне лапу. Туловище покрыто густой бурой шерстью. В каких мультфильмах видели медведя?)  (Вини-Пух, Маша и медведь, и т.д.).

    Разучивание стихотворения:

    Как на горке снег, снег.    И под горкой снег, снег.

    И на ёлке снег, снег.    И под ёлкой снег, снег.

     А под снегом спит медведь.  Тише, тише, не шуметь.

    1 клетка вправо, 3 клетки вверх,  1клетка вправо,  1 клетка вверх,  1 клетка вправо,    1 клетка вниз, 2 клетки вправо,   1 клетка вверх,  1 клетка вправо,  1 клетка вниз,  1 клетка вправо, 3 клетки вниз,  1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, 2 клетки вверх.    

                                                 

     

                                                       Физкультминутка

    Наш мишутка потянулся,                                                                                                                    Раз – нагнулся, два – нагнулся.

    Лапы в стороны развёл –                                                                                                                  Видно, мёду не нашёл.

    Мишка в улей влез и вот                                                                                                                Каплет с лапы сладкий мёд:

    Кап! Кап! Кап! Кап!

     Задание 9.  Развитие логического мышления.             «Найди лишний гриб».

    Итог урока.   Вы прекрасно справились с заданиями. Наше занятие подошло к концу.   Хорошо вы потрудились,  Вам пора и отдыхать.  Переменку веселитесь,  и начнем урок опять.

     

                                                                           

                       



    Предварительный просмотр:

                                           Занятие 3.                                                                                                        Тема: Коррекция недостатков умственной деятельности и развития мышления.

    Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие логического мышления, концентрации внимания, сообразительности, умения выполнять сравнение, обобщение, активизация самостоятельной познавательной активности, сплочение классного коллектива, формирование положительных эмоциональных реакций учащихся.

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    Активизация внимания. - Ребята, любите ли вы путешествовать? На каком виде транспорта вы любите путешествовать? Давайте сегодня вместе отправимся в путешествие, а на чём, вы узнаете из загадки. Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились и, помчались в путь далёк, лишь оставили дымок. ( Паровоз.) - Молодцы! Вы правильно отгадали загадку. Какой ещё транспорт вы знаете? На какие виды делится транспорт? - ( Пассажирский, грузовой, наземный, подземный, водный, воздушный.)

    К какому виду относится поезд? Какие бывают поезда? Кого и что перевозят поезда? А кому из вас приходилось ездить на поезде?                                              Сообщение темы и цели занятия.

    - Сегодня мы продолжим работу по развитию внимания, памяти, мышления. Во время путешествия мы должны быть добрыми, внимательными, сообразительными, и, конечно, нам надо взять с собой хорошее настроение и те знания, которые у нас есть.

    Графический диктант. ( Звучит песенка паровозика из мультфильма « Паровозик из Ромашкова »)

    Из каких геометрических фигур состоит наш поезд? ( Квадрат, прямоугольник, круг, ромб.)

    Разучивание стихотворения: Вот поезд наш едет, колёса стучат. А в поезде нашем ребята сидят. Чу- чу - чу - чу - чу! бежит паровоз. Далёко - далёко ребят он повёз.

    На этом поезде мы отправляемся в путь. - Посмотрите, мы приближаемся к первой станции, которая называется «Запоминай-ка», но чтобы проехать дальше, нам необходимо выполнить несколько заданий.

    Задание 1.Цель: развитие зрительной памяти.

    Показать 10 картинок (2 секунды.) Самолёт, машина, паровоз, пароход, лодка, подъёмный кран, грузовик, метро, вертолёт, корабль. Вы внимательно рассмотрите их и через 1 минуту запишите у себя в тетради. ( Как можно назвать, одним словом?) - Транспорт.                                                              

    Задание 2. Цель: развитие слуховой памяти.

     назову слова. А вы должны их запомнить , так как они пригодятся на последней станции. Представьте себе, что вам надо взять с собой в дорогу для путешествия. Пакет, мыло, зубную щётку, полотенце, конфеты, хлеб, сок, газету, ручку, расчёску. Мы продолжаем путь.

    Следующая станция называется « Думай-ка.» Цель: развитие мышления.

    - Я называю какую-нибудь ситуацию, а вы отвечаете, если такая ситуация бывает.

    1. Папа ушёл на работу. 2. Поезд летает по небу. 3. Кошка хочет, есть. 4 Человек вьёт гнездо.

    5.Почтальон принёс письмо. б.Бегемот залез на дерево. 7. Дом пошёл гулять.

    Физкультминутка.

    Загудел паровоз и вагончики повёз. « Чу - чу - чу - чу - чу - чу . » Далеко я укачу. Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут. А круглые колесики « тук - тук - тук - тук - тук - тук . »                                                                                                                                                            

    8. Мы продолжаем путь. Следующая станция « Смекалка».                                                     Цель: упражнять детей в доказательстве решения.

    Посмотрите внимательно на эту задачу, даны 3 ряда изображений самолётов, отличающихся формой корпуса, крыльев, их окраской, количеством иллюминаторов. Недостающий самолёт надо выбрать из 6 фигур перемещённых справа.. Ответ обосновать, указывая признаки той фигуры, которая должна быть помещена в пустой квадратик. (1 самолёт.)                                                                                      

    Молодцы. Теперь постарайтесь вспомнить те 10 слов, которые я вам читала на станции « Запоминай-ка ». Что надо взять с собой в дорогу.

    Задание 1. Цель: развитие мышления. Сравнение предметов. ( Выделение черт сходства и различия.) Я предлагаю вам 2 слова, а вы должны найти сходство и различие. Машина и поезд.

    Задание 2. Прочитайте пары слов. Назовите каждую пару, одним словом.

    Машина и поезд. Яблоко и груша. Роза и одуванчик. Дуб и берёза. Кукла и мячик.

    Задание 3. Цель: упражнение на развитие мыслительных процессов: обобщения, отвлечения

    «Найди лишнее слово». 1. Берёза, дуб, сосна, земляника.

    2. Час, минута, секунда, лето. 3. Яблоко, слива, огурец, груша.

    Задание 4. Цель: развитие гибкости ума.

    Вы должны как можно больше назвать слов, обозначающих понятие: наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт.

    Подведение итогов.

    - Вы прекрасно справились с заданиями на всех станциях. Наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили. Какие виды транспорта вы знаете.

    Домашнее задание. Раскрашивание рисунка, сочинить загадку про поезд.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Тема: "Там на неведомых дорожках..."

    Это занятие  для учащихся с ОВЗ VIII вида. Содержание занятия подходит для проведения в весеннее время года. Используются различные методы и приёмы для развития и коррекции познавательных способн...

    Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

    В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

    Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе.

    В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятельно...

    Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе для развития зрительного восприятия и памяти «Осень наступила…»

    В конспекте предложены задания на развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление признаков осени....

    Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Класс: 3

    Психологическая игра «Волшебный камешек» Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда...

    Конспект группового занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1 классе Тема: «Восприятие цвета и формы предметов»

    Занятие является обобщающим. Обучающиеся, путешествуя, закрепляют знания о форме и цвете предметов. На занятии используется интерактивная песочница....

    Конспект занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов в 1классе

    Цели психокоррекционного занятия : 1. Сравнение предметов по высоте; 2. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела; 3. Развитие пространственного восприятия; 4. Развитие гра...