Презентация к мастер-классу "Дисграфия: причины и пути коррекции"
методическая разработка по логопедии

Дюкарева Елена Вячеславовна

Дисграфия - что это. Причины и пути коррекции. Классификация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon korrektsiya_disgrafii_i_disleksii_s_malenkimi_risunkami.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дисграфия: причины и пути коррекции Учитель-логопед МБОУ «СОШ№20 имени А.А.Хмелевского Дюкарева Елена Вячеславовна

Слайд 2

– это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения . Дисграфия

Слайд 3

Механизм возникновения процесса письма. Согласно нейропсихологии письмо представляет собой сложную функциональную систему, состоящую из многих компонентов, каждый из которых опирается на работу особого участка мозга и вносит свой специфический вклад в функционирование всей системы. Один и тот же компонент может входить в разные функциональные системы. Проведенный А.Р. Лурия анализ строения высших психических функций и их мозговой локализации позволил ему выявить, что осуществление любой ВПФ , например чтения или письма , требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга . При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок по Лурия), переработка информации – задними отделами коры (II блок) и программирование и контроль -передними (лобными) отделами коры (III блок).

Слайд 4

Биолого-психологические закономерности процесса письма .

Слайд 5

Органического характера: наследственная предрасположенность, недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка. Функционального характера: недостаточное развитие артикуляционного аппарата (длительное пользование бутылочкой, избегание жеваниея твердой пищи, воздействие внутренних факторов(например, длительные соматические заболевания). Неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти, СДВГ и др. Причины нарушения письма

Слайд 6

Левое и правое полушария

Слайд 7

Взаимосвязь полушарий головного мозга Неравномерное развитие полушарий головного мозга так же может быть причиной дисграфии. Центр речи у людей находится в левом полушарии. Правое отвечает за правильное восприятие символов и образов. Ребенок с дисграфией с трудом осваивает письмо, но хорошо рисует.

Слайд 8

Недостаточное формирование сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма. Особенности формирования когнитивного компонента навыков письма: - несформированность пространственных представлений; - недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия; - недостатки в развитии познавательных процессов (зрительный анализ, мыслительная деятельность). Недостатки в формировании регуляторного компонента навыков письма (несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции). Особенности темперамента учащихся, отражающие своеобразие природной организации их нервной системы. Основные группы трудностей

Слайд 9

Работы учеников

Слайд 10

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии: 1 . артикуляторно-акустическая , связанная с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия; 2. акустическая , связанную с нарушением фонемного распознавания; 3. дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза ; 4 . аграмматическую , связанная с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи; 5. оптическая , связанная с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Классификация дисграфии

Слайд 11

Симптоматика трудностей Психологические и другие причины Пути коррекции 1. Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам («зуки» вместо «жуки», «панка» вместо «банка»). 2. Пропуск гласных букв («трва» вместо «трава»). 3. Пропуск согласных букв («саат» вместо «салат»). 4. Недоговаривание, добавление звуков. Недоразвитие фонетико-фонематического анализа. Недостатки в развитии процессов произвольного внимания. Несформированность звуко-буквенных ассоциаций. Недостатки в произношении. Недостатки в артикулировании. исправление звукопроизношения, - формирование четких кинестетических образов звуков, - совершенствование фонематических представлений. Артикуляторно-акустическая дисграфия Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

Слайд 12

Акустическая дисграфия На почве нарушения фонемного распознавания звуков речи. В основе – трудности слуховой дифференциации звуков речи. Симптоматика трудностей Психологические и другие причины Пути коррекции 1. Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам. 2.Ошибки на определение места звука в слове,, последовательности, при выделении звука из слова. 3.Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных, замены гласных даже в ударном положении. 4.Неправильное обозначение мягких согласных (лубит, писмо). Недостаточная сформированность фонематического восприятия. Недостатки звукового анализа. Неустойчивое внимание. Слабое развитие слуховой памяти. Сниженная работоспособность. Индивидуально-психологические особенности (темперамент) развитие и совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля, снижение учебной нагрузки.

Слайд 13

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто. Симптоматика трудностей Психологические и другие причины Пути коррекции 1. Трудности при выделении слов из предложения, при определении количества названных слов. 2. Добавление гласных букв («галака» вместо «галка»). 3. При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок. 4. Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений. Недостатки в развитии вербального анализа. Недостатки звуко-буквенного анализа. Неустойчивость произвольгого внимания. Недостаточность зрительного анализа. Недостатки процессов зрительного анализа и синтеза. Недостаточное развитие пространственных представлений. развитие психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления; щадящий режим; усилить самоконтроль, использовать прием «ошибающийся» учитель.

Слайд 14

Аграмматическая дисграфия – несформированностью грамматического строя речи. Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи. Симптоматика трудностей Психологические и другие причины Пути коррекции 1. Аграмматизм на письме на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. 2. Трудности в словоизменении и словообразовании. 3. Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня. 4. Не умеет применять правило в конкретной ситуации. 5. Трудности в согласовании частей речи. 6. Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (василки). 7. Не умеет находить ошибки в собственной работе. Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа. Неусвоены правила правописания. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности. Конкретность мышления. Несформированность операций сравнения. Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала. Недоразвитие зрительной памяти. Недостаточное артикулирование слов при письме. ликвидировать пробелы в знаниях, дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов, отчетливое проговаривание зрительно воспринимаемых слов, - - отработать зрительно-двигательные образы слов, составление предложений, работа с деформированными предложениями и текстами, развитие концентрации внимания и самоконтроля.

Слайд 15

Оптическая дисграфия – недоразвитие оптико-пространственных представлений, несформированность зрительного анализа и синтеза. Симптоматика трудностей Психологические и другие причины Пути коррекции 1 .Искажение воспроизведения букв на письме: «зеркальное» написание букв, недописывание или написание лишних элементов букв, неузнавание буквы в перевернутом виде. 2.Неразличение при письме сходных по начертанию букв ( б-в,н-п,м-л, ш-т, б-д,ш-и ..) 2. Замена букв по пространственному сходству. 3. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки. 4. Расположение букв при списывании в обратной последовательности. 5.Затруднения при написании закругленных деталей букв. 6.Неряшливое письмо, грязь в тетради. 7.Списывание с ошибками. 9.Искажение подчерка (нестабильность графических форм). 10.Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот. Недостатки зрительного анализа. Несформированность пространственных отношений. Отсутствие прочной связи между зрительными и двигательными образами букв. Слабо развита тонкая моторика руки. Несформированность дифференцированных зрительных образов букв.. Неумение регулировать мышечные усилия. Несформированность личностных качеств аккуратности. Трудности в произвольном управлении движениями. Неустойчивость произвольного внимания, слабое развитие зрительной памяти. Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение). Развитие зрительного восприятия. Формирование пространственных отношений. Развитие мелкой моторики. Выработка соответствующих личностных и психических качеств.

Слайд 16

Первой задачей диагностики является уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках. Встречаются случаи, когда излишне тревожные родители, сами рано начавшие читать, уже через полгода обучения ребенка в школе бьют тревогу по поводу медленного (с их точки зрения) продвижения его в данном навыке. На самом деле ребенок может вполне укладываться в рамки нормы с учетом ее вариативности. Наиболее диагностически трудными являются аномалии чтения и письма у детей со снижением интеллекта. Решение вопроса, обусловлено ли отставание в данном навыке недостаточным умственным развитием или имеет самостоятельный генез, прямо зависит от результатов клинико-психологического исследования умственного развития ребенка. Диагностика интеллекта является второй задачей . Большинство детей с недоразвитием устной речи испытывают определенные трудности в чтении и письме, но лишь около одной трети из них страдают специфическими нарушениями этих навыков. Поэтому третьей задачей является исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой. Необходимо сопоставить степень выраженности затруднений в письменной речи и уровень развития устной речи. Выявляются речевые функции или навыки, несформированность которых создает патологическую основу расстройства. Наконец, четвертой задачей является анализ психопатологической картины, и особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе. Массивность резидуально-органической симптоматики существенно влияет на прогноз и определяет выбор лечения. Психодиагностика дисграфии Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.

Слайд 17

Развитие : - анализирующего наблюдения. - процессов произвольного внимания. - зрительного анализ. - пространственных представлений. - зрительно-двигательной координации. - умений выполнять последовательные указания взрослого. - непосредственной произвольной зрительной памяти. - произвольного слухового запоминания. - фонематического анализа. - звуко-буквенного анализа. - зрительного вербального анализа. - орфографической зоркости. - слухового вербального анализа. - буквенного синтеза. - абстрагирования - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. - смыслового анализа. - способности схватывать слово целиком. - синкретичности восприятия - это восприятие целого, не основанное на его анализе. Коррекция дисграфии Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Слайд 18

Взаимосвязь специалистов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная дезадаптация. Причины, пути коррекции

Младший школьный возраст - Адаптация к школе  ...

Детская агрессивность и её причины. Пути коррекции поведения детей.

Материал подготовлен к выступлению на педсовете школы. Рекомендации, памятки, психологические игры, анкеты могут быть использованы педагогом при подготовке к родительскому собранию по данной теме....

Консультация для родителей. "Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений."

Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помоч...

«Дисграфия: понятие, виды, причины, упражнения для коррекции»

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при э...

«Причины и пути коррекции дисграфии у детей».

Цель: познакомить родителей с основными нарушениями и коррекциями дисграфии....

Консультация для родителей Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений.

Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение...