Конспект урока «Корень и однокоренные слова».
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Ершова Евгения Викторовна

Основная цель данного урока научить учеников умению выделять корень слова и умению подбирать однокоренные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_koren_i_odnokorennye_slova.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕСНОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конспект урока

«Корень и однокоренные слова»

(2 класс, 1 занятие)

Подготовила: учитель-логопед Ершова Е.В.

п.Лесной городок - 2019

Цель: Закрепить умение выделять корень слова, подбирать родственные слова.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение выделять корень в слове;
  2. формировать навык подбора родственных слов;
  3. расширять словарный запас за счёт уточнения значения слов;
  4. развивать навыки словообразования;
  5. развивать звукобуквенный анализ;
  6. развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные процессы;

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, доска.

Ход урока

Учитель-логопед читает стихотворение

Снежная сказка

Поплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

(С.Погореловский)

Учитель-логопед. Ребята, вы ничего не заметили в стихотворение? Да, нам встречаются слова у которых есть общая часть. Назовите эту общую часть: (снег(ж) ).

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло.

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Учитель-логопед. А кто понял из стихотворения как называется  такая общая часть у слов? Корень есть и у слова. Что такое корень? Это самая главная часть в слове, не будет корня – не будет и слова. А как выделить корень у слова?

Прочитаем еще раз наше первое стихотворение. И выделим общую часть значком корень в этих словах. Объясни значение этих слов.

Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей).

Родственными назывываются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

Учитель-логопед. Игра «Гости».  Одновременно в 3 домика приехали «родственники»  (у нас - это родственные слова). Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по группам.

1 группа -  - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 группа -  - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 группа -  - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

Учитель-логопед. Может кто-то из «родственников» перепутал домики, и оставьте на доске только родственные слова и выделите в этих словах корень.

Физминутка

Учитель-логопед. Ребята, посмотрите перед вами лежат карточки. Четко прочитайте. Выделите корень на карточке.

Озимь, зимовье, перезимовать;

Звонок, перезвон, позвонить;

Подпись, писать, переписка

Отвар, варить, сварить

Откусить, укус, кусать

Бежать, побег, побегать

Разговор, говорить, заговорить

Учитель-логопед. Запиши данные слова в 3 столбика: в первый – с корнем в начале слова, во-второй – с корнем в середине слова, в третий – с корнем в конце слова.

В каждом слове выдели ударный слог.

Ребята, посмотрите внимательно на доску и  четко прочитайте слова, которые здесь записаны. Слушай внимательно и назови «лишнее».

Липа, липучий, налипать

Дорога, бездорожье, дорогой

Боль, больной, больница,

Лес, лестница, лесник,

Осина, осень, осинник.

Учитель-логопед. Докажи, почему оно лишнее. Составь предложение с выделенными словами.

Учитель-логопед. Игра «В две колонны становись!» (На доске записан ряд слов. Играют две команды. Игроки 1-й команды собирают слова, родственные слову «вода», игроки 2-й команды – слову «водить»).

Водник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водопой, довод, водоросль, водомер, водяной, наводнение, водоем, подводный, водянистыцй, заводь, провод, проводить, водящий, подводил.

Учитель-логопед. Четко и внимательно прочитай слова.

Нос, вынос, носитель, носик, носовой, поднос, носище, разносчик, переносить, носильщик.

Учитель-логопед. Назови корни. Прочитай слова еще раз. Похожи они по смыслу? Чем слова похожи и чем они различаются?

На какие группы можно разделить все слова? Как они называются? Запиши слова по группам. Выдели ударный слог.

«Реставрация»

А) Он пятится назад (Рак)

е

т

а

и

т

а

у

ш

к

а

е

т

к

а

е

т

о

д

р

о

м

о

в

и

н

а

Учитель-логопед. Допишите начало слова. Определите, являются ли эти слова однокоренными.

Итог урока

Учитель-логопед. Ребята, наш урок подходит  к концу.

Какие новые понятия  вы узнали на нашем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....

Урок "Корень и однокоренные слова"

Урок "Корень и однокоренные слова" 2 класс...

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....

Конспект урока русского языка "Однокоренные слова"

Урок «открытия» новых знаний по теме " Однокоренные слова""...

Конспект урока «Синонимы и однокоренные слова. Выбор синонимических групп из данных слов, предложений и текста».

Цель: учить отличать синонимы от однокренных слов, учить выбирать синонимические группы из данных слов, предложений и текстов....