Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста
методическая разработка (1 класс) на тему

Ковалева Елена Викторонвна

Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным  воспитанием, один из важнейших – вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста. Трудно переоценить ту пользу, если проводить планомерную работу по воспитанию музыкально – эстетического вкуса, в которой народная музыка займет заслуженное место.

Признавая высокие воспитательные качества фольклора, передовые деятели в области просвещения и музыкального искусства Н.Я. Брюсова, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская и другие, стремились вводить народную музыку в практику школ.

Н.Я. Брюсова, внесшая немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовано обращаться именно к народной песне.

«Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни». Аналогичное мнение находим и у Б.В. Асафьева, в  его сборниках статей. Имея в виду один из принципов дидактики – доступность, он предлагает для начального обучения народную песню: «Каждый должен петь совершенно свободно…  Для такого пения, конечно, должен быть взят соответствующий материал…Такой материал даёт народная песня, на которой и может вестись работа».

В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного творчества в воспитании детей. О том, что народная песня – неоценимый материал для развития музыкально творческих способностей учащихся, можно прочитать в научно – методических работах В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, О.А. Апраксиной, Е.Я. Гембицкой, В.А. Дышлевской, В.С. Попова, Ю.Б. Алиева, изданных в разные годы. Российская музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество  одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое: знание музыки других народов воспитывает уважение  к ним, а самое главное любовь к своей Родине, родной культуре, традициям своего народа.

Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего школьника. Вкусы детей в этот период только формируются, они не являются достаточно стойкими, определёнными.  Поэтому если с самого раннего возраста ребёнок слышит и поёт народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодические интонации и ритмические  особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально - слуховые представления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой.

Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать. Как сказал Б. Асафьев, уважение к народной песне само по себе не появится.

Необходимым условием для полноценного восприятия народной музыки является активное участие детей в музыкальной деятельности. Как на занятиях, уроках, ( хоровое  пение, музыкально - ритмические движения игры, слушание музыки, музыкальная грамота, пение по нотам), так и во внеклассной работе.

Видя в народной песне прекрасный музыкальный материал для развития эстетических чувств, расширения кругозора и повышения культурного уровня ребят, сделаем народную песню основным учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя специализированная школа № 12 имени Героя России Александра Колгатина городского округа – город Камышин Волгоградской области

Методическая разработка

Тема: «Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста»

Автор: педагог дополнительного образования

Ковалёва Е.В.  

Камышин 2018


Пояснительная записка

Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным  воспитанием, один из важнейших – вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста. Трудно переоценить ту пользу, если проводить планомерную работу по воспитанию музыкально – эстетического вкуса, в которой народная музыка займет заслуженное место.

Признавая высокие воспитательные качества фольклора, передовые деятели в области просвещения и музыкального искусства Н.Я. Брюсова, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская и другие, стремились вводить народную музыку в практику школ.

Н.Я. Брюсова, внесшая немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовано обращаться именно к народной песне.

«Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни». Аналогичное мнение находим и у Б.В. Асафьева, в  его сборниках статей. Имея в виду один из принципов дидактики – доступность, он предлагает для начального обучения народную песню: «Каждый должен петь совершенно свободно…  Для такого пения, конечно, должен быть взят соответствующий материал…Такой материал даёт народная песня, на которой и может вестись работа».

В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного творчества в воспитании детей. О том, что народная песня – неоценимый материал для развития музыкально творческих способностей учащихся, можно прочитать в научно – методических работах В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, О.А. Апраксиной, Е.Я. Гембицкой, В.А. Дышлевской, В.С. Попова, Ю.Б. Алиева, изданных в разные годы. Российская музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество  одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое: знание музыки других народов воспитывает уважение  к ним, а самое главное любовь к своей Родине, родной культуре, традициям своего народа.

Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего школьника. Вкусы детей в этот период только формируются, они не являются достаточно стойкими, определёнными.  Поэтому если с самого раннего возраста ребёнок слышит и поёт народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодические интонации и ритмические  особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально - слуховые представления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой.

Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать. Как сказал Б. Асафьев, уважение к народной песне само по себе не появится.

Необходимым условием для полноценного восприятия народной музыки является активное участие детей в музыкальной деятельности. Как на занятиях, уроках, ( хоровое  пение, музыкально - ритмические движения игры, слушание музыки, музыкальная грамота, пение по нотам), так и во внеклассной работе.

Видя в народной песне прекрасный музыкальный материал для развития эстетических чувств, расширения кругозора и повышения культурного уровня ребят, сделаем народную песню основным учебным материалом.

Нужны активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к народному творчеству. Такими методами могут быть:

  1. исполнение или разучивание народных песен, слушание музыки;
  2. беседа как путь накопления теоретических знаний;
  3. чтение и слушание книг о народном творчестве;
  4. посещение  концертов и выступлений коллективов исполняющих и пропагандирующих народную музыку и народные обычаи;
  5. сравнение и сопоставление сходных или контрастных образов, что способствует  углубленному эмоциональному восприятию произведений;
  6. музыкально – игровые моменты и ритмические движения как эмоционально – увлекательный приём.

Учитывая, что песня наиболее доступна  для восприятия детей, так как имеет не только музыкальное, но и словесное содержание, в качестве распевания берем короткие народные песенки – попевки.

Чтобы пение упражнений не превращалось в формальный тренаж определённых навыков и умений, перед детьми всегда ставятся конкретные задачи. Для чего они поют данное упражнение, что нужно достичь и как его исполнять. Учащиеся твёрдо должны усвоить, чтобы песня красиво прозвучала, нужно выполнять необходимые условия: правильно сидеть или стоять, правильно  держать голову, распределять дыхание до конца фразы, активно открывать рот, а главное думать о содержании песни, стараться петь интересно и выразительно. Пение фольклорного материала , попевок помогает овладению певческими навыками.  Ребята учатся одновременно, бесшумно, не поднимая плеч, брать дыхание и постепенно, экономно его расходовать.

При пении р.н.п. «Ходила младёшенька по борочку» ребята вырабатывают умение петь спокойно, долго тянуть гласные и коротко произносят согласные звуки.

В попевке «Кукушка» петь весело, прислушиваться к звучанию других голосов, мягко без толчков выпевать каждый слог, точно выдерживать долгие длительности.

В процессе работы над песней большое внимание нужно уделять развитию активности и сознательности детей при её исполнении. Началом аналитического подхода детей к своему пению стало умение проанализировать выполнение ими правил певческой установки. Ребята сами разбирают, насколько они правильно сидят, какие недостатки в певческой установке заметили у себя и у других, как овладели навыками дыхания, дикцией и т.д.

Анализируя своё исполнение песни, ребята находили достоинства и недостатки в своём исполнении. Учитель должен отработать с детьми необходимые умения и навыки  показать, как правильно петь.

Широко  используется приём  сравнения и сопоставления. Для сравнения берем контрастные произведения или попевки. Например, при разучивании б.н.п. « Савка и Гришка»  было сказано, что это песня шуточного характера, по темпу быстрая, под нее удобно двигаться и играть, называют такие песни игровыми. Сравнивая её с р.н.п. «Ходила младёшенька по борочку», учащиеся сами, анализируя данную песню пришли к выводу, что песня напевная, под неё удобно спокойно двигаться или водить хоровод, в то время как под песню «Савка и Гришка» хочется танцевать, подскакивать и притопывать ногами.

Синтезируя образовательную, воспитательную и художественную функции занятия, надо стараться сохранить его цельность. На материале своей родной песни учащиеся получают знания не только вокальные, хоровые, но и знания музыкальной грамоты. Можно попросить учащихся спеть мелодию народной песни или попевки с названием нот и показать их на рисунке звуковой лесенки, а позднее и на нотном стане: например в попевке «Юрочка»,  «Зайчик ты, зайчик». Показать самую высокую или самую низкую ноту, определить ударные слоги и показать сильную долю, расставить тактовые черты, в песнях «Козлик», «Перепёлочка».

Чтобы дети почувствовали естественное, смысловое расчленение мелодии на Фразы, в ходе разучивания песни нужно использовать различные варианты перекличек. Например, в песне «Во поле береза стояла!» первую и третью Фразы поет учитель, а вторую и четвертую - учащиеся; в песне “Сел комарик на дубочек" каждый ряд поет свою Фразу, а четвертую, последнюю — весь хор. Вариантов таких перекличек учитель может создавать сколько угодно. Учащиеся узнают таким образом, что Фраза - это небольшая часть мелодии, которая поется на одном дыхании и соответствует, как правило, одной строчке стихотворного текста.

В процессе разучивания песен учащиеся получают знания о выразительности музыкальных средств. учатся различать и анализировать их. Например, разучивая в первом классе песню “Колыбельную”, мелодия которой очень напевная, ласковая, мы просим учеников "поглаживающими" движениями рун передать характер музыки‚ представить себе засыпающего братика или сестричку. При повторном прослушивании песни можно преднамеренно изменить ее звучание, исполнить песню громко, в оживленном темпе. Ребята сразу заметили, что произведение изменилось, что если так быстро начать малыша и громко петь, он не сможет уснуть. В результате Учащиеся сами приходят н выводу‚ что колыбельные песни звучат спокойно, тихо, что характер и настроение песни в большей мере зависит от скорости движения, обозначаемом в музыке словом "темп". На примере песни можно углубить представление детей о выразительном значении темпа. С этой целью надо предложить детям разобрать содержание песни и музыку, определив главное в содержании - радостную картину прихода весны и ожидание прилета птиц. На вопросы: "Нан неумно петь песню - весело, живо или спокойно? В каком темпе? Почему?" - учащиеся отвечают уверено и активно. Они поняли, что темп создает определенное настроение, но и сам темп зависит от содержания и характера песни. Усвоение других выразительных средств на материале музыкального фольклора обусловлено последовательностью развития музыкального восприятия младших школьников. Постепенно восприятие становится более дифференцированным, точным и осмысленным, а не сводится лишь к сюжетному пересказу текста песни.

Большое внимание уделяется воспитанию у детей чувства ритма. С ритмом учащиеся знакомятся на песнях и упражнениях. Нужно объяснить учащимся, что если прислушаться и мелодии любой песни, можно заметить, как одни звуки тянутся дольше, другие короче, что музыкальные звуки по своей продолжительности (длительности) бывают различные. Ребята слушают музыку и хлопками в ладоши отмечают длительности звуков, используя для удобства слоговые обозначения (та - долгим звук, ти-ти - короткие).

После точного воспроизведения ритмического рисунка дети графически с помощью учителя записывают ритмический рисунок песни.

Сравнивая графическое изображение ритма многих песен, учащиеся приходят к выводу, что характер и настроение произведение зависит от определенного чередования различных по длительности музыкальных звуков, то есть от ритма.

Процесс осознанного восприятия ритма в первом классе следует начинать с простых, наиболее часто встречающихся в песнях первого класса ритмические фразы, сочетающие в себе две длительности: четверть и две восьмые в двудольном размере.

Чтобы сохранить интерес к работе, можно некоторым упражнениям придать игровой оттеком. Например, после прослушивания ритмической загадки «Зов птиц» можно спросить первоклассников: «Как чирикает воробей?» «Как кричит кукушка?» «Как стучит дятел?».

Школьники отвечают:

чик-чи-рик, чик-чирик ; ку-ку ку-ку ; тук, тук‚ тук, тук :

Иногда вопросы можно поставить в такой форме: «Кто там стучит?»

«А кто стучит там ?»

Дети отвечают, отстукивают ритм о парту или пальцами правой руки о

ладонь левой. Например:

ку-ку (па) ку-ку (па): тук, тук , тук , тук

дя-тел, дя-тел; во-ро-бей, во-ро-бей.

Первоклассникам нравится такая форма работы: выложить на парте ил столе с помощью палочек ритмическую фразу хорошо знакомой песни, а затем спеть и простучать её.

Например:

Сав-ка и Гриш-ка;

Зай-чик ты зай-чик; ой ты волк вол-чок

Воспитывается ритмический слух детей на интонациях народных песен, широко используется дидактический материал, наглядные пособия, комплекты ритмических карточек, музыкально—двигательные упражнения, различные ритмические игры (ритмическая перекличка). Одна часть детей отстукивает ритм со слоговыми названиями, как бы спрашивая, другая - на эти же слоги отвечает: ритмическую игру «Эхо» (ритмический рисунок громко отстукивает учитель, а дети точно и дружно, но не громко, повторяют его, используя хлопки, притопы, отстукивание карандашом или пальцами парту). У детей постепенно вырабатывается умение отстучать ритм в доступных для них произведениях.

По мере того, как учащиеся приобретают некоторый музыкальный опыт, необходимо стремиться воспитывать у них умение слышать и отмечать повторения, незначительные изменения в музыке.

Для усвоения динамических оттенков нужно прослушать песню, отметить ритмический рисунок мелодии в соответствии с динамическим замыслом: на громкую музыку хлопать в ладоши, на тихую простучать пальцами по парте, на очень тихую – пальчиками правой руки по ладони левой.

Известно, что внимание у младших школьников развито еще слабо, поэтому в течение урона нужно чаще переключать внимание детей разнообразными видами деятельности, в результате чего дети в процессе восприятия народной музыки получили комплексные знания из области музыкальной грамоты, слушания музыки и хорового пения. Учитывая, что у детей младших классов повышена двигательная потребность, в урок вводятся различные движения, музыкально—игровые моменты. Можно попросить детей при исполнении песни передать движениями рун, корпуса, головы и лица то, о чем поется в песне, например, изобразить игру на дудочке в песне: "Савва и Гривна", танцевальные движения на месте «На горе-то калина», хоровод «Во поле береза стояла», отхлопать ритм в песне «Ходила младешенька». Кроме того, можно предложить детям движениями рун показать направление мелодии, отметить сильные и слабые доли, простучать ритмический аккомпанемент, продирижировать и т.д.

Можно давать детям задание посложнее: слушай музыку и простучи ее ритм: пой упражнение, называя ноты, определи их длительности; пой Упражнение, называя ноты, и рукой покажи, куда движется мелодия; пой упражнение и указкой покажи, где поешь: скажи, какие ты пел ступени; спой песню и назови в ней тонику и главные ступени, разучивая и слушая народные песни можно и нужно пользоваться методом сравнения. Например, методом сравнения можно выявить особенность танцевальности жанра которая проявляется в ритмике, в темпе, в оживленном характере. Сравнение идет по линии выявления общности музыкально-выразительных средств. (Например «Намаринсная» П. Чайковсного «Бульба» - белорусская народная песня).

Большое значение в формировании интереса н народной музыке имеют педагогические приемы, которые побуждают детей не только эмоционально воспринимать музыку, но и уметь думать о ней, находить ответы на вопрос «Почему?», высказываться о ней. Обычно младшие школьники активно принимают участие в беседах, и используя их вывод интерес, эмоциональную настроенность, можно ставить вопросы: «Почему?», «А как вы думаете?». Создавая проблемную ситуацию, мы тем самым заставляем учащихся задуматься, сопоставить, сравнить, вспомнить и, соответственно их возрасту, делать сообщение, вывод. Например, учащиеся довольно логично рассуждали, слушая современную народную песню «Ой ко над Волгой», почему песня вначале звучит тихо, как бы из далека, а затем все громче с каждым куплетом. Почему мелодия звучит широко, напевно, исполняется мягко не только, когда звучит тихо, но и при динамике форте. Умение самих учащихся услышать и отметить важное в музыке повышает у них интерес к работе, восприятие становится активно-творческим, аналитическим.

В процессе таких кратких бесед и разборе произведений педагог создает в коллективе атмосферу творческой заинтересованности, вырабатывает у детей желание к проявлению собственной инициативы, самостоятельного мышления, стремление внести что-то новое, свое. Творческое начало у ребят проявляется по-разному: в своеобразии ответов (не всегда, разумеется, верных, но ищущих), в слуховой наблюдательности, которая выражается в стремлении поделиться своими впечатлениями о музыке, услышанной песне на уроке или вне школы, в рассказе, скульптуре.

Например, разучивая песню «Два веселых гуся»" учащиеся получили задание изобразить услышанное в рисунках. Ребятам захотелось не только нарисовать, но и вылепить из пластилина персонажи.

Итак, суммируя результаты проделанной работы, можно сделать некоторые выводы:

  1. Учитывая младший школьный возраст, особенно перспективным в развитии музыкальной восприимчивости, необходима достаточная музыкальная нагрузка на память детей. Она создает запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса к народной музыке. Музыкально-эстетический вкус будет развиваться тем успешнее, чем глубже дети будут изучать народную музыку, творчество других народов
  2. Детей увлекает и вносит эмоциональный интерес в работу только урок, насыщенный разнообразным учебным материалом, проводимый в достаточно быстром темпе.
  3. Широкое исполнение народной музыки в обучение детей начальных классов повышает уровень их музыкального восприятия, которое становится более дифференцированным, что проявляется в устойчивом внимании детей к занятиям, в желании больше узнать о творчестве разных народов, чаще слышать родную музыку.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асафьев Б.В.О народной музыке. –Л.,1987.

2. Котляревская- Кравт М. Маскалькова И. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ «Сольфеджио». – Л.: «Москва», 1984.

3. Васько Е. Азбука домашнего воспитания «Развиваем музыкальные способности».-  С.: «Самарский дом печати», 2007.

4. Осеннева М. С.  Безбородова Л. А. «Методика музыкального воспитания младших школьников». - М.: «Академия», 2001.

5. Папов В. «Русские народные песни в детском хоре». – М. «Музыка»,1979.

6.  Струве Г.А.  «Хоровое сольфеджио».- М. «Совет Композитор»,1979.

7.  Соколов В. Попов В. Абелян Л. «Школа хорового пения». – М., 1979.

8.  Дмитриев Л.Г. Черноиваненко Н.М. « Методика детского воспитания в школе». – М.: «Просвещение», 1989.

9. Фадеева М.А. Учебное пособие «Теория преподавания музыки» - С.,2002.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

«ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое образование школьников, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически -деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....

Формирование графического образа письменной буквы у детей младшего школьного возраста как один из эффективных методов профилактики оптической дисграфии

Несформированность графического образа письменной буквы у детей младшего школьного возраста приводит к трудностям в освоении образовательной программы в начальной школе. Особенно эта проблема актуальн...