Главные вкладки

    Неуспеваемость младших школьников: ее причины и пути преодоления
    статья по теме

    Хаертдинова Лайсира Рашатовна

    В статье раскрыты причины появления неуспеваемости в школе, преодоление неуспеваемости и ее предупреждение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_neuspevaemost-khaertdinova_l.r.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Л. Р. Хаертдинова, заместитель директора по учебной работе

     муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    «Средняя общеобразовательная школа №58»

    «Неуспеваемость младших школьников: ее причины и пути преодоления»

    Неуспеваемость – это проблема, которая стоит перед каждой школой. Особенно острой она стала в последние годы, она волнует весь коллектив нашей школы. В данной работе я пыталась проанализировать причины возникновения неуспеваемости у младших школьников и наметить определенные пути ее преодоления и предупреждения.

    Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы, которая вызвана многими причинами. Что же мы понимаем под понятием «неуспеваемость»?

    Обучение не только создает, но и опирается на определенный уровень подготовленности обучающихся наличие у них представлений о предметах и явлениях, умения воспринимать и понимать чужие мысли и выражать свои и т.д. Каждый шаг в процессе обучения основывается на некотором уровне подготовленности детей, который повышается по мере продвижения. Подобно тому как накапливается подготовленность обучающихся – знания, умения, опыт творческой деятельности, у некоторых из них накапливаются пробелы недоработки, недостатки в знаниях, умениях, способности учиться. Если такие пробелы и недостатки множатся и взаимодействуют, то к концу какого-то отрезка процесса обучения (например, учебной четверти) школьник приходит с подготовленностью, недостаточной для дальнейшего успешного движения.

    Суммарная комплексная, итоговая неподготовленность обучающегося наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое.

    Отдельный же элемент неподготовленности, возникающий на ходу обучения, мы называем отставанием. Отставание соотносится с неуспеваемостью и как часть с целым, и как момент процесса с результатом процесса. Отставание как момент, если его не устранить, может превратиться в процесс отставания и привести в конечном итоге к неуспеваемости.

    Какие же причины вызывают появление неуспеваемости обучающихся? Их условно можно разделить на три большие группы:

    - социальные;

    - физиологические;

    - психолого-педагогические.

    К социальным причинам относятся:

    1. Снижение ценности образования, интеллигентности, профессиональной компетенции. В основе этого лежат многие негативные явления: уравниловка в оплате труда, при которой знания и честный труд не является определяющими для благополучия человека, власть бюрократии, коррупция. В этих условиях для многих людей утратился смысл образования – стал нужен диплом, аттестат, но никак  не сами знания. Снижение ценности образования в обществе повлияло на отношение к нему учащихся. Многим школьникам средних и старших классов учение в школе стало казаться ненужной тратой времени, посягательством на их свободу.

    2. Общее принижение роли интеллектуального труда, духовных ценностей в жизни общества. Это оказало влияние на состав учительства, т.к. в пединституты пошли многие из тех, кому нужен был только диплом. В результате снизился интеллектуальный и нравственный уровень учительства, в школах можно наблюдать проявление невежества, грубости, нелюбви к детям.

    3. Потеря престижа школьного образования связана и с прогрессом технических средств информации, это явление отмечается не только в нашей стране, но и во всем мире. Из теле и радиопередач, из кино и видеофильмов можно быстро почерпнуть много полезной и занимательной информации, не утруждая себя ежедневными усидчивыми занятиями, которых требует учение в школе. Учитель в данное время перестает быть главным источником знаний, а школа – интеллектуальным центром, падает ее авторитет как образовательно-воспитательного учреждения.

            Следующей большой группой причин неуспеваемости учащихся является физиологические причины. Не секрет, что здоровье детей в последние годы ухудшается. Медико-социолгические исследования обнаружили следующие предпосылки этого явления:

    • нарушение экологического равновесия в окружающей среде, которое отражаясь на здоровье матери, приводит к различным дефектам организма уже у новорожденных. Так, по данным А. Баранова, академика Российской академии медицинских наук в 1994 году каждый пятый новорожденный уже имел патологию;
    • физические и эмоциональные перегрузки женщин в системе производственных и семейных отношений, которые отрицательно влияют на организм детей, и на условия их жизни;
    • рост алкоголизма, наркомании, создающих условия для рождения психически и физически неполноценного потомства;
    • низкая культура семейного воспитания, возрастание числа неполных и неблагополучных семей, конфликтные внутрисемейные отношения, создающие почву для углубления нервно-психических отклонений и возникновения социальной запущенности;
    • недостатки здравоохранения, не позволяющие своевременно выявить ослабленных детей, обеспечить их необходимой медицинской помощью.

    Неуспеваемость – проблема не только социальная, но и психолого - педагогическая. К педагогическим причинам неуспеваемости учащихся младших классов относятся, на мой взгляд:

    -недостаточная подготовка ребенка к школе в дошкольных учреждениях и семье

    -недостаточно хорошие школьные условия (это и содержание программ и учебников, методов обучения, технического оснащения учебного процесса, создание надлежащих санитарно-гигиенических условий и т.д.)

    -неправильная мотивация к учению.

    Перед школой стоят задачи преодоления неуспеваемости и ее предупреждения. Чтобы преодолеть неуспеваемость, руководителю школы и всем учителям, работающим в школе, необходимо изучить длительно неуспевающих обучающихся, их типологию, проанализировать причины глубокой устойчивой неуспеваемости, выбрать оптимальные методы работы с такими детьми. Выявление типов неуспевающих школьников является очень важной задачей не только в теоретическом, но и в практическом отношении, т.к. только при этом возможна разработка путей предупреждения и преодоления неуспеваемости. Наша школа в своей работе использует типологию неуспевающих учащихся, которую дает Л.В. Славина в своей книге «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам», в которой выделены группы неуспевающих учащихся в зависимости от того, какая основная причина вызвала неуспеваемость. Л.В. Славина выделяет 5 групп неуспевающих школьников:

    -школьники, у которых неправильное отношение к учению

    -усваивающие материал с трудом

    -школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы

    -учащиеся, не умеющие трудиться

    -школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

    Очень часто усилия учителей начальных классов сосредоточены на преодолении уже возникшей, ставшей фактом неуспеваемости. В центре внимания находится не профилактика зла, а борьба с ним, когда оно уже состоялось. На мой взгляд, в каждой школе назрела необходимость специальной, глубоко продуманной, повседневной деятельности педагогического коллектива, направленной на предупреждение неуспеваемости.

    Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать хорошие результаты лишь при общем улучшении социальных условий. Однако, многое зависит от коллектива школы, от старания и творчества каждого учителя. Мне бы хотелось выделить основные этапы предупреждения неуспеваемости в начальной школе:

    -диагностика, т.е. обнаружение ее признаков;

    -анализ причин, породивших отставание;

    -оперативная помощь обучающимся. Выбор и принятие мер по устранению неуспеваемости;

    -проверка эффективности принятых мер, корректировка их.

    Творчески работающие учителя, реализуя указанные выше этапы предупреждения неуспеваемости, опираются на:

    -знание признаков возникающей неуспеваемости и умение их обнаруживать;

    -знание того, какую помощь оказать обучающимся в зависимости от обнаруженных признаков неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь;

    -знание типичных для современной школы причин, вызывающих неуспеваемость, и умение применять это знание в конкретных условиях;

    -знание путей устранения причин, порождающих неуспеваемость (тех, которые подвластны учителю);

    -знание способов проверки эффективности своей деятельности и умения им пользоваться.

    Они осознают, что предупреждение неуспеваемости в том и состоит, чтобы вовремя устранить отдельное отставание, не дать ему развиться. Потому что преодолеть неуспеваемость, т.е. запущенные, укоренившиеся, переплетенные в тугой узел отставания, гораздо труднее, чем устранить отдельное отставание, отдельный элемент неуспеваемости.

    Как же обнаружить отставание школьника? Во-первых, учитель должен хорошо знать признаки отставания. Во-вторых, учителю нужно уметь видеть и слышать высказывания обучающихся, их ответы на вопросы, их деятельность и реакции, т.к. главными средствами обнаружения отставания является наблюдение и общение с обучающимися в ходе руководства их учебной деятельностью. Учителя, стремящиеся вовремя обнаружить те или иные отставания, постоянно ставят перед учащимися вопросы, чтобы активно шла работа, и было ясно, кто и в чем испытывает затруднения. Способом выявления отставаний является и контроль, но его значение не следует преувеличивать. Когда то или иное отставание замечено учителем, то встает вопрос, как помочь школьнику наверстать упущенное. Помощь эта может быть: непосредственной и опосредованной.

    Опосредованная помощь направлена, прежде всего на устранение причин, вызывающих отставание, на общее улучшение условий обучения; это помощь широкого и длительного действия. Непосредственная помощь носит единовременный, локальный характер. Она осуществляется учителем, а также может быть поручена хорошо успевающим школьникам данного класса, как это делают опытные учителя. Но обязательно помощь должна носить дифференцированный подход, должна быть согласована с характером отставания. Так как одному, например, нужно потренироваться в решении примеров, другому – уяснить методы решения задач, третьему – преодолеть пассивность, отсутствие интереса. Поэтому прежде чем учитель определит характер индивидуальной помощи ученику, он должен изучить его затруднения и особенности жизни, если причина отставания кроется в организации деятельности обучающегося. Какую же экстренную помощь оказывают учителя нашей школы? Это:

    • повторение объяснения в максимально расчлененном виде, а потом задать вопросы о главном, отделяя детали;
    • повторное рассмотрение и анализ используемых на уроке таблиц и схем с объяснением непонятного;
    • выполнение ряда однотипных заданий с опорой на правило;
    • решение ряда задач, в которых используется изучаемое понятие, раскрывая возможные ходы мысли, находя альтернативные решения;
    • выполнение ряда упражнений, при которых школьник объясняет вслух ход своего рассуждения, выбор и порядок действий.

    Такие занятия обычно производятся учителем после урока, в группе продленного дня. И при правильной организации дают положительные результаты.

    Но если одни и те же отставания появляются вновь и вновь, грозя превратиться в неуспеваемость, то требуется серьезный анализ причин, их порождающих, и применение мер, направленных на ликвидацию или хотя бы нейтрализацию самих этих причин. Здесь усилий отдельного учителя недостаточно, нужна работа и коллектива учителей, и школы в целом. Такая помощь называется опосредованной. Из мер общешкольного характера при оказании опосредованной помощи мы используем дифференциацию условий в зависимости от состояния здоровья детей и степени их подготовки к школе.

    Остро стоит в наши дни вопрос об отношениях семьи и школы. От чего же зависит возникновение отставаний учащихся? Формализм в отношении к учению детей свойственен, к сожалению, и многим родителям. Все ограничивается чисто внешней стороной – проверяют отметки, наказывают за двойки, за нарушения дисциплины. А в содержание учебной работы детей многие родители не вникают, не интересуются тем, что и как те изучают, каковы их трудности и радости. Такое отношение родителей действует на детей так же расхалаживающе, как и равнодушие, ведет к скрытности, лжи, уловкам. Иногда неправильно стимулируют учение и те родители, которые заинтересованы в школьных успехах своих детей. Акцент при этом делается не на истинных целях учения, а на ложных. Например, родители поощряют успехи ребенка, направляя его на то, чтобы он возвысился над другими учениками, был «на виду». Такое отрицательное влияние семьи может быть в какой-то степени нейтрализовано школой. Очень важен контакт учителя с родителями, их педагогическое просвещение. Важно учителю и родителям положительно влиять на своих воспитанников, организуя совместную деятельность детей и взрослых. Ведь для предупреждения неуспеваемости налаживание в школе насыщенной интересными делами коллективной жизни, в которую вовлечены все учащиеся независимо от их успеваемости и поведения, имеет важное значение. И учитель, и родители должны подчеркивать в поведении ребенка все хорошее, его успехи в учебе, всячески поддерживать желание ребенка стать лучше.

    Отставание порождают и недостатки процесса обучения. Прежде всего порождают отставание такие уроки, которые не стимулируют познавательные интересы обучающихся. Причины этого: слабые связи обучения с жизнедеятельностью самих обучающихся, однообразие видов учебной работы, плохая организация самостоятельной работы обучающихся, равнодушие учителя к успехам. Поэтому вся работа начальной школы направлена на устранение этих недостатков процесса обучения, который способен предупреждать неуспеваемость и в котором возникающие отставания легко устраняются. Творчески работающие учителя школы заботятся о развитии познавательных интересов учащихся, ведут учет трудностей, стремятся удовлетворить потребность обучающихся в самостоятельности и самооценке. Эти черты в деятельности учителей проявляются как при подготовке к урокам, так и при их проведении. Опытные учителя школы, постоянно работающие над повышением мастерства, осуществляют на каждом уроке индивидуальный подход к обучающимся, как к слабоуспевающим, так и к сильнымшкольникам. На уроках русского языка проводятся дидактические игры, используется работа со словарем, различные карточки, интерактивная доска. Применение карточек повышает интерес обучающихся к работе на уроке, помогает учителям систематически учитывать уровень знаний, умений школьников, характер их затруднений в усвоении грамматики. С неуспевающими учениками ведется специальная работа по формированию у них интереса к знаниям. С этой целью используется интерес таких детей ко всему новому, неожиданному. Зная интересы этих детей, их осведомленность в отдельных вопросах, учителя дают возможность им показать свою эрудицию перед классом. Постепенно неуспевающий школьник меняет свое отношение к учению, а успех, продемонстрированный перед классом и вызвавший положительную оценку сверстников, является стимулом для последующей реализации своих знаний. Для преодоления отставания у обучающихся с низкой степенью обучаемости опытные учителя школы используют опережающее обучение. Суть его заключается в том, что слабоуспевающие дети значительно раньше своих сверстников (на дополнительных занятиях, в группе продленного дня) узнают новый материал. Поэтому и на уроке они начинают работать вместе со всеми более уверенно, увлеченно. Ведь для слабоуспевающего школьника очень важно почувствовать, что он так же, как и все, может успешно справляться со школьной программой. Различные подходы в работе со слабоуспевающими детьми носят гуманистический характер всей учебно-воспитательной работы школы.

    Проверка эффективности принятых мер – последнее звено в деятельности по предупреждению неуспеваемости. Для этой цели используются те же признаки, что и для обнаружения отставаний: наблюдение, организация специальных самостоятельных работ и контроль. Самообучение с использованием вопросов к обучающимся, побуждение их к выполнению определенных действий дает материал для выводов о том, помогли ли принятые меры. Если признаки отставания сохраняются, значит, надо усиливать и непосредственную помощь обучающимся, и опосредованную – бороться с причинами, вызывающими отставание. Но если признаки отставания исчезли, продолжать наблюдение необходимо, так как отдельные элементы неуспеваемости всегда могут появиться и у успевающих обучающихся. Деятельность школы по предупреждению неуспеваемости должна быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в ее возможности. Такое отношение требует от учителя высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности. Вера учителя в возможность предупредить и избежать неуспеваемость школьников является важным стимулом учебного процесса. Каждый учитель может добиться хорошей успеваемости, если своевременно увидит отставание ученика и вовремя окажет ему необходимую помощь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Неуспеваемость младших школьников. Причины, диагностика, пути преодоления.

    Неуспеваемость младших школьников. Причины, диагностика, пути преодоления....

    Пути преодоления неуспеваемости младших школьников

    При выполнении работы на тему: « Компетенция деятельности: Пути преодоления неуспеваемости младших школьников» была поставлена цель – описать и экспериментально применить комплекс методических средств...

    Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

    В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

    Причины неуспеваемости младших школьников и способы ее преодоления (материал для родительского собрания)

    Проблема неуспеваемости младшего школьника волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязанностей приходится общаться с детьми этого возраста. Не секрет, что вопреки ожиданиям родите...