Конспект урока на тему: "Непроизносимые согласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Салагаева Людмила Александровна

Урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода), самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Предмет: Русский язык  ОС «Школа 2100»

Учебник:  Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Человек и природа»). 4-й класс – М.: Баласс, 2010.

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Этап обучения по данной теме: Начальный

Цели урока:  

Формировать  ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.

Задачи урока:

Способствовать развитию грамотной устной и письменной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Способствовать развитию  умения определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР - карточки-задания.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.

Оборудование и основные источники информации компьютеры (урок проходит в компьютерном классе), доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, методические рекомендации к уроку.

Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

Список  используемой литературы:

1.  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Учебник  «Русский язык» 3 класс. Москва   «Баласс» 2009 г.

2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык»  класс. «Баласс». 2009г.

3.  Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева.  Русский язык 3 класс.   Методические рекомендации «Баласс». 2009г.  

 4. Мельникова Е.Л.  Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Чему вы учитесь в школе в первую очередь?

- Напомните, что это значит?



-  Урок  русского языка. Он  посвящён открытию нового знания. А как мы будем их открывать?

- Мы учимся учиться.


-Учиться это значит понять, что я не знаю и уметь самому добывать знания.


- Мы выполним пробное действие. У нас возникает затруднение. Сами найдём способ выхода из него.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Формулирование темы урока)

На доске записаны слова.


- Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)

-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)

Что вас удивило, что интересного заметили?

Какой же у нас возникает вопрос?



- Сформулируйте тему урока.

Открываю на доске тему:

 «Непроизносимые согласные в корне  слова».

- Какова цель нашего урока?


Видят слова: вестник, весть, известие, известный

Читают.


Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

Везде «Т» пишется, но не везде произносится (осознание противоречия)

Почему в некоторых словах «Т» не произносится (учебная проблема как вопрос).

-Тема урока: «Непроизносимые согласные».



- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Поиск решения, совместное открытие знаний

(побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)

- Попробуем ответить на вопрос: «Почему в некоторых словах «Т» не произносится?» Какие есть гипотезы?



-Вы с этой гипотезой согласны?

-Есть ли еще слова с приставкой?



- Значит дело не в приставке. Какие есть еще гипотезы?




- Вы с этой гипотезой согласны?

- Может, посмотрим на существительное?



- Значит не в частях речи дело. Какие еще есть гипотезы?


- А где же стоит непроизносимый «Т»?

- Как нам проверить эту гипотезу.

- Как можно поработать с нашими словами?




Выполняйте в тетради.





- Что вы заметили? (завершение проверки гипотезы).



- К какому же выводу вы пришли?




- Сверьте ваше предположение с учебником на странице 59, прочитав текст в рамке.

- Подтвердилось ваше предположение?



- Звук «т» не  произносится только в словах с приставкой, например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).

Молчат.

- Слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «Т» произносится (контраргумент).



- Звук «т» не произносится в прилагательных,  например, слово «известный» (ошибочна гипотеза).


Молчат.

- Слово «вестник» существительное, но здесь «Т» тоже не произносится (контраргумент).


Молчат.


- Между согласными. (Решающая гипотеза)

Молчат.

- Можно выписать слова в два столбика (где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «Т» (план проверки).

Работают по плану, пишут в тетрадях,  а один на доске:

вестник                весть

 известный          известие


- «Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях «Т» произносится (аргумент).

- «Т» не произносится, когда стоит между согласными (открытие нового знания).



Читают вывод в учебнике.

- Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится.

Физминутка

- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и тянетесь вверх. А если в слове все звуки произносятся, то выполняете три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова: здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.

Слушают и выполняют упражнения


Построение алгоритма действий при возникновении затруднения (работа в парах).

- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?

Человек трудолюбивый – самый…

Тайна, … троим, уже нетайна.

… встанешь – мало сделаешь.

- Напишите эти слова в столбик.


- Прочитайте  пословицы,  которые получились. (слайды  2-5)

- Какая пословица не подходит по смыслу к остальным? Докажите.



- О чём вы задумались, записывая пропущенные слова? В чём причина затруднения?

- А какой выход из этого затруднения?

- Попробуем найти выход вместе.

- На слайде даны слова. Ваша задача самим найти для каждого слова проверочное  слово и подписать его справа.

счастливы  счастье

вестник  известие

опоздать поздний

- Проверьте сами себя, правильно ли вы подобрали проверочные слова.

Показываю образец. (слайды  6,7)


- Сделайте  вывод, как проверить непроизносимый согласный в корне слова.



- Откройте страницу 61 в учебнике и сверьте свой вывод с правилом.

- Понаблюдайте за словами и назовите те звуки, которые могут быть непроизносимыми.

- Составьте в парах схему правила.

- Проверьте правильность вашей опорной схемы (показываю образец )   (слайд  8 )



              счастливый

               известная

               поздно

Читают пословицы.


- Пословица: «Тайна известная троим, уже не тайна». Она учит умению хранить тайну и не говорить лишнего. А другие говорят о трудолюбии.



- Есть ли в слове непроизносимый согласный звук?


- Подобрать проверочные слова.








счасТливый  - счастье

позДно - опоздать

извесТная -  известие


- Необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный звук, стал произносимым.

- Читают и делают выводы.


- Это только звуки «Л, Т, Д, В».


Вот какая схема получилась у меня:

     СОГЛ.    Л    СОГЛ.      СОГЛ.    Т    СОГЛ.                    СОГЛ.    В    СОГЛ.                                                                   СОГЛ.    Д    СОГЛ.

Самостоятельное использование алгоритма

(применение новых знаний)

групповая работа

- Напомним правила работы в группе.

Каждой группе даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными. (слайды 9-13)

- Запишите  попарно эти слова.

- Каждая  группа оценит свой ответ и ответ другой  группы.

- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.


печальный - грустный

весёлый – радостный

здешний – местный

всадник – наездник

огромный – гигантский

знаменитый – известный

правдивый – честный

гневный – яростный

хмурая - ненастная

Аргументируют  правильность своих ответов и оценивают ответы других групп.

Самостоятельная работа с ЭОР

самостоятельное выполнение  заданий карточки, в то числе и на новый способ действия

Рефлексия  учебной деятельности, самооценка.

- Назовите ключевые слова урока.


- Что нового узнали на уроке?


- Какую цель мы ставили на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..

Отвечают.


- Научиться  проверять слова с непроизносимыми согласными в корне  слова.

Объяснение домашнего задания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....

Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.  ...

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова...

Методическая разработка урока по теме" Парная согласная в корне слова"

В работе представлен материал по теме "Парная согласная" (закрепление) для учащихся 3 класса....


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Большое спасибо, Людмила Александровна!