Предупреждение дизорфографии у младших школьников общеобразовательной школы
статья по логопедии

Калинина  Гульнара Раилевна

Предупреждение дизорфографии у младших школьников  общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

   В  связи с реформированием в системе образования в целом, и в школьном образовании в частности, школа претерпела значительные изменения. Увеличилось количество часов  в школьной программе, возросли требования к учащимся, появилось большое количество авторских программ. Но помимо этих изменений, возросло и количество неуспевающих школьников. По различным данным число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах. Уровень готовности к школьному обучению достигают к 6-летнему возрасту менее 50% детей.

   В последнее время понятие дизорфографии вызывает повышенный интерес исследователей в различных областях психологии, нейропсихологии, логопедии. Спорным остается вопрос о причинах дизорфографии: несформированность морфологического анализа, недостаточная концентрация, переключение или распределение памяти, нарушение слухо-речевой памяти или другие причины. Распространенность дизорфографии у учеников начальных классов и длительность проявления речевой патологии (вплоть до средней школы), недостаточное освещение этой проблемы в научной литературе свидетельствуют о необходимости решения вопроса своевременной профилактики данного нарушения.

   Как показывают исследования, дизорфография является одним из самых распространенных нарушений письменной речи у младших школьников. Стойкий и специфический характер нарушений в усвоении орфографических знаний не позволяет им усваивать не только правила правописания, но и базовые знания курса русского языка. Исправление нарушений письменной речи во многом зависит от своевременности начала коррекции. Нередко, после исчезновения специфических ошибок, в письме остаются орфографические ошибки, являющиеся стойкими и трудноисправимыми. Заучивая правила из учебника, такие дети затрудняются в их практическом применении. Одна из причин этого-неспособность обнаруживать «сомнительные места» в словах, требующих использование правил.

  Учитывая данные современных исследований по данной проблеме, а так же полученные результаты изучения симптоматики и механизмов дизорфографии у младших школьников, были выделены следуюшие направления коррекционной  и профилактической работы:

1. Формирование гностико-практических функций (развитие зрительного анализа и синтеза, речедвигательных функций, зрительной и слуховой памяти.

2.Развитие речи на сенсорно-перцептивном уровне

3 Логопедическая работа над ударением

4.Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

5.Коррекция нарушений грамматического строя речи

6.Развитие лексики

7.Логопедическая работа над связной речью.

  Данная статья описывает возможности коррекционных мероприятий с детьми начальных классов, имеющих нарушения письменной речи. Все приемы, описанные выше применяются мною на занятиях и показывают хорошие результаты по предупреждению дизорфографии.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дизорфография у младших школьников"

В последнее десятилетие учителя отмечают увеличение числа школьников, письмо которых характеризуется наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер.Что т...

Анализ современных подходов к изучению дизорфографии у младших школьников

В статье описаны современные тенденции в изучении и предупреждении дизорфографии у младших школьников с ОНР. Статья предназначена для учителей-логопедов начальной школы, а также для студентов ВУЗов....

Предупреждение дизорфографии у младших школьников

Исследователями отмечается, что в общеобразовательные организации среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии (Н. Ю. Григоренко, Ж. И. Жур...

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 3 класс

Коррекция смешанной дисграфии, развитие устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях. Программа разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....

Программа по коррекции смешанной дисграфии, предупреждению дизорфографии 4 класс

Программа предназначена для работы с учащимися 4-х классов по коррекции дисграфии, профилактики дизорфографии. Разработана группой логопедов Санкт-Петербурга....

Коррекционные упражнения для предупреждения и исправления дисграфии, дизорфографии у младших школьников.

В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. С каждым годом увеличивается число детей, испытывающие трудно...