Обучение детей с ТНР в общеобразовательной школе.
статья по логопедии (2 класс)

Сабитова Анастасия Сергеевна

Данная тема в последнее время крайне актуализирована, и мы не можем не уделить внимание особенностям обучения детей с нарушениями развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей с нарушением развития в общеобразовательной школе.

Данная тема в последнее время крайне актуализирована, и мы не можем не уделить внимание особенностям обучения детей с нарушениями развития. Так как тема звучит широко (ведь в данную категорию входит множество диагнозов), я решила остановиться на практике и поделиться с вами тем, с чем работаю.

В моём классе обучается 25 человек. 3 из них имеют ТНР (5.2), 1 ребёнок имеет рекомендации консультаций с дефектологом, 1 ребёнок с СДВГ, 7 детям рекомендованы занятия с логопедом и 1 ребёнок имеет ОВЗ по зрению.

Каждый ребёнок имеет свою особенность. Например, дети с ТНР имеют разную степень выраженности нарушения и разные особенности восприятия материала. Соответственно и учителю приходится разносторонне подходить к этому процессу. Не затрагивая нозологию, можно выделить общие правила и приёмы, которые будут способствовать обучению детей. Не все приёмы подойдёт для детей с СДВГ, но это отдельная категория лиц, которой мне стоит в следующий раз уделить своё внимание.

1. Эмоциональный контакт.

Конечно в школе некогда подготовить ребёнка к вашим требованиям до начала учебного процесса. А это является одной из составляющей успешного сотрудничества ребёнок – педагог. В нашем случае это было так: ребёнок с нарушение развития был не готов к обучению в школе. Не сидел, кричал, плакал, прятался под партой, проявлял сильный негативизм, отказывался от работы. Побеседовав с мамой выяснилось, что ребёнок любит лепить из пластилина и играть в трансформеры. Тогда, визуально это все подкрепляя, получилось сделать так: реши этот номер, потом сможешь поиграть. Реши 2 номера, потом дам тебе игрушку. Поверьте, лучше такой способ, чем ничего. На тот момент для меня было не важно какой объём работы он сделает. Было в приоритете добиться хоть какой – то работоспособности. Со временем количество заданий увеличивалось, а время нахождения в игре сокращалось. У ребёнка будет формироваться не только постепенное привыкание к вашим требованиям, но и поэтапно будет происходить коррекция поведения (ведь этот приём из поведенческого подхода АВА)

2. Алгоритм действий.

Одно из общей специфики нарушений – это объём памяти. Пока ребёнок дослушал от учителя задание до конца, он уже забыл с чего ему надо начать. Как это бывает обычно «На 53 странице найдите номер 5. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Запишите по середине листа номер. Решите задачу с краткой записью». На самом деле ещё на вопросе «Что надо делать», ребёнок уже забыл какую страницу надо открыть. Далее дети начинают работать самостоятельно (кто – то задаёт вопросы). Для ребёнка, у которого снижен объём памяти (он не умеет удерживать информацию в голове), нет концентрации внимания, и он уже устал, ничего не остаётся делать, как проявить реакцию на всё происходящее (баловство, крики, плач и т.д.). На помощь пришла визуализация действий:

1. Открой страницу 53, найди номер 5.

2. Прочитай условие задачи.

3. Прочитай вопрос к задаче.

4. Запиши в тетради по середине номер.

5. Составь краткую запись по условию задачи.

6. Реши задачу.

7. Запиши ответ.

Понятное дело, что эти алгоритмы будут отличаться исходя из потребности ребёнка, но какую огромную поддержку это окажет. Результат не заставит себя ждать. На начальных этапах алгоритм может быть более подробным, в последующем прописывать только основные моменты (Стр. 53 номер 5, составь краткую запись, реши задачу, запиши ответ, подними руку). Далее алгоритм переводим в словесную форму, как внешнее подкрепление и сводим на нет для формирования внутреннего стимула.

3. Модель АВС

Данная модель используется в прикладном анализе поведения. В моём случае это лишь небольшая выдержка из целой системы, но тоже имеет место быть. Поведение – это реакция на окружающее. Смысл этой модели наблюдать какой предшествующий фактор спровоцировал проблемное поведение и какие последствия мы видим. Конечно если проблемное поведение проявляется из-за предмета английский язык, например, (особенно характерно для детей с логопедическими проблемами), то мы не будем исключать данный предмет, но мы можем облегчить само восприятие материала (эмоциональный контакт, алгоритм, поощрение, одобрение, ситуация успеха и т.д.). Но если проблемное поведение провоцируется местом, собеседником, вещью (лишние предметы на парте), то стоит лишь устранить фактор, то и реакция будет иной. Это кажется слишком примитивно, но как правило, обращая внимание на эти моменты, педагог будет наблюдать положительную динамику.

4. Ребёнок – помощник.

За 1 и 2 класс обучения у меня появились помощники. При чём это не было спланировано. Они оказывают поддержку одноклассникам, помогают на уроках и переменах.

Начиналось не всё так радужно. Были попытки издёвок, насмешек, но не в моих правилах спускать такую атмосферу на самотёк. Я стала детям рассказывать о том, что мы все разные. Кому – то надо больше времени на работу, кому – то шрифт больше, кому – то звук громче. Смотрели записи о людях с ОВЗ. Старалась развивать положительные человеческие качества в учениках. И опять же знаю, что каждый учитель это делает в процессе своей работы. У меня получилось в итоге так, что в ответ на капризы ребёнка во время нахождения в школе, дети сами стали предлагать ему свою помощь. Не злились на него, не кричали, а спокойно предлагали варианты решения проблемы. Естественно это всё подкреплялось эмоционально с одобрением.

В процессе работы эти приёмы не являются основными и стойкими. Они являются лишь вариантами к решению образовательных задач. Чтобы всё получилось, надо принимать этих детей такими как они есть. Не обижаться на них и тем более не злиться за то, что они так себя проявляют. Просто они не умеют по – другому из-за ряда причин. Это не значит, что надо их жалеть, выделять среди других. Это значит, что им нужно «дать толчок» чуть сильнее чем другим. И этот «толчок» будет тоже проявляться по – разному. И в завершении хочется отметить, важно объяснить родителям, что чем больше учитель знает об особенностях ребёнка, тем качественнее работа будет вестись. Если учитель знает особенности здоровья ученика, то обязательно сможет найти выход и помочь ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Представленная работа поможет разобраться в терминологии, касаемой обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.   Даны рекомендации, которые помогут учителю найти подход к каждому "...

Презентация "Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе"

Классификация видов ЗПР,методические рекомендации для учителей...

Дифференцированное обучение детей с ОВЗ в массовой школе в общеобразовательном классе

Если я на тебя чем то не похож,Я этим вовсе не оскорбляю тебя,А, напротив, одаряю. (Антуан Сент Экзюпери)...

Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях ФГОС.

Методические рекомендации для учителей по созданию оптимальных условий организации учебного процесса при работе с детьми ОВЗ:  ЗПР, РАС,НОДА, УО. Приемы обучения, способствующие активиз...

Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн....

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

обучение детей с ОВЗ (УО) в инклюзивных классах...