Применение арт-терапии в логопедической работе
презентация к уроку по логопедии

Васильева Валерия Борисовна

Применение арт-терапии в логопедической работе.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития детей с ЗПР 

 

Нарушение речи у большинства детей,  поступающих в учреждение носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

 Нарушение звукопроизношения.

Недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа.

Аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения.

Нарушение сложных форм словообразования.

Недостаточная сформированность связной речи.

Нарушение чтения.

Нарушение письма.

 

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Провожу логопедические

занятия

различными

средствами и

методами.

Использование кукол активизирует словарь детей, развивается творческая фантазия, просодическая сторона речи. Ее интонационная выразительность, раскрепощается личность ребенка. 

Сказкотерапия и игротерапия всё чаще применяются в учебном процессе. Всё новое – это хорошо забытое старое. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное ненавязчивое воспитательное значение. Таким образом, кукольный театр помогает разносторонне развивать детей с ОВЗ и доставляет детям удовольствие, приносит много радости.

В своей работе применяю различные виды кукол:  теневые, ростовые, пальчиковые, тростевые, перчаточные.  Особенно хотелось бы остановиться на использовании перчаточных кукол в   своей работе. Ведь именно они «приводят» ребенка за ширму, которая позволяет ему сначала спрятаться, а потом раскрыться.  Так, даже если малыш боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается и начинает говорить увереннее, ведь это не он говорит, а его герой. Перчаточные куклы, умело используемые во время непосредственной образовательной деятельности, помогают вызывать у детей положительные эмоции и ослабить их нервное напряжение.  Кукла на руке у взрослого или ребенка, выступающая   в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, и побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.  Для взрослого кукла - замечательная возможность корректного воспитательного воздействия, которое не воспринимается детьми как поучение и не вызывает у них негативных эмоций. Например, в ответ на торопливую речь ребенка кукла, управляемая педагогом, может отрицательно качать головой, закрывать уши руками, отказываться слушать. И наоборот, если он говорит правильно, кукла хлопает в ладоши и даже подпрыгивает. Ребёнок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, слова, поведение; учится находить адекватное выражение своим эмоциям, чувствам, состояниям; у него развивается произвольное внимание и способность к концентрации.  Коррекционная роль театрализованных игр состоит в том, что они развивают не только языковые компоненты речи, но и умение применять их на практике.  Формируется словарь – идет обогащение словаря новыми словами. Например, знакомя дошкольников со сказкой «Колобок», в которой есть новые слова: сусеки, амбары, печка. Затем вводятся слова в речь детей, т.е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласкательным суффиксом) и т.д.  Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы. В процессе работы незаметно активизируется словарь детей через знакомство:  - с театральными профессиями (актер, режиссер, т.д.);  - с театральными жанрами: драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и др.;  - с разными видами кукольных театров: настольный, пальчиковый, теневой, би-ба-бо и др.  - с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал и др.;  - с хорошей литературой, настоящей поэзией.  Развивается связная и монологическая речь.  После прочтения сказки детям предлагается: закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать.  Все это обыгрывается на небольших рассказах.  Также идет развитие и диалогической речи. Работа начинается с небольших потешек, далее составляются небольшие рассказы.  Развивается и звуковая культура речи. Отрабатывается правильное произношение звуков и их автоматизация в речи. Например, дети подражают животным, издавая характерные им звуки (звукоподражание).Формируется самоконтроль и контроль за звукопроизношением со стороны взрослого и партнера.  Осуществляется развитие фонематического слуха.  На занятии используются музыкальные инструменты – звоночек, барабан, дудочка. Как они звучат – высоко или низко, далеко или близко. Используются музыкальные игры, дети под музыку имитируют движения животных.  Здесь развивается интонационная выразительность речи. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Если герой чем-то недоволен – говорит сердито. Если боится – говорит со страхом.  Развивается сила голоса и дикция.  Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим все было хорошо слышно и все понятно.  Кукольный театр развивает мелкую моторику и координацию рук. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием мозга, следовательно, речи и мышления. Параллельно у ребёнка развиваются и движения рук — ведь актёры кукольного театра должны «оживить» своих перчаточных партнёров по спектаклю, передавая им свою энергию.  Развитие мелкой моторики при помощи кукол провожу поэтапно.  На I этапе дети учатся правильному физиологическому и речевому дыханию, укреплению пальцев, самомассажу рук, пальчиков.  Сначала дети делают пальчиковую гимнастику без кукол. Это способствует большему развитию пальцев.  Дальше на этом этапе занимаюсь с детьми упражнениями на развитие эмоций, делаем артикуляционную гимнастику. Предлагаю детям упражнения на выразительность мимики, жестов движений, воображения, упражнения на интонационную выразительность, развитие дикции, речи. Для снятия напряжения учу детей расслаблению, развиваем плавные движения рук. Занимаемся с детьми пальчиковыми играми, упражнениями на развитие психических процессов.  На II этапе: учимся работать с большими куклами.  Это подготовка рук к вождению кукол. Например: упражнение «Двигаем голову куклы». Дети закрепляют знания, что указательный палец двигает головку куклы. Сначала одной рукой, потом другой, далее одновременно обеими руками.  Гимнастика с куклами учит движениями куклы передавать характер кукольного героя, его поступки. Например: дети надевают куклу-лису на руку, под музыку показывают куклой то, что показывали пластикой тела.  Дети в диалогах между собой ищут выход из проблемной ситуации, дают характеристику поступкам героев, делают выводы: как было, как нужно поступить. Решают, чему учит этюд, сценка, спектакль.  Использование кукольного театра как одного из видов театрализованной деятельности обеспечивает развитие самой театрализованной игры: в ней проявляются начальные формы интерактивного взаимодействия. Диалог между детьми становится необходимой составляющей в игровой деятельности между детьми. Работа с детьми, с использованием различных видов кукол дала положительный результат. Речь детей стала более интонированной, в ролевых играх и драматизациях отмечались не только высказывания ориентировочного типа, но и высказывания с элементами планирования. 

Использование изобразительной деятельности на логопедических занятиях.

Изобразительная деятельность для детей естественна и приятна. Она служит показателем психического развития. Так как формируется по мере становления психики ребенка.

Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладевать формами. Координировать перцептивные и моторные акты. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями-зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая упорядочить бурно усваиваемые знания , оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Цель применения рисуночного метода в логопедической работе - развитие устной и письменной речи детей с ЗПР через формирование сенсорно-познавательной и моторной сферы.

Задачи:

1. Развитие мелкой моторики.

2.Развитие зрительно- пространственных представлений.

3. Развитие воспрития. Цвета. Формы.

4. Координация конкретно-образного и абстрактно-логического мышления.

5.Изучение закономерностей, касающихся предметного и социального мира. Развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

6.Автоматизация поставленных звуков.

7. Работа по предупреждению нарушений письменной речи. Коррекция нарушений письменной речи у детей с ЗПР.

8. Развитие уверенности в себе, повышение гибкости мышления , предоставление возможности понять самого себя.

 

Использование перчаточных кукол «приводит» ребенка за ширму, которая позволяет ему сначала спрятаться, а потом раскрыться. 

Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примерно 80,6% обучающихся школы имеют ЗПР (задержку психического развития) в различной степени выраженности. У младших школьников с ЗПР внимание неустойчиво и сочетается с повышенной отвлекаемостью. При отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности, у них наблюдается замедленность и фрагментарность восприятия. В характеристике эмоционально-волевой сферы следует выделить эмоциональную неустойчивость, изменчивость, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом. Примерно 80,6% обучающихся школы имеют ЗПР (задержку психического развития) в различной степени выраженности. У младших школьников с ЗПР внимание неустойчиво и сочетается с повышенной отвлекаемостью. При отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности, у них наблюдается замедленность и фрагментарность восприятия. В характеристике эмоционально-волевой сферы следует выделить эмоциональную неустойчивость, изменчивость, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом.

Слайд 2

Применение арт - терапии в логопедической работе Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Слайд 3

проводить занятия различными средствами и методами. Использование кукол активизирует словарь детей, развивается творческая фантазия, просодическая сторона речи. Ее интонационная выразительность, раскрепощается личность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» VIII ВИДА.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире и...

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В работе с категорией детей с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методы и формы коррекционной работы. В связи с этим я ищу новые подходы,  технологии и приемы для устранения недостатков р...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» VIII ВИДА

Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.В системе обучения логопедия изначально интегрированный курс, включающий ...

Песочная терапия в логопедической работе

Песочная терапия -  уникальная техника, входящая в систему  арт-терапевтических методик, среди которых большое значение имеет непосредственное использование – особенно эффективна в лог...

«Применение арт-терапии на логопедических занятиях».

В последнее время заметна тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний поражает: заболевания, ...

Статья «Применение цифровых технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ»

Использование современных цифровых технологий в логопедической практике позволяет сделать работу учителя-логопеда интереснее и занимательнее для обучающихся....