Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы.
статья на тему

Матросова Мария Николаевна

Проблема успеваемости является одной из наиболее актуальных в школьной практике. Особое значение этот вопрос приобретает и потому, что  очень часто неуспеваемость школьника влечёт за собой целый ряд последствий, связанных уже с воспитательными вопросами. Это происходит потому, что именно в процессе учебной деятельности  строятся наиболее важные для ребёнка взаимоотношения с окружающими людьми, средой.
Перед учителем начальной школы стоит важная задача: осуществлять работу по формированию мотивации учения у неуспевающих школьников, а для этого необходимо чётко определиться в причинах вызывающих данную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_neuspevaemosti_mladshih_shkolnikov_111.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы.

Аннотация
     Проблема успеваемости является одной из наиболее актуальных в школьной практике. Особое значение этот вопрос приобретает и потому, что  очень часто неуспеваемость школьника влечёт за собой целый ряд последствий, связанных уже с воспитательными вопросами. Это происходит потому, что именно в процессе учебной деятельности  строятся наиболее важные для ребёнка взаимоотношения с окружающими людьми, средой.
   Перед учителем начальной школы стоит важная задача: осуществлять работу по формированию мотивации учения у неуспевающих школьников, а для этого необходимо чётко определиться в причинах вызывающих данную проблему.

      Неуспеваемость определяется как суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения. 
Причины неуспеваемости
При изучении проблемы неуспеваемости младших школьников важно изучить причины данного явления. Изучением причин неуспеваемости занимались А.М.Гельмонт, Ю.К.Бабанский, П.П.Борисов.
     В литературе по преодолению неуспеваемости преобладают описания разноплановых явлений, несистематизированные перечисления совершенно различных причин. Однако имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, А.М.Гельмонт выделил причины трех категорий неуспеваемости . В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные, обстоятельства разного рода (физические дефекты, плохие бытовые условия; отсутствие заботы родителей).
Для II категории указаны: недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету.
Для III категории выявлены недостатки преподавания, неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий. Эта группировка типична для практического подхода объединение разно-порядковых явлений: акты поведения учеников ставятся в один ряд с тем, что вызывает эти акты.
Некоторые другие попытки сгруппировать причины неуспеваемости больше отвечают теоретическим требованиям. В частности, представляет интерес схема П.П.Борисова . В ней рассматриваются три группы причин неуспеваемости:
I. Общепедагогические причины.
II. Психофизиологические причины.
III. Социально-экономические и социальные причины.
Ближе всех к решению задачи описания системы причинно-следственных связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим требованиям, подошел Ю.К.Бабанский. Причины неуспеваемости он правомерно разделяет на причины внутреннего и внешнего плана .

       К причинам внутреннего плана он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка отнесены, в первую очередь, педагогические:
а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий;
б) организационно-педагогического характера (организация педагогического процесса в школе, материальная база);
в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и семью.
     Очень важно в схеме Ю.К.Бабанского то, что показаны связи между группами причин, различаются явления первого и второго порядка, соотносящиеся между собой как причины и следствия. Так, например, отрицательное влияние семьи связано с недисциплинированностью ученика.
Схема изучения учащихся, разработанная Ю.К.Бабанским и его сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на уровне школы (ее силами). Естественно, что исследованные в данном случае взаимосвязи не охватывают всей системы.
     Обобщив подходы разных авторов: А.М.Гельмонта, Ю.К.Бабанского, П.П.Борисова, мы можем выделить следующие возможные причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста:
-  низкий уровень предшествующей подготовки ученика;
- неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, плохие бытовые условия, отсутствие заботы родителей);
-  недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету;
-  недостатки преподавания;
- неаккуратное посещение уроков;
-  невнимательность на уроках;
- нерегулярное выполнение домашних заданий;
-  недостатки учебно-воспитательной работы учителей;
- нарушение нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей;
-  слабая материально- техническая база школы;
-  недостаточный объём знаний, умений и навыков;
-  недостатки учебных планов, программ, методических пособий;
-  недостатки внешкольных влияний, включая и семью.

    Помощь детям со слабой успеваемостью.
    Современная дидактика в качестве основных путей преодоления слабой успеваемости предлагает следующие:
1. Психолого-педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Боденко Б.Н. для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.
2. Психолого-педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Боденко Б.Н. предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем слабоуспевающих учеников.
3. Психолого-педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны часто и с плохим воспитанием, то со слабоуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

     Нужно помнить, что своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости на начальных этапах обучения у детей младшего школьного возраста и соответствующая работа по формированию положительной мотивации к учению, могут уменьшить вероятность  перерастания временных неудач в обучении в «хроническую» неуспеваемость.
Формирование  положительной мотивации к учению у неуспевающих школьников эффективно осуществляется, если учитель систематически внедряет в учебно-воспитательный процесс задания, направленные на формирование у отстающих школьников интереса к познанию.
Можно предложить следующие рекомендации для учителей по преодолению слабой успеваемости в классе:
1) учителю нужно изучать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования положительной мотивации учения у  неуспевающих младших школьников;
2)  важно своевременно обращать внимание на признаки отставания в учении, чтобы не допускать превращения их в устойчивые черты личности;
3) учителю желательно обучать школьников приемам самостоятельной работы, приемам преодоления возникающих трудностей;
4) на уроке для слабоуспевающих учащихся рекомендуются кар-точки с индивидуальными заданиями, рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, большое внимание уделять работе с временными группами (предлагается выделять 3 группы: слабые; средние; сильные; на тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности), при этом переход из одной группы в другую не запрещается;
5) учащиеся должны осознавать теоретическую и практическую значимость каждого предмета, учебной деятельности;
6) на дополнительных занятиях можно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял;
7) задания, предлагаемые учащимся, должны быть интересными, творческими, разнообразными, приводящими к росту их любознательности, увеличению их умственной активности;
8) стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. 1972. №1.
2. Боденко, Б.Н. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Выявление некоторых причин  трудностей в учении. М., 2008.
3. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников / Под ред. Ю.К.Бабанского. Ростов н/Д., 1972.
4. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М.: Просвещение, 2004.
5. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. 2007. №2. С. 24-25.
6. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.
7. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Альфа, 2003.
8. Лусканова, И.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М.: Фолиум, 1999.
9. Магомедов, К. Работа со слабоуспевающими детьми. Махачкала.: Дагучпедгиз, 2008.
10. Мурачковская, Н.И. Как предупредить неуспеваемость у школьников. Минск, 2003.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины неуспеваемости младших школьников.

Неуспеваемость- отставание в учении. при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространённому мнению...

Причины неуспеваемости младших школьников

Все причины социально-педагогического характера и биопсихические, в конечном счёте, сводятся к психологическим причинам...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников

В таблице представлены основные трудности в учебной деятельности младших школьников и их возможные психологические причины....

Статья "Причины неуспеваемости младших школьников"

В статье раскрываются основные причины неуспеваемости младших школьников, даются памятки учителям по оказанию дифференцированной помощи таким учащимся....

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

Причины неуспеваемости младших школьников и способы ее преодоления (материал для родительского собрания)

Проблема неуспеваемости младшего школьника волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязанностей приходится общаться с детьми этого возраста. Не секрет, что вопреки ожиданиям родите...