Конспект урока. Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Денисова Елена Валентиновна

Конспект урока русского языка с ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка для 2 класса34.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов.

ФИО:   Денисова Елена   Валентиновна

Место работы :    МОУ «СОШ №1 г. Ртищево Саратовской области»

Должность:  учитель начальных классов

Предмет:     русский язык

Класс:   2

Тема и номер урока в теме:       Наблюдение  над  однокоренными словами.        

Определение корня слова.(1 урок)

     Учебник:     Русский язык   ( Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)  § 9, 

 учебник с. 85

Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (Определение корня слова, правил выделения корня в слове)

Задачи:

Обучающие:

– формируем умение находить в группе  слов однокоренные слова;

– формируем умение выделять  корень в однокоренных словах, определять лексическое значение корня;

Развивающие:

– развиваем речь, мышление, умение работать с ЭОР;

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

– воспитываем  любовь к родному языку;

–  формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютеры, проектор, интерактивная доска.

Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

8

1.

 Мотивация к учебной деятельности.

.

Приветствует учащихся;

cоздаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные

(формирование умения организовывать свою  деятельность на уроке)

Личностные (формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности).  

1

2

Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

Минутка чистописания.

Демонстрирует учащимся  буквы КРНЬ.

Уточняет, что в пути потерялиcь гласные буквы.

-Какие гласные убежали из слова?

Прописывают в тетради буквы по образцу.

Дополняют буквы гласными, получают и записывают в тетрадь  слово «корень».

Регулятивные

(формирование умения организовывать свою  деятельность на уроке)

Познавательные (умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопрос)

3-4

ЭОР №1

Корень дерева и корень слов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf

Организует беседу:

- Рассмотрите новый кадр на фотопленке (с.85).

 - Чему удивился Петя Зайцев?

-Что такое корень?

Нацеливает на работу:

-Просмотрите анимацию.

-Какие бывают корни?

-А  знаете ли вы корни своей семьи?

Отвечают на вопросы

Просматривают анимацию

Находят несколько значений слова корень.

Коммуникативные   (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

Личностные

(самоопределение)

3-4

-Какое значение слова корень нам будет больше интересно?

- Что такое корень слова?

Отвечают на вопросы

Выдвигают гипотезы.

1

3

Постановка учебной задачи

Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока

Формулируют под руководством учителя тему и цели урока

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

2-3

4

Построение

проекта выхода

из затруднения

Организует прослушивание диалога.

-Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»                        

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

 Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

-Вы согласны с Петей? Почему не согласны?

-Какие слова являются  родственными?

-Как мы их еще называем?

Отвечают на вопрос

Обосновывают свои ответы

Отвечают на вопросы

Познавательные

 (умение выделять информацию из разных источников)

Коммуникативные   (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

3-4

Организует работу по учебнику

 ( в парах) упр.  №116

-Что общего у этих слов?

-Являются ли они однокоренными?

- Какие слова можно называть однокоренными?  

Организует физкультминутку.

Выполняют упражнение в тетради.

Отвечают на вопросы

Формулируют вывод о том, что однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

4-5

ЭОР №2

Что такое корень?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BTE_002%5D.swf

Нацеливает на работу.

-Посмотрите на экран.

-Что такое корень слова?

Смотрят текст с иллюстрациями и дают определение корня

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

3-4

ЭОР №3

Как найти корень в слове?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf

-Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Просмотрите информацию на экране.(1 задание)

Отвечают на вопрос.

Просматривают информацию. Делают обобщение.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания)

3-4

5

Первичное

закрепление

ЭОР №3

Как найти корень в слове?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf

Организует работу детей фронтально по подбору однокоренных слов и выделению корня (2 задание)

(работа с интерактивной доской)

Организует физминутку для глаз

Подбирают однокоренные слова , находят корень в словах

Познавательные  (умение обобщать и классифицировать по признакам)

4-5

6

Самостоятельная работа

Организует работу в группах

Каждая группа получает индивидуальное задание

(Из группы слов выпишите однокоренные слова, выделите корень)

Выполняют задания самостоятельно.

Объясняют  свой выбор

Познавательные (формирование умения ориентироваться в раздаточном материале)

Личностные

(формирование умения работать в группе)

4-5

ЭОР №4

Игра "Рассели жильцов"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

Предлагает задание:

- А теперь самостоятельно поработайте в группе с ЭОР и распределите слова по столбикам

Выполняют задание самостоятельно.

Самопроверка

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.)

4-5

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке

ЭОР №5

Кто прав? 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

Организует беседу:

– Что узнали нового?

– Ответили ли на главный вопрос урока?

- Найдите правильное определение корня на экране.

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Отвечают на вопросы

Находят правильное определение.

Регулятивные    (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

3-4

8

Домашнее задание

Упражнение 100, 101-по выбору («Дидактический материал»)

Придумать сказку  про  корень

 ( По желанию)

1-2

Приложение к плану-конспекту урока  

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЭОР №1

Корень дерева и корень слов

Моноформатный,

информационный

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf

2

ЭОР №2

Что такое корень?

Моноформатный,

информационный

Текст/Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BTE_002%5D.swf

3

ЭОР №3

Как найти корень в слове?

Моноформатный,

информационный практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf

4

ЭОР №4

Игра "Рассели жильцов"

Моноформатный,

практический


Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

5

ЭОР №5

Кто прав? 

Моноформатный,

практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова...

Конспект урока на тему: "Непроизносимые согласные в корне слова"

Урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода), самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по пра...

план-конспект урока по теме:"Безударная гласная в корне слова" 2 класс

конспект составлен в соответствии с требованиями к УУД...