Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе
консультация по логопедии

Иванова Анна Петровна

В этом материале можно узнать, что какие элементы логопедической работы следует включать в структуру урока учителю начальных классов для  развития речи у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_logopedii_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе

Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, например:

 1) из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, например “фыфка” (шишка);
2) все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например “цаска” (чашка);

 3)неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например “байкон” (балкон), “гыба” (рыба).

Эти недостатки чаще всего обусловлены тем, что ребенок не различает на слух некоторые звуки (чаще шипящие, долгие и др.); у него не сформировались некоторые движения органов произношения (прежде всего губ, языка); родители, балуя детей, сами способствуют сюсюканью, искажению речи.

Учителю начальных классов с первых же дней обучения в школе следует включать на уроках элементы логопедической работы, постепенно усложняя, индивидуализируя работу, ведя постоянный учет речи детей.

 Нужно помнить, что в процессе работы над произношением важное значение имеют слух и фонематическое восприятие; моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок говорит благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речь. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие связано либо с нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие, т. е. дети на слух не дифференцируют все звуки речи, особенно близкие по звучанию, например п – б, с – ш, л – р.
Прежде чем приступить к работе по развитию правильного произношения, необходимо обследовать речь детей. Желательно включить в обследование и такие графы: смешение звуков, здесь же отметить заикание; темп речи (замедленный, спокойный, торопливый); голос (звонкий, тихий, крикливый); звукопроизношение (правильное, затеняет, искажает: картавое, межзубное, носовое).

 Учителю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Но сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям, поэтому необходимо включать в логопедическую работу игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных “песенок”, которые поет Веселый язычок. Каждая песенка связана с определенным конкретным образом: звук а – с комаром, звук ж – с жуком, звук ш – с сердитым гусем, звук р – с мотором машины и т. д.

Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков можно давать в форме сказок о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком Язычка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние зубы - крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя воздуха - ветерком.

Важно, чтобы работа проводилась не только фронтально, но и индивидуально, постоянно велся учет изменений в речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе.

Элементы логопедической работы на уроках в начальной школе. Помощь учителю начальных классов....

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

В последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Какого ребенка можно назвать здоровым? Цели и задачи здоровьесбережен...

Статья "Применение элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе"

В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. Даётся понятие театральной педагогики, представлены элементы театрализации и практическое пр...

Обобщение опыта по теме самообразования «Элементы краеведческого компонента на уроках в начальной школе»

Материал будет полезен как для воспитателей, так и для учителей начальных классов, работающих в Республике Адыгея....

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Наше будущее – это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усв...

Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...