Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Черных Ольга Николаевна

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация обучения детей с ОВЗ в  общеобразовательной школе
(из опыта работы)
(слайд 1)

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе. (слайд 2) В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.      

В моём классе обучается мальчик-инвалид и 2 девочки, имеющие 3 группу здоровья. При формировании УУД у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья опираюсь на системно - деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии. (слайд 3)

1.Объяснительно–иллюстративные технологии 

На уроках русского языка составляем несложные словосочетания по картинкам и опорным словам. Формирование двигательного навыка письма провожу в процессе специальных занятий: рисование, штриховка, обведение букв и их элементов по трафарету, выкладывание их из палочек.

2. Игровые технологии

Использую:

1.Игры-упражнения. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2.Игры-путешествия.

3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Например, на уроке русского языка: игра «Составь слова» - из данного слова ловкость первоклассник составляет  другие слова, литературного чтения «Третий лишний»- назови лишнее слово. “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей среде, формируются мыслительные процессы.

3. Личностно-ориентированные технологии

1) Упражнения словесно-логического характера

На основе этих упражнений развивается логика у детей, оперативная память, связная доказательную речь, сосредоточенность внимания. Они представляют собой специально составленный текст, соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока. С опорой на его содержание провожу все последующие структурные этапы урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала. Учащиеся воспринимают текст на слух. Первоначально это тексты небольшие по объему.

Н-р: Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под елью.
Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище?

Букву, с которой будем работать на минутке чистописания, вы найдете в одном из слов логического упражнения. Это слово-название животного. В нем один слог. Буква, которую будем писать, в этом слове обозначает глухой парный твердый согл. звук.

2) Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии

Береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т.п.

3) Упражнения творческого характера

По опорным словам или сюжетным картинкам составь рассказ.
В предлагаемом слове любую букву замени буквой 
ш так, чтобы получилось новое слово: крыса-крыша, пар-шар, малина-машина, месть-шесть.

4. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения,

Целью которых является  – усовершенствовать знания, умения и навыки обучаемых, уменьшить  абсолютное и относительное отставание.

 Использую элементы компенсирующего обучения:

  • любовь к ребенку ( забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
  • понимание детских трудностей и проблем;
  • принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

5. Коррекционно-развивающие технологии

На  учебных, коррекционно-развивающих   занятиях в сенсорной комнате  применяю технологии арттерапии (музыкотерапия,  игротерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Они связаны с воздействием разных средств искусства на  обучающихся и позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Кроме этого, в тренажёрном зале дети могут позанимать на велотренажёрах, поиграть в баскетбол специальными мячами, повисеть на шведской стенке, кольцах. Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса.

6. Инновационные  технологии

Использую :

 - компьютерные игры;

 - мультимедиа презентаций на  уроках  и внеклассных мероприятиях;

 - тестовые технологии  (презентации);

- компьютерные  тренажеры (при закреплении, объяснении нового материала). Конечно, надо помнить о здоровьесберегающих технологиях (физкультминутки, гимнастика для глаз - это разнообразные движения глазами и упражнения на тренировку аккомодации. Регулярное выполнение гимнастики является замечательной профилактикой проблем со зрением и заболеваниями глаз. (слайд 4) Ограничение времени работы с компьютером и ИД (до 5 мин.).

     Конечно, ученики с ОВЗ хотят проявлять себя в различных конкурсах, олимпиадах. Каждому необходимо показать результаты своего труда, почувствовать свою успешность. Мои ученики принимали участие в  конкурсе «Инфоурок» олимпиады по предметам. Результат: сертификаты и благодарность родителям за участие. (слайд 5)

    Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, что, безусловно, влияет на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки. (слайд 6)