Особенности развития изобразительной деятельности у детей с ОНР
статья по логопедии

Особенности изобразительной деятельности детей с ОНР еще не получили систематического отражения  в научной литературе. В имеющихся литературных источниках  можно найти лишь отдельные указания,  на своеобразие рисунков этой категории детей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития изобразительной деятельности у детей с ОНР

Визуальная информация в настоящее время имеет огромное значение в деятельности человека. Через визуальное восприятие мы получаем до 90% информации и потому должны уметь адекватно воспринимать, перерабатывать и отображать ее. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности.

Развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного  возраста связано с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений, а также с развитием зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, интеллекта, совершенствует эмоциональный мир ребенка. Как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного развития детей. Использование изобразительной деятельности для развития  детей с общим недоразвитием речи является одним из актуальных вопросов в современной коррекционной педагогике.  

Создание изображений, даже самых элементарных, предполагает наличие достаточно ясных представлений о предметах и явлениях. Для того чтобы нарисовать, вылепить кокой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений и т.п. Дети имеют дело с разнообразными материалами; красками, глиной, бумагой и т.п. Они знакомятся с различными свойствами материалов: вязкостью и пластичностью, упругостью и т.д. Дети постепенно приобретают способность анализировать предмет, выделять часть, сравнивать предметы и их части по величине, форме, цвету и в тоже время воспринимать предмет в целом. Дети учатся правильно называть формы, цвета, линии, положения в пространстве и т.д , что обогащает их словарный запас, формируется связная речь, в процессе изобразительной деятельности развивается вся система анализаторов,  участвуют зрение, осязание, движение рук и т.д.  [16, с.184]

Особенности изобразительной деятельности детей с ОНР еще не получили систематического отражения  в научной литературе. В имеющихся литературных источниках  можно найти лишь отдельные указания,  на своеобразие рисунков детей  и на дефектность большинства сенсомоторных компонентов процесса рисования  [15. С.110].

В возрасте пяти-шести лет, как подчеркивают Е.И.Игнатьев [11],  Т.С. Комарова [15, 16], В.С.Мухина [21], Н.П. Сакулина [23], начинается новый этап в развитии детского рисунка. У ребенка формируется ориентировка на собственные зрительные впечатления, начинается бурное развитие сюжетного рисования, в котором с наибольшей полнотой проявляется уровень сформированности изобразительных навыков дошкольника.

У детей с ОНР интерес к изобразительной деятельности несколько снижен Наблюдая и анализируя особенности  творческого воображения оказалось, что для детей с ОНР характерен низкий уровень развития творческого воображения. имеются трудности создания воображаемой ситуации, низкий уровень развития комбинаторных навыков, гибкости и оригинальности. Одной из причин этому может являться низкий уровень развития речи .

Уже на этапе восприятия у них появляются специфические затруднения, которые неизбежно приводят к относительной бедности и недостаточной дифференцированности  зрительных образов-представлений (В.Б.Белый, 1989). Данные, полученные С.К. Спиволаповым (1984), свидетельствуют о том, что у детей этой категории недостаточно сформированы не только предметные образы-представления, но и вся образная сфера в целом, что проявляется в непрочности связей вербальной и невербальной сфер, в слабости произвольной регуляции образной сферы.

 На фоне недостаточной сформированности образной сферы отчетливо проявляется слабость развития образных компонентов мышления. Как показывают результаты исследований Т.В. Егоровой (1973), К. Новаковой (1983), В.И. Лубовского (1989), дети изучаемой категории отстают от своих нормально развивающихся сверстников по уровню развития всех сторон наглядно-образного мышления на 2-3 года.  Бурное продвижение в развитии наглядно-образного мышления у детей с ОНР приходится на младший школьный возраст.

Следствием низкой эффективности восприятия, недостаточного развития наглядно-образного мышления и образной сферы в целом являются бедные, неточные, слабо дифференцированные, а иногда и ошибочные, представления об окружающей действительности, характерные для детей с ОНР, что, безусловно, сказывается и на уровне развития изобразительной деятельности детей данной категории.

Целый ряд исследователей отмечает наличие у большинства детей с ОНР недостатков в их двигательной сфере (Е.А. Екжанова, 1989; И.Ф. Марковская, 1988). Указывается на характерную для детей данной категории слабость сенсо-моторной координации, а в отдельных случаях и на наличие гипокинезов и гиперкинезов. У значительной части детей  с речевыми нарушениями наблюдаются неловкие, плохо координированные движения, затруднения при обращении с ножницами, небрежные, невыразительные рисунки [3, с.35]. Если у ребенка слабые мышцы рук и плохо развита мелкая моторика, ему трудно производить тонкие, согласованные движения, контролировать и регулировать силу, скорость и ритм,  необходимые не только для рисования, но в дальнейшем и для письма. Опыт показывает, что у школьников страдающих дисграфией в рисунке и письме  отмечаются одни и те же характерные особенности: дрожащие рваные, прерывистые линии; слишком сильный, или слишком слабый нажим.

У многих детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как вести ее по бумаге. Вызывает затруднения прорисовка мелких предметов, дети плохо владеют приемами закрашивания.

В шестилетнем возрасте дети с ОНР способны осуществлять преднамеренный выбор цвета, однако его мотивация может отсутствовать, либо определяться  тем, «чтобы было красиво», т.е. соответствует мотивации нормально развивающихся дошкольников младшего возраста. Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие у ряда детей ведет к тому, что они с трудом различают и называют оттеночные и промежуточные цвета. В процессе рисования большинство используют и карандаши, и краски основных цветов, практически не меняя их в ходе работы [16, с.159].

К шестилетнему возрасту у детей с ОНР практически у всех предметный рисунок сформирован, однако в большинстве случаев он упрощен, схематичен, является ярко выраженным штампом. Изображения мелкие, невыразительные, не соотнесенные с краем листа или с изображением земли на нем, если даже она четко обозначена. Нарисованные предметы зачастую даны лишь контурной линией, которая выполнена неуверенно, нечетко, часто выходит за границы контура [15, с.119].

Наибольшие трудности возникают при создании сюжетного рисунка. Дети не умеют сформулировать свой замысел, не владеют навыками его реализации. У большинства детей сюжетный рисунок слабо  развит. Как правило, они изображают лишь отдельные элементы сюжета (т.е. рисунки предметного характера),  не умеют разместить их на плоскости листа бумаги. Расположенные по краю листа, эти элементы сюжетного рисунка имеют ряд пропорциональных и композиционных особенностей, не встречающихся в соответствующих рисунках нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ОНР очень часто цветы, дома и деревья изображают одинаковой величины, не учитывают все пространство листа бумаги и располагают изображения лишь на небольшом его участке, используя менее 1/3 высоты листа. У детей с ОНР практически отсутствуют представления о композиционной выразительности сюжетного изображения. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с ОНР. Дети, усвоив однажды способ рисования, повторяют его из рисунка в рисунок без каких-либо перестроек и изменений. Овладев техникой воспроизведения определенной формы, многократно дублируя и закрепляя ее, дети с ОНР не осознают, что эту форму можно видоизменять, совершенствовать, варьировать и т.д.  Заученность графических образов и длительное сохранение одной и той же манеры исполнения являются следствием познавательной пассивности детей [5, с.30].

Примитивность и схематичность изображений проявляются в том, что общее строение и форма предметов предельно упрощаются, существенные части и детали опускаются. Рисунки, как правило, лишены объемности и светотени, а по форме приближаются к знакомым геометрическим фигурам.

Статичность изображений ярко проявляется в сюжетных рисунках, главным образом при изображении человека и животных. Живые объекты лишены какой-либо динамики. Обычно это застывшая, статичная фигура человека во фронтальном положении. Такими же неподвижными остаются в рисунках и животные [8, с.35].

Перечисленные недостатки изобразительной деятельности затрудняют детям  реализацию замысла, что отрицательно сказывается на их отношении к самому рисованию, необходимому в развитии дошкольника.

Список литературы:

  1. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 359 с.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. - Ярославль, Академия развития, 1998. - 237 с.
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. М.: НЦЭНАС, 2003. - 289 с.
  4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. - 314 с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. - 516 с.
  6. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1974. - 269 с.
  7. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 2-9.
  8. Доронова Т.Н. Действие контроля в процессе изображения // Дошкольное воспитание. - 1975.-№ 2. - С. 34-38.
  9. Доронова Т.Н. Игра на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 2. - С. 24-38.
  10. Екжанова Е.А. Обучение рисованию детей шестилетнего возраста.- М., 1988. - 267 с.
  11. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1966. - 223 с.
  12. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2004. - 438 с.
  13. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. - 541 с.
  14. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985. - 361 с.
  15. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 297 с.
  16. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 187 с.
  17. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / Под. ред. В.Б. Косминской, Р.Г. Васильевой. - М.: Просвещение, 1985. - 328 с.
  18. Крупская Н.К. Педагогические сочинения, т. VI / Под ред. А.М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1979. - 514 с.
  19. Кузнецова Г.В. Рисуем дождик. Коррекционно-развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей 5-7 лет с проблемами в развитии средствами изобразительной деятельности. - М: ГНОМ и Д, 2002. - 215 с.
  20. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965. - 394 с.
  21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981. - 516 с.
  22. Рахаматулина Р. Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР. М.: Школьная психология, 1999. - 314 с.
  23. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. - 219 с.
  24. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной. - М.: Просвещение, 1966. - 265 с.
  25. Столяров Б.Л. Образовательная деятельность художественного музея. - СПб.: Академия образования РФ, 1995. - 319 с.
  26. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. - 328 с.
  27. Халезова О. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников (шестой год жизни) // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 9. - С. 23-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественно-исторический опыт поколений через развитие изобразительной деятельности детей с ОВЗ и инвалидов.

Изобразительная деятельность детей как часть искусства входит в жизнь человека с самого раннего детства. Приобретая с опытом знания, ребенок развивается....

Особенности развития связной речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи

Анализ специальной психолого-педагогической, логопедической литературы показал, что данная проблема в настоящее время является актуальной, так как несформированность связной речи детей с общим недораз...

Статья: "Особенности развития игровой деятельности у детей с ОВЗ"

       Предметная    и   конструктивная   деятельность  является   одной  из важных   видов   деят...