Формирование графического образа письменной буквы у детей младшего школьного возраста как один из эффективных методов профилактики оптической дисграфии
статья по логопедии (1, 2 класс)

Куликова Елена Юрьевна

Несформированность графического образа письменной буквы у детей младшего школьного возраста приводит к трудностям в освоении образовательной программы в начальной школе. Особенно эта проблема актуальна в конце 1 и в начале 2 года обучения в школе. В статье рассматриваются причины несформированности графического образа письменной буквы. Даются рекомендации по профилактике оптической дисграфии на почве недоразвития зрительных представлений, зрительной памяти и внимания. Предлагаются некоторые упражнения, способствующие устойчивому формированию графического образа письменной буквы у детей младшего школьного возраста. Статья может быть полезной учителям начальных классов, учителям-логопедам, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.kulikova.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графического образа письменной буквы у детей младшего школьного возраста как один из эффективных методов профилактики оптической дисграфии

Статья учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Куликовой Е.Ю.

            В последнее время педагогами начальной школы, учителями-логопедами и педагогами-психологами отмечается, что количество детей с различными видами дисграфии увеличивается. Нарушение письменной речи существенно осложняют процесс освоения программой обучения младшими школьниками. Особенно удручает тот факт, что количество детей с признаками оптической дисграфии увеличивается .

            Многие учителя и родители объясняют трудности с письмом нерадивостью, неряшливостью, несобранностью ребенка, но  опыт и многолетние наблюдения, а также анализ работ таких исследователей, как Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков, И. Н. Садовникова, И. Н. Ефименкова, А. Н. Корнева и др., доказывают, что причины оптической дисграфии связаны с расстройством пространственной ориентировки и временных представлений, недостаточным развитием слухового анализа и синтеза, нарушением связей моторных образов звуков и слов со зрительными образами, недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.

          Устранение  недостатков зрительных и графических процессов у детей младшего школьного возраста  является весьма актуальным вопросом в логопедии, так как зрительные процессы играют огромную роль в формировании правильного воспроизведения букв на письме.  коррекция речь

        У детей младшего школьного возраста часто встречается оптическая дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв. Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинное от короткого, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» – длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.

         Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.

         Профилактика нарушений  письма должна проводиться с дошкольного возраста. Ребёнок должен дозреть до осмысления абстрактного, условного знака-буквы. Для этого ему надо пройти определённый путь развития зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

      Формирование навыка письма это сложный процесс, овладение которым вызывает трудности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с нарушением речи. Для ребенка, начинающего писать, письменная буква является сложным графическим объектом,  состоящим из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.

       Для того чтобы отличить изучаемую письменную букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, ребенку необходимо произвести оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. В связи с тем, что отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то при недостаточном развитии у ребенка пространственных представлений, усвоение графического образа письменной буквы будет затруднено.

       Сложности могут возникнуть и из-за того, что ребенок не обладает хорошим зрительным вниманием. Он быстро схватывает некий общий образ буквы, а подробности теряет. В результате, стойкий образ буквы никак в голове у ребенка не укладывается. Часто возникает проблема, связанная с недостаточным взаимодействием между зрительным образом и словесным обозначением букв. При этом ребенок может отличать буквы одну от другой, но не соотносит зрительный образ с определенным наименованием, путает названия букв и никак не может усвоить их написание, поэтому  часто заменяет письменные буквы на печатные.  

       Проблема формирования графического образа буквы является актуальной, в виду того, что многие дети младшего школьного возраста имеют зрительные гностические или зрительно-пространственные нарушения, которые затрудняют овладение письмом на начальном этапе.

       Обучаясь письму, ребенок должен запомнить  не 33 буквы, которые есть в алфавите, а много больше, так как некоторые из них имеют два различных начертания заглавной и строчной букв. К тому же ему необходимо научиться соотносить печатные буквы, которые он уже знает с их письменным написанием, и умением изобразить их.

       Младшие дошкольники хорошо ориентируются в письменном алфавите. Если таковой есть перед глазами, они достаточно быстро находят искомую букву, но если такой подсказки нет, то процесс вспоминания письменной буквы может продолжаться достаточно долго, что подтверждает несформированность  графического образа буквы и невозможность соотнесения буквы с ее наименованием.

        Работу по профилактике оптической дисграфии необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, постепенно формирую зрительно-пространственные представления, но если говорить о формировании образа письменной буквы, то это лучше совместить с процессом изучения букву в первом классе.

        Приведу лишь несколько упражнений способствующих запоминанию графического образа письменной буквы, которые могут быть включены учителем-логопедом, учителем начальных классов в урок, или могут быть использованы родителями для занятий с первоклассниками в домашних условиях. Весь наглядный или раздаточный материал должен отображать письменное начертание букв.

Упражнения для прочного запоминания графического образа письменной буквы на уровне буквы:

        1. Детям предлагается составить изучаемую букву из 2-х или 3-х частей (для слабых детей с опорой на оригинал, для более сильных детей без опоры, используя целостный образ буквы, сформированный у детей в процессе ее изучения).

        2. Детям предлагается составить изучаемую букву из материала, предложенного педагогом (из пуговиц, палочек, вылепить из пластилина и т.д.). Причем, учитывая индивидуальные психо-физические особенности каждого ребенка, можно предложить выполнение данного задания различным способом: выкладывать прямо на образце буквы; выкладывать, опираясь на образец буквы;  выкладывать без опоры, используя целостный образ буквы, сформированный у ребенка в процессе ее изучения.

        3. Найди и закрась только изучаемую сегодня букву.

        4. Обведи только маленькие (строчные) буквы.

        5. После каждой буквы М впиши заглавную букву Ю:  М. К. Н. Т. М. С. В. М. Ж. Д. Г. М. С. М. Н М. Р. У. М. Ф. М. Б. Р. Ш. Ж. Н. З. И. У. М. Р. Д.М. О. Г. М.

        6. Одень букву. На листе изображена крупная буква. Детям предлагается нарисовать букве одежду, головные уборы, обувь.

        7. Буквенные диктанты.  Этот вид работ предполагает записывание букв под диктовку с ускорением темпа диктовки.

Упражнения для прочного запоминания графического образа письменной буквы на уровне слога

        1. Обведи ГО и ОГ в словах.

        2. Прочитай слог. Назови картинки. Если название картинки заканчивается на слог   ЦА, то допиши его справа письменными буквами.

        3. Найди слоги с буквой Д, обведи или закрась.

        4. Преобразуй печатные буквы в письменные: Да - …, Бу - …, Щи - …

        5. Переставь слоги местами, чтобы получилось слово: ша-ка, ка-ру, ги-но.

Упражнения для прочного запоминания графического образа письменной буквы на уровне слова.

        1. Подчеркни слова, в которых буква Ч стоит в середине: кочка, гостья, точка, тощий, черемуха, дочка, сочный, щепка, ночка, речка, речь, почка, смерч, печка.

        2. Выпиши слов, где буквы Э и Т стоят рядом: этаж, электрик, поэт, эскимо, эталон.

        3. Распредели слова в два столбика; 1 столбик - слова с буквой З, которые состоят из 4 букв, а во 2 слова с буквой Е, состоящие из 3 букв: Зоя, заяц, ель, зима, земля, ежи, язык, зонт, енот, злак, Европа, Зина, еда, Егор.

       Таким образом, в ходе выполнения подобных упражнений,  у детей формируются прочные представления об образе письменных букв, что помогает им легко различать близкие по написанию буквы и успешно овладевать  навыками письма. Включение в ход урока выполнение упражнений направленных на устойчивое формирование графического образа письменных букв  или занятия с родителями в домашних условиях, является хорошим способом профилактики оптической  дисграфии.

Литература:

       

1. Бурина Е.Д.Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв.:- КАРО, 2006 .-96с.:ил

2. Мазанова Е.В: Учусь не путать буквы. Альбом 1 и 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии.

3. Р.И. Лалаева Л.В. Венедиктова «Диагностика и нарушения чтения и письма». Союз. СПБ. 2001

4. Л. Г. Милостивенко «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма».СПБ.1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.

Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функц...

РАССТРОЙСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Обращаясь к процессу исправления у детей недостатков произношения, свойственных кавказской группе языков, следует выделить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и ее закрепления в реч...

Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста

Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным  воспитанием, один из важнейших – вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста. Трудно переоценить ту польз...

«Профилактика нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста».

Данный материал имеет практическую направленность. Предлагается комплекс игр-упражнений, направленных на профилактику нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста....

Психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

В данной работе рассмотрены психологические  особенности детей  младшего  школьного  возраста  как  один  из  факторов сохранения  самоценно...