Статья "Приемы фонетической ритмики как фактор успешного развития произносительных навыков в логопедической коррекции".
статья по логопедии

Двуреченская Татьяна Владимировна

В статье автор рассказыает о приёмах фонетичесокй ритмики используемых в логопедической коррекции для развития произносительных навыков. Даются практические рекомендации. Статья будет полезна учителям-логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_fonetiches.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Двуреченская Татьяна Владимировна

ГБОУ школа № 331 Невского района Санкт-Петербурга

Приемы фонетической ритмики как фактор успешного развития произносительных навыков в логопедической коррекции.

Одним из средств развития произносительной стороны речи у детей с нарушениями устой речи является фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Фонетическая ритмика стимулирует формирование и закрепление навыков произношения. Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  • соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • способствовать формированию у детей речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
  • развивать слуховое восприятие и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетическая ритмика помогает ребенку:

  • выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
  • нормализовать речевое дыхание, слитность речи;
  • корректно воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • менять высоту, силу голоса в нормальном темпе, без отклонений от нормы;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.

Упражнения выполняются под музыку и без нее. Нужные движения предварительно не разучиваются, а синхронно повторяются несколько раз. В упражнения включаются отдельные звуки, слоги, слогосочетания, слова, словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения, которые знакомы детям и доступны их пониманию. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Наглядный показ и многократное повторение стимулирует ученика к правильному подражанию. С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений, которые сопровождают произнесение речевого материала при выполнении упражнений. Элементы фонетической ритмики включаются и в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

Игровые упражнения.

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх. Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой. Интонация удивления.

Звук «У».

И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Интонация угрозы.

Звук «Э».

И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком. Интонация укора.

Звук «И».

И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Интонация удивления и радости.

Звук «Ы».

И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

Обычно к 4 — 5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можно помочь ребенку скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Кроме того, подобные речевые игры способствуют развитию слухового внимания и памяти («Запомни и повтори»), формированию первичного навыка звукового анализа («Угадай, сколько звуков я произнесла. Пропой первый звук; второй.). Попробуем «приручить неподдающихся» с помощью гимнастики.

Звук «С». «Надуть шарик»

Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося «с-с-с…», дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в лицо над головой (имитируют надувание воздушного шарика).

Звук «З». «Ловля комаров»

Вариант 1.  Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют ловлю комаров.

Вариант 2. дети встают парами лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях. Малыши касаются ладошками ладоней друг друга. Произнося «з-з-з…», поочередно и ритмично сгибают и разгибают руки с легким нажимом на ладони партнера, совершая движения, похожие на движение педалей. Данное движение можно использовать для проговаривания слогов –за-. –зо-, -зу-, -зы-.

Звук «Ц»

Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Ш».

Вариант1. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Вариант 2. Шарик лопнул.

Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул), затем произнося «ш-ш-ш…», медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).

Звук «Ж»

И.п.: руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ». «Щетки автомобиля»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вправо-влево, имитируя работу щеток автомобиля..

Звук «Л». «Фонарики»

Произнося «ла-ла-ла», дети вращают кистями рук над головой, делают «фонарики». Это жеиспользуется при произнесении слогов –ло, -лу-, -лы-.

«Неваляшки».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в положении «фонарики». Дети покачиваются влево-вправо,переступая с ноги на ногу и нараспев произносят слоги –ла-, -ла-, -ла-, изменяя высоту голоса на каждый слог. Словно шагая по лестнице вверх и обратно. Упражнение повторяется на слоги –ло-, -лу-, -лы-.

Звук «Р». «Моторчики»

И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Таким образом, использование фонетической ритмики (сочетание системы двигательных упражнений с произнесением речевого материала) в логопедической практике играет существенную роль в формировании произношения и автоматизации звуков речи, устраняет дефекты произношения, корректирует ритмико-интонационную сторону речи, развивает естественность движений. Фонетическая ритмика помогает сформировать правильное дыхание и плавность выдоха, улучшает качества голоса. Важно подобрать наиболее целесообразные упражнения в каждом конкретном случае и последовательно идти к поставленной цели.

 
Список литературы:

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии/Е.Ф.Архипова. – Москва: АСТ : Астрель, 2008. -254 с.
  2. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика/Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт. – Москва: Просвещение, 1989. – 160 с.
  3. Костылёва, Н.Ю. Покажи и расскажи/Н.Ю.Костылева. – Москва: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
  4. Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика / А. Я. Мухина. – М.; 2008. – 123 с. 
  5. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.; 1988. – 176 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на общеобразовательных уроках и самоподготовке.

Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих учащихся в коррекционном образовательном учреждении 1 вида. В ходе общеобразовательных уроко...

Развитие двигательных навыков на логопедических занятиях у детей с псевдобульбарной дизартрией.

План -  конспект логоритмического занятия напраленного на развитие двигательных функций,дыхания,мыслительных операций,развитие связной речи,коррекция звукопроизношения...

Статья "Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе"

Статья "Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе"...

Статья. Речь - как важнейший фактор успешного обучения и развития детей.

Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению ребёнка любого возраста.Речь - средство общения, средство получения и сообщения информации, средство формирования ...

Статья "Декоративно-прикладное искусство, как фактор гармоничного развития личности"

В данной статье рассказывается о Филимоновской игрушке. Материал можно использовать на уроках изобразительного искусства....

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей с ОНР

Нарушения звукопроизношения являются причиной дефектов в формировании познавательных функций....