Причины неуспеваемости младших школьников и способы ее преодоления (материал для родительского собрания)
план-конспект на тему

Проблема неуспеваемости младшего школьника волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязанностей приходится общаться с детьми этого возраста. Не секрет, что вопреки ожиданиям родителей многие дети начинают испытывать сложности с первых дней школьного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины неуспеваемости младших школьников и способы ее преодоления.

Проблема неуспеваемости младшего школьника волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязанностей приходится общаться с детьми этого возраста. Не секрет, что вопреки ожиданиям родителей многие дети начинают испытывать сложности с первых дней школьного обучения. Неустойчивое внимание, ошибки в тетрадях, плохая память — все это вызывает чувство досады у родителей и учителей. На голову ребенка сыплются уговоры, упреки и даже угрозы. Отношение взрослых к неуспеваемости ребенка закономерно проходит некие легко прослеживаемые стадии.
Столкнувшись с первыми неудачами сына или дочери, родители от первого удивления и разочарования переходят к активным действиям. Прежде всего, ребенка начинают неустанно всей семьей убеждать в том, что учиться хорошо «в наше время» просто необходимо. Кто-то из взрослых, чаще всего мама или бабушка, регулярно «учит уроки» вместе с ним, иногда для этого приглашается специальный репетитор-гувернер. Со временем, когда усилия взрослых, как им кажется, не оправдываются, ребенка оставляют в покое. Родители огорченно вздыхают: «Что же делать, ну не дано ему хорошо учиться. Придется, видно, и дальше его тянуть из класса в класс. Пусть учится, как может, лишь бы двоек не хватал».
Учителя в силу профессиональной закалки, безусловно, не столь импульсивны, но и они подчас не удерживаются от раздраженной критики в адрес неуспевающего ученика. Они,  как правило, с первых месяцев обучения выделяют неуспевающих в особую группу. Известно, как много сил и времени тратит учитель на дополнительные занятия с такими учениками, как чутко и терпеливо пытается помочь ребенку справиться со сложной и интенсивной программой школьного обучения. Но время учителя ограничено в связи с высокой наполняемостью классов и все возрастающим объемом программы обучения, поэтому его усилия подчас не приносят желаемого результата. Таким образом, уже к концу первого года обучения учитель вольно или невольно относит ребенка в разряд неуспевающих.
Так ребенок уже в самом начале своей школьной жизни приобретает статус неуспевающего и, следовательно, неблагополучного ученика. А поскольку в этом возрасте он еще не способен к адекватной самооценке и целиком полагается на мнение взрослых, постольку статус неудачника закрепляется в его сознании достаточно прочно.
В дальнейшем, как показывает практика, работа учителя  и родителей направлена в основном на то, чтобы «заставить» ребенка хоть как-то учиться. Но успехи ребенка при таком подходе слишком  незначительны.
   
Таким образом, создается ситуация, в которой ребенок оказывается под гнетом тройного страха. Он боится учиться, боится упреков родителей и учителя. 
Психологам известно, что страх этот может проявляться в различных формах. Как правило, именно неуспевающие дети в первый год обучения в школе часто болеют, становятся вялыми, апатичными. Порой страх школьного обучения проявляется в беспричинных капризах, упрямстве, истеричности.
Иногда взрослым кажется, что ребенок равнодушен к своим неудачам. Часто приходится слышать от родителей: «У моего сына совсем нет самолюбия, никакими двойками его не проймешь». Однако почти всегда подобное мнимое равнодушие — лишь внешнее проявление страха, который со временем может перерасти в стойкий невроз, деформирующий личность и определяющий дальнейший стиль и качество познавательной деятельности ребенка.
Совершенно ясно, что подобного эффекта от «воспитательных» воздействий не хочет никто.
ЧТО ТАКОЕ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ?
Так что же такое школьная неуспеваемость и каковы ее основные проблемы? На первый взгляд, проблема одна — ребенок трудно усваивает программные знания и получает низкие отметки.

С очевидными позитивными переменами, пришедшими в систему школьного обучения, связан и ряд трудностей, наиболее болезненно отражающихся именно на начальной школе: значительно увеличился объем обязательной информации, а следовательно, и темп освоения программы; вместе с этим технология преподавания и обучения в основе своей остается неизменной, что обусловлено как низкой технической оснащенностью школ, так и сложностями системы повышения квалификации учителей. Возникает противоречие между познавательными возможностями программы и требованиями школьной системы. Так, например, большинству детей, с трудом адаптирующихся к школьной жизни, свойственны повышенная истощаемость нервной системы, быстрая утомляемость. Тот темп и объем работы, который предлагается в классе, количество детей, продолжительность урока оказываются для них чрезмерными. В результате эти дети быстро устают, у них значительно снижается работоспособность, появляются признаки отклонений в состоянии здоровья (нарушается аппетит, появляются головные боли, чувство постоянной усталости). В таком состоянии они хуже работают на уроке, отвлекаются, не слушают объяснений учителя, часто главным в состоянии переутомления становится расторможенность, возбужденность или, наоборот, апатия. И то, и другое служит защитой от непосильных трудностей, помогает «уйти» из ситуации обучения. К сожалению, взрослые часто не замечают утомления ребенка и обвиняют его в том, что он «не хочет» учиться. Это огорчает учителя, его контакт и взаимопонимание с ребенком нарушаются, сердит родителей, которые прибегают к репрессивным мерам воздействия. Такая ситуация болезненна и для самого ребенка, он не в состоянии критически оценить и объяснить взрослому свои трудности.
Кроме этого, несоответствие темпа прохождения программного материала возможностям ученика приводит к тому, что часть информации им не усваивается, он недостаточно хорошо овладевает необходимыми навыками, не автоматизирует их. При обнаружении «белых пятен» в знаниях восполнение пробелов, как правило, идет за счет дополнительных занятий дома, которые истощают ребенка еще больше. Суммарная нагрузка оказывается очень высокой, притом что время, отведенное на учебные занятия в школе, используется нерационально. Перегруженный таким образом ребенок истощается все больше, это влечет за собой отрицательные сдвиги в состоянии его психического и физического здоровья.
Таким образом, причиной школьной неуспеваемости может быть несоответствие выбранной программы интеллектуальным или физическим возможностям ребёнка

Врача часто спрашивают, является ли то или иное отклонение в развитии ребенка наследственным. Ответить на этот вопрос трудно: и генетические факторы, и особенности воспитания делают свой вклад в общую картину состояния.

Определенную роль в формировании школьных трудностей играют половые различия в созревании мальчиков и девочек, которые обычно не учитываются в школе. По целому ряду физиологических параметров мальчики менее устойчивы к воздействиям внешней среды — они более подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, поэтому они более активны и менее усидчивы, чаще страдают нарушениями обменных процессов (гипогликемия, диабет, различные ферментопатии). В связи с высокой подвижностью у мальчиков чаще возникают травмы мозга, ведущие к неблагоприятным последствиям. Генетически они более предрасположены к гипердинамическому синдрому, раннему детскому аутизму, нарушениям поведения. Мелкие мышцы руки у них развиваются позднее, чем у девочек, поэтому их руки быстрее устают при рисовании и письме. У девочек раньше и быстрее развиваются познавательные способности. Они раньше начинают говорить, у них богаче словарный запас, они употребляют предложения более сложной конструкции. При этом они, как правило, более послушны, аккуратны, исполнительны. В связи с этими особенностями мальчики нередко требуют на начальном этапе обучения большего терпения и внимания, обучение девочек может представляться более эффективным. Однако все это не свидетельствует о более высоких потенциальных возможностях девочек — мальчики часто «обгоняют» девочек в дальнейшем обучении, успешно реализуют свои возможности в профессиональной деятельности.
школьную неуспеваемость часто обусловливают индивидуальные особенности развития, болезненные нарушения в нервно-психической сфере, ослабленное здоровье. А более привычные педагогам и родителям объяснения; лень, дурной характер, несобранность, нежелание учиться — оказываются несостоятельными.
Несколько слов о тех особенностях развития или состояния ребенка, которые могут насторожить родителей и педагогов. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на душевное заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для консультации у специалистов. Это те случаи, когда:

  • Ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье при родах).
  • Имел много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевания, беспокойство, плохой сон и т.д.).
  • В настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья,
    которые влияют на его общее состояние.
  • Поздно начал сидеть, стоять, говорить, и его речевое и двига
    тельное развитие беспокоит вас и сейчас.
  • Не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на
    своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжать,
    быстро отвлекается).
  • Импульсивен (сначала делает, потом думает).
  • Склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигатель
    ной активности.
  • Неловок, у него плохо развиты движения рук, не любит рисо
    вать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора.
  • Медленно двигается, говорит, ест, пассивен.
  • Неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен за
    мыкаться или, наоборот, агрессивен.
  • Быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая
    привлекает его.
  • Плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не про
    являет интереса к окружающему.
  • У ребенка появились новые, не свойственные ему до этого осо
    бенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности
    характера, его поведение стало странным, непонятным.

    Эти особенности, а тем более их сочетание могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Конечно, многое проходит по мере взросления, но чем раньше будут приняты меры, тем лучше будут достигнутые результаты.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ.
   
Условие1.Правильно подобранная программа обучения.
Родители нередко понимают, что если ребенок испытывает сложности в обучении, неуспешен, тн его ждут огорчения, так как наша образовательная система достаточно требовательна, и ребенку, испытывающему те или иные трудности, в ней будет весьма неуютно. Однако часто они руководствуются тем, что, находясь среди более сильных  детей, ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется». Однако они не учитывают, что «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский) в том и только в том случае, если оно соответствует реальным возможностям ребенка, ложится на подготовленную базу. Например, ребенок, не усвоивший арифметические действия, не «разовьется» на уроках алгебры. Самое печальное то, что ребенок с теми или иными трудностями оказывается в незавидном положении. В силу своих особенностей он не может справиться с предъявляемыми ему требованиями. Ничего, кроме сниженной самооценки и дополнительных проблем, в этой ситуации он не приобретает. Чтобы компенсировать свои проблемы, он нуждается прежде всего в доступной, соответствующей его возможностям программе обучения, понимании со стороны взрослых и помощи в преодолении своих трудностей.

    Условие2. Соблюдение режима дня.
Для благополучного развития и обучения ребенка необходим охранительный режима. Особенно большое значение имеет это для детей, испытывающих трудности в обучении — ведь эти трудности зачастую обусловлены теми или иными проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье, связаны с повышенной возбудимостью. Для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его работы и отдыха, щадяще и в то же время полноценно использовать его силы. Сделать это можно только при четком выполнении режима дня, в котором и работе, и отдыху отводится соответствующее время.
Нередко родительское самолюбие принуждает ребенка сидеть за уроками до тех пор, пока задание не будет выполнено безукоризненно, тексты читаются до тех пор, пока «от зубов не будет отскакивать», письменные работы переписываются по нескольку раз. А тот факт, что увеличение объема работы вызывает нарастание количества ошибок, вызывает только мамино или бабушкино раздражение и нелестные замечания в адрес ребенка. Бывает и по-другому: ребенок, предоставленный сам себе при выполнении домашнего задания, долго не может сосредоточиться, ему трудно сориентироваться в предстоящей работе, определить, с чего начать, он смотрит в окно, забыв, какой учебник надо достать из портфеля, а время идет... Так и уходит час за часом — как бы на выполнение задания, а на самом деле впустую.
И в первом, и во втором случае нерационально используются время и силы ребенка, он устает, его нервная система истощается, он не успевает отдохнуть, поиграть, расслабиться. И результат неутешительный: рано или поздно, но переутомление скажется в снижении учебных достижений, что вызовет плохие оценки, неудовольствие родителей.
Так сколько же времени может тратить ребенок на выполнение домашнего задания? 
В первом классе, начиная со второго полугодия — не больше одного часа, во втором классе — до полутора часов, в третьем-четвертом классах — до двух часов. Если ребенок не успевает за это время справиться с заданием, подумайте о том, как рациональнее использовать время, посоветуйтесь с учителем, чем можно помочь ребенку. Ребенку необходим полноценный отдых перед тем, как приступить к выполнению домашнего задания. Тогда его работоспособность будет выше, и ему потребуется меньше времени для работы.
Перерывы совершенно необходимы — работать без отдыха ребенок может недолго, 8—15 мин, смотря каким видом деятельности он занимается. При этом непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8-10 мин, у второклассника 10-15, письмо 4-5 мин. После этого ему необходимо расслабление, переключение внимания, лучше всего физкультминутка, а также упражнения для кистей и пальцев рук. Через 30—40 мин имеет смысл сделать большой перерыв — можно перекусить, поиграть с собакой, покачаться на перекладине. Только не стоит смотреть телевизор или продолжать сидеть за письменным столом — ведь должны отдохнуть глаза, поработать другие группы мышц. Если вы видите, что ребенок устал раньше, дайте ему отдохнуть, потому что работа в утомленном состоянии не продуктивна — будет затрачено много времени, а результаты огорчат вас.
С каких предметов начинать выполнение домашнего задания, необходимо определить индивидуально. Начинать лучше с чтения, оно «включает» ребенка в работу, зрительный образ слова подготавливает его к письменной работе. Потом стоит выполнить задание по письму, потом приступить к математике, «на закуску» оставить более легкие предметы. Однако, если ребенок, выражает желание сменить порядок выполнения — дайте ему свободу, пусть он сам решит, что он хочет сделать сначала. Обычно дети охотнее берутся за те предметы, которые ими легче усваиваются, они кажутся им более интересными, им легче достичь успеха в этих предметах. Начав с такого предмета, ребенок легче «включится» в работу и перейдет на выполнение заданий по другим предметам.
Взрослый может заметить утомление ребенка по следующим признакам:
снижение чувствительности (для того чтобы привлечь внимание утомленного ребенка, учителю приходится повышать голос); падение силы и ухудшение координации движений (нарушается осанка сидящего за партой ребенка, хуже становится почерк и т.д.); ухудшение концентрации внимания, снижение продуктивности умственной деятельности и интереса к выполняемому заданию (так, на решение одной и той же задачи в конце урока ребенку может потребоваться значительно больше времени, чем в начале).
Рассеянное внимание, повышенная двигательная активность, неспособность сконцентрироваться на задании, нарастание количества ошибок тоже являются признаками утомления. Если ребенок моргает, трет глаза, подпирает голову рукой, кладет ее на парту, начинает «сползать» по стулу, а то и откровенно зевает — не спешите упрекать его в плохом поведении или пренебрежении к вам. Чаще всего это признаки утомления, а то и переутомления — хронического, накопившегося утомления. В таком состоянии он нуждается не в порицании, а отдыхе.
В процессе обучения утомление неизбежно, но нагрузка должна дозироваться таким образом, чтобы возникающее утомление полностью исчезало после отдыха, следующего за работой. Если этого не происходит, утомление накапливается, переходит в хроническое переутомление и ведет к формированию стойкого астенического синдрома.
Необходимо так планировать день ученика начальной школы, чтобы он мог находиться на свежем воздухе не менее 2-3 часов ежедневно. Пусть он поиграет в подвижные игры со сверстниками, походит на лыжах, попускает в лужах кораблики. Сочетание свежего воздуха, движения, положительных эмоций позволит ему зарядиться бодростью. Если есть возможность выйти перед сном на спокойную прогулку, это тоже замечательно — ребенок успеет расслабиться, переключиться на спокойный ритм, он легче заснет, его сон будет глубже, даст полноценный отдых.
В выходные дни постарайтесь, чтобы ребенок не проводил все время за уроками и за телевизором. В выходные, как и в будни, нежелательно смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 мин. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность. Уроки лучше выполнить в будни, в крайнем случае на выходные можно оставить занимательные задания, к примеру, по труду или рисованию. Если уж есть необходимость сесть за уроки, они не должны занимать больше положенного в будни времени. А вот что обязательно должен сделать ребенок — это выспаться, вволю погулять, пообщаться с мамой и папой, поиграть в те игры, на которые в будни не хватает времени. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Тогда к началу новой рабочей недели ребенок будет готов полноценно учиться дальше.
   
Как помочь ребёнку в выполнении домашнего задания? 
   С ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Постарайтесь понять проблемы своего ребенка.
             
Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками! Разница между физиологическим и паспортным возрастом бывает чрезвычайно велика. Поэтому работу с детьми надо выстраивать очень грамотно, с учетом их индивидуальных особенностей.

Часто родителям не удается завладеть вниманием ребенка, заставить вникнуть в смысл обращенных к нему слов, побудить к выполнению какого-либо задания, качественно подготовить упражнения, нацеленные на выработку учебных навыков, не затратив при этом много времени и сил - своих и ребенка. Здесь надо понимать, что причиной такого поведения детей является часто не лень, а возрастная несформированность познавательных функций, медленный темп созревания моторики и т.п. Дошкольника и ребенка младшего школьного возраста не следует торопить. Именно это физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья. Стресс ограничения во времени — один из самых сильных стрессов, влияющих на функциональное состояние ребенка. Механизм формирования многих базовых учебных навыков таков, что скорость только тормозит их формирование.

Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке, без нажима и в системе. Очень важно ребенку постоянно чувствовать психологическую поддержку родителей, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками.
Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя. В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать их, тем самым «закаляя» ребенка.

Отдельно необходимо остановиться на такой важной характеристике, как самостоятельность. Самостоятельность воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст —особый самоценный период для формирования самостоятельности.

Свойственная детям подражательность помогает им усвоить пример, образец поведения, но с другой стороны — сдерживает их самостоятельность, сковывает ребенка, как бы возвращает его к усвоенному образцу, ориентирует на него. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных побуждений, эмоций не позволяют выполнить задуманное и желаемое. Не меньшее значение имеют и индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Так, неуверенность в своих силах и возможностях сдерживает самостоятельность, а, напротив, смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело и т. д.

Самостоятельность — качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Самостоятельно — значит, «захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть данного понятия дети понимают довольно точно.

Большинство современных детей привыкли жить и действовать по указке взрослых. И до такой степени подавлено это качество у иных малышей, что даже для выполнения простейших действий по самообслуживанию требуется инструкция и разрешение взрослых. Сперва это умиляет, но потом вызывает раздражение. А в школе несамостоятельный ребенок — сущее бедствие.

В чем причина? Конечно, существенную роль играют возрастные возможности детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием побуждений. Поэтому дети не всегда выполняют задуманное, им недостает настойчивости в достижении цели, в преодолении трудностей. Одновременно с тем, что ограничивает развитие самостоятельности, существует и то, что ее движет. Детей отличает огромный заряд активности. Их огорчает отсутствие дела, определенной роли в общественной жизни, конкретного поручения. Их обуревает жажда деятельности. Однако взрослые нередко замечают то, что затрудняет развитие самостоятельности у детей, и не видят то, что ей способствует. Взрослые недооценивают важности развития данного качества. Их ответы на вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей стремление проявить самостоятельность? учите ли вы их этому?» — как правило, неопределенны и не отличаются разнообразием мнений. «Не хотят они никакой самостоятельности», — утверждают взрослые. Но, тут же противоречат сами себе: «Всегда приходится их за руку водить». И в детском саду, и дома, и в школе все решают за детей взрослые: «Скоро праздник, я вам раздам стихи, а вы их выучите, будете выступать». Дети привычно слушают учителя, выполняют его распоряжения. Дома родители решают что одеть, что есть, что читать и как играть. Проходят два-три года, и дети  привыкают к мысли, что взрослый знает лучше, он подскажет и направит. Они уже не хотят самостоятельности. И не захотят ее никогда, пока взрослые не будут уделять внимание развитию данного качества. А без самостоятельности дети не вырастут активно познающими людьми. Несамостоятельный ученик всегда будет требовать помощи.

В развитии данного качества всегда наличествует три этапа: первый — дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых; второй — ученики в состоянии выполнить самостоятельно части работы; третий — школьники выполняют всю работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.

Первое, что нужно сделать - выбрать подходящее время (для ребенка) и в очень доброжелательной обстановке обсудить с ним вопрос о том, почему нужно в наше время быть оперативнее, собраннее, внимательнее. Пусть ребенок сам ответит на эти вопросы. Затем показать ему что-то удивительное, например, "живые картинки" и игры на сайте, сказать, что это занятие требует времени и, если он не будет собраннее, не увидит или не услышит что-то очень важное и интересное.

Затем вместе с ребенком нужно выработать план-режим его дня, помочь ему аккуратно начертить этот план и повесить над его столом. Необходимо дать ему понять, что этот план так же важен, как и рабочий план его папы или мамы, как рабочий план школы или завода.

Очень важно вырабатывать самостоятельность и ответственность. Для этого вместе с ребенком надо решать важные семейные вопросы, просить у него совета и делать все это очень серьезно, как с равным.
У ребенка должны быть постоянные домашние обязанности. За их исполнением следует внимательно следить. Периодически надо вместе обсуждать его удачи и неудачи при исполнении домашних обязанностей и делать это следует крайне доброжелательно, добиваясь от ребенка конструктивных решений по преодолению неудач.
Главное, чтобы ребенок знал, что все решения принимает он сам и, что от него очень многое зависит.

Инертность мышления (негибкость, заторможенность и, как правило, несамостоятельность), которая является одной из основных причин трудностей в обучении многих школьников.
Современному школьнику и в процессе обучения, и вне школы постоянно приходится встречаться с ситуациями, часто проблемными, которые требуют от него активных мыслительных действий. Ему не хватает прежних знаний, способов действий, чтобы их разрешить. Встреча с задачей, способ решения которой еще неизвестен, общение с новыми людьми, принятие какого-то жизненно важного решения человека с инертным мышлением ставят в тупик. И как же выбраться из этого тупика?

Это под силу
продуктивному мышлению, которое приводит к рождению новых для самого человека идей, к нахождению в краткие сроки нового результативного способа действий. Такое мышление опирается на прошлый опыт, но в то же время предполагает выход за его пределы для открытия новых знаний.

Является ли мышление вашего воспитанника
продуктивным? Проверьте это, предложив ему все или несколько заданий, которые содержит данный тест.

1. Задайте вопросы и попросите как можно быстрее на них ответить:

  • Отца некоего гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут самого гражданина?
  • Если на двух руках десять пальцев, то сколько же пальцев на десяти руках?
  • Быстрый является противоположным по смыслу слову:
    1 - легкий, 2 - скрытный, 3 - медленный, 4 - тяжелый, 5 - далекий.
  • Сколько простых предложений будет в сложном предложении с тремя запятыми? (Неоднозначный ответ). 
  • Сколько запятых будет в сложном предложении, содержащем три простых предложения? (Неоднозначный ответ).

2. Предложите отгадать следующие загадки:

  • Он сети, как рыбак, готовит, а рыбы никогда не ловит (Паук).
  • Кто в году четыре раза переодевается? (Земля).
  • Что имеет голову, но не имеет мозгов?(Сыр, лук, чеснок).
  • Окна всех стен дома смотрят на юг, в одно из них заглядывает медведь. Какого он цвета? (белого, дом стоит на Северном полюсе).
  • На конечной остановке в троллейбус сели десять мужчин и четыре женщины. На первой остановке сошли трое мужчин и вошла одна женщина. На следующей остановке вышли почти все мужчины (осталось только двое). Еще на следующей вышла женщина. Проехав с полкилометра, автобус остановился, и в него вошел мужчина. Сколько всего было остановок на пути следования автобуса?
  • Кот – 3, ворона – 3, корова – 2, собака – 3, коза – 2, кукушка – 4, утка – 3, петух – 8, свинья – 3, овца – 2. Осел – ? (2 –  иа).
  • Один глаз, один рог, но не носорог? (Корова из-за угла выглядывает). 
  • Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из окна на улицу). 

3. Попросите выполнить такие задания:

  • Составить связное предложение, состоящее из следующих слов: ребята, летнего, веселые, вернулись, лагеря, довольные, домой (слова можно менять местами, но окончания должны оставаться неизменными, можно добавлять другие слова). (Например. Все ребята вернулись домой из летнего лагеря довольные и веселые).
  • Придумать предложение, каждое слово в котором начинается на указанную букву: ППВНПВЯТД. (Например. Приятно проводить время на природе в ясный теплый день).
  • Разгадать анаграммы и прочитать текст:
    Мам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис.
    (Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).
  • Расставить предложения так, чтобы получился последовательный и связный рассказ (можно менять порядок строк, добавлять другие слова и предложения):
  • На небе зажглась радуга.
  • Все звери попрятались.
  • Лесной праздник начался.
  • Засверкали крупные капли на листьях и траве.
  • Прекратили свою возню мыши.
  • Он понюхал воздух, огляделся вокруг и радостно запрыгал по мокрой траве.
  • А лесные жители слушали этот шелест и терпеливо ждали, когда он прекратится.
  • В лесу пошел дождь.
  • Весело зазвучал птичий хор.
  • Небо укрылось тучами и прогремел гром.
  • Запахло свежестью, и солнечные лучи нарисовали свои нити от самого неба до земли.
  • Не было слышно птичьего пения.
  • Только дождевые капли шелестели в листве.
  • Первым высунул нос из своей норки заяц.
  • Неожиданно дождь кончился.

(Например. В лесу пошел дождь. Небо укрылось тучами и прогремел гром. Стало темно и неуютно. Все звери попрятались. Они затаились в своих норках и гнездах. Лес затих. Не было слышно птичьего пения. Не шуршали заячьи лапки по траве. Прекратили свою возню мыши. Только дождевые капли шелестели в листве. А лесные жители слушали этот шелест и терпеливо ждали, когда он прекратится. Неожиданно дождь кончился. Летний дождь всегда кончается быстро. Засверкали крупные капли на листьях и траве. Запахло свежестью, и солнечные лучи нарисовали свои нити от самого неба до земли. Первым высунул нос из своей норки заяц. Он понюхал воздух, огляделся вокруг и радостно запрыгал по мокрой траве. На небе зажглась радуга. Весело зазвучал птичий хор. Лесной праздник начался).


4. Найти выход из проблемной ситуации:

С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда Виммер договорился с соседом по даче Зильбертом, чтобы тот присматривал за его хозяйством. Вскоре после Нового года сосед позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас же обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике уже допрашивал Зильберта.
Тот рассказал следующее: «Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».
 – Все ясно, – ледяным голосом заметил инспектор Варнике. – Попрошу вас проследовать за мной.
Почему инспектор Варнике заподозрил соседа в краже?

Найти выход из проблемной ситуации


Если ребенку тяжело даются подобные задания, его мышление инертно. Школьники с
инертным мышлением склонны к шаблону, с трудом меняют привычный способ работы, ход своих суждений, им тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. И они безусловно нуждаются в помощи взрослых, которые при желании могут им помочь развить первым делом важные для продуктивного усвоения учебного материала качества мышления.

Инертность мышления требует колоссальных затрат времени и сил. Когда ученик, пришедший к неверным выводам, пытается исправить ошибку, то возвращается к тем же рассуждениям, которые уже привели к неудаче. А это может быть чревато и перегрузками, и стрессом. Поэтому выход один – безотлагательная и правильная тренировка мышления, равнение на продуктивное мышление, которое обеспечивает самостоятельное решение новых проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия. И побольше ситуаций, которые провоцируют мозг на серьезную работу.

Необходимо вместе открывать способы решения каверзных задач, «каверзность» которых ставит в тупик многих школьников потому, что условия этих задач или вопросов выражены не на привычном предметном языке с использованием научных понятий, а в обычных, житейских понятиях. Вот здесь-то и необходимо гибкое, «живое» мышление, которое должно вырабатываться не только в школе, но и дома.
Большая ответственность ложится на
родителей. Им необходимо для начала пересмотреть свое отношение к ребенку, научиться активно его слушать и советоваться с ним как можно чаще, постараться грамотно организовать учебную деятельность, проверку домашнего задания. Приучайте ребенка осмысленно работать с текстом, вооружите приемами запоминания учебного материала, рациональными способами учебной работы. Любая серьезная деятельность школьника должна сопровождаться постановкой личностно значимых целей, эмоциональным настроем, ситуациями успеха. Старайтесь выработать в нем стремление выражать мысли своими словами, грамотно ставить вопросы, самостоятельно делать выводы, но всегда терпеливо и заинтересованно его выслушивайте. Учите анализировать поступки и слова других людей, отвечать себе на вопросы: почему человек сказал именно это, повел себя именно так и т.п. Помогайте ребенку применять полученные в школе знания в измененной ситуации. Чаще хвалите, повышайте его самооценку. И помните, главная задача настоящего родителя – научиться быть ребенку другом, жить его интересами, понимать его состояние и стремления, поддерживать во всех хороших начинаниях и вселять веру в успех.
А теперь несколько
рекомендаций.

1. Предложите ребенку делать привычные ему действия иногда совсем по-другому, даже наоборот, например:

  • другой рукой писать буквы, слова, держать ложку, открывать дверь или что-нибудь еще, чистить зубы, умываться и т.п.;
  • читать и писать справа налево;
  • осторожно идти и бежать назад.


2. Играйте в игру «Прерванный рассказ», смысл которой заключается в следующем: вы рассказываете какую-нибудь историю, но не до конца. Пусть ребенок ее закончит самостоятельно. По словам В.А.Сухомлинского «Недосказанное – это «затравка» для мышления».
3. Играйте в игру «Невероятная история», смысл которой заключается в следующем: необходимо связать между собой самые разные слова и составить с ними какое-нибудь необычное, пусть даже смешное предложение или рассказ, например, такие слова: велосипед — тарелка — цветок.
          Ученые установили, что необходимым условием продуктивной мыслительной деятельности являются эмоции. В определенные моменты они обеспечивают резкое возрастание ее интенсивности. В результате активизации эмоциональной сферы в процесс продуктивного мышления вовлекается практически весь мозг.
Чем больше мы удивляемся, радуемся, восторгаемся, когда соприкасаемся с окружающим миром, тем лучше мы можем осмыслить его и понять. Даже когда разочаровываемся, печалимся, страдаем, – главное, чтобы на пути к познанию не было состояния равнодушия, безучастия и пассивности.

 Познание, обучение — такая же естественная потребность ребенка, как еда, сон, игра, «...учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Некоторых, а возможно, даже и многих учащихся лишают мотивации не понимающие их учителя, родители, не знающие, как помочь своим детям»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины неуспеваемости младших школьников.

Неуспеваемость- отставание в учении. при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространённому мнению...

Причины неуспеваемости младших школьников

Все причины социально-педагогического характера и биопсихические, в конечном счёте, сводятся к психологическим причинам...

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы.

Проблема успеваемости является одной из наиболее актуальных в школьной практике. Особое значение этот вопрос приобретает и потому, что  очень часто неуспеваемость школьника влечёт за собой целый ...