Кубики Зайцева
материал по логопедии

Алена Валерьевна Чегодаева

Кроме того, что я учитель начальных классов по образованию и практикующий учитель-логопед, я еще и МАМА! Старшая дочь обучалась чтению по методике 2100, тяжело складывала звуки в слоги, а слоги в слова. На подготовительном к школе этапе второй дочери, я решила избежать прежних ошибок и купила кубики Зайцева для обучения складами. Теперь в практике применяю кубики для обучения чтению детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с умственной отсталостью.

  

Первоклассники знакомятся с кубиками: сортируют по внешнему виду кубиков на группы, играют в игру "Паровоз".

  

                                                  

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Заводоуковского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2»

(МАОУ «СОШ № 2»)

        

Рассмотрена

На заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Заводоуоквская средняя общеобразовательная  школа № 2»,

Протокол № __ от «__» _______2020 г.

Руководитель: _______

Утверждена:

Приказом Зам.директора по УВР

______________________________

№ ____ «__» _____________2020 г.

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЧИТАЛОЧКА»

(обучение чтению по кубикам Н.Зайцева)

        

Возраст обучающихся – 6,6 -7 лет

Срок реализации – 3 смена (с 17 июля по 30 июля 2020 г.)

Разработчик программы: учитель-логопед Алена Валерьевна Кристя

2020 г.

Пояснительная записка

Программа кружковой работы «Читалочка» (обучение чтению по кубикам Н Зайцева) разработана на основе методики обучения чтению Н.А. Зайцева.

Общая характеристика

Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Многие авторы (Глен Доман, Никитины, Н.А.Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте.

    Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.        

По методике Н.А.Зайцева игра, как одно из мощнейших средств развития ребенка, органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.

Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш достигает всего сам.

Педагогическая целесообразность программы состоит еще и в том, что данная программа основана на здоровьесберегающей методике обучения детей чтению по кубикам Зайцева, что позволяет полноценно развивать и образовывать детей.  Важные достоинства учебных приемов Н.А. Зайцева - это формирование правильной осанки, высокий уровень двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка. Таким образом, использование методик, предлагаемых Н.А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.

        Обучение чтению по методике Зайцева с применением кубиков является хорошо продуманной системой:

  • благодаря кубикам значительно быстрее исправляются дефекты речи;
  • кубики помогают в общении молчащим детям;
  • на занятиях дети не портят зрение и осанку, т.к. всегда находятся в движении;
  • при обучении чтению по Зайцеву ребенок начинает читать уже после нескольких занятий.

Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком осознанного чтения. В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки в письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом. Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т. к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.        

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является не только формы образовательного процесса, методики обучения чтению детей, но и формы организации самих занятий.

Метод "Кубиков" (точнее весь комплекс оригинальных методических приемов, разработанных за 30 лет планомерной творческой деятельности президента Ассоциации педагогов - новаторов Н.А.Зайцева) в сущности базируется на работах классиков отечественной науки о человеке - исследованиях И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Н.М. Бехтерева.

Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Дети с высоко поднятой головой, следя издали (3-5 метров) за движением указки и пропевая склады, то сидя  «угадывая» по складовым картинкам слова, то стоя или сидя за столом, собирая слова из кубиков, а то и бегом от стола к столу, сортируя кубики по одному из признаков ( классификации) и т.д. Поэтому необходимость в физкульминутке отпадает. К тому же полное раскрепощение позы – ребенок не сидит в принужденной позе за столом, можно сидеть на ковре, стоять у таблиц, передвигаться в процессе занятия по помещению (игры-соревнования, классификации и т.д.)

Таблицы – это настоящая сокровищница всевозможных мыслительных операций. Когда ребенок пропоет по ним песенки, напишет десяток-другой слов с помощью указки (вместе с педагогом), это даст толчок развитию внимания, памяти, пространственной ориентировки.

Метод «кубиков» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную, тактильную.

Кубики и таблицы у Зайцева поются. Отслеживание "песенок" глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это еще и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям, совершенно необходимым для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.

Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:

На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;

  • Обогащается словарный запас;
  • Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
  • Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
  • Чтение влияет на грамотность.

Навык чтения,  правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.

         Необходимость обучения чтению в дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня формирования навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе. «Перед знакомством с конкретными, опробованными приёмами работы с кубиками и таблицами, совершенно необходимо осветить одно положение, определяющее стратегию обучения. Путь к чтению лежит через письмо. Не сегодня и не только в нашей стране подмечено, да не всем и понято. Письмо почему-то многими преподавателями понимается как шкрябание, да еще непременно ручкой, и непременно в тетради. А машинопись? А на компьютере? Не за горами день, когда компьютер с голоса будет печатать. Весь мир над этим работает. Существует определение письма как превращения звуков в знаки. Чтение отсюда — превращение знаков в звуки» Н. А. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет»

С помощью программы кружка «Читалочка» я надеюсь, что дети освоят навык чтения по складам. Все мои усилия будут направлены на предупреждение тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является не только формы образовательного процесса, методики обучения чтению детей, но и формы организации самих занятий.

         Актуальность данной проблемы и повлияло на разработку программы кружка «Читалочка».

Целью данной программы является научить ребёнка читать с помощью игры в кубики Н.А. Зайцева.

Задачи программы:

- познакомить детей с кубиками и таблицами, научить различать кубики по цвету, звучанию, величине, классифицировать их;

- уверенно называть склады на кубиках и таблице, составлять слова;

- легко и весело ввести ребенка в обучение чтению;

- развивать устную речь путем пропевания складов по таблице, кубикам;

- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребёнка;

- привить интерес  к самостоятельному чтению.

Принципы реализации программы:

  • принцип наглядности;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип научности;
  • учёт индивидуальных особенностей;
  • принцип результативности;
  • принцип актуальности.

Программа предназначена для детей 6,6 – 7 лет (дошкольный возраст).

Срок освоения: 6  занятий.        

Форма обучения: очная, групповая.

Характеристика группы        

В группе собраны дети с 6 до 7 лет, поступающие 1 сентября 2020 года в 1 класс. В группе дети могут быть как с совершенным фонематическим слухом и отсутствием дефектов звукопроизношения, так с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Описание места учебного курса

Программа рассчитана на 6 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 30 минут. Особенности группы, в которой будет реализована данная программа: сборная группа будущих первоклассников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

        Личностными результатами изучения курса кружка «Читалочка» являются приобретение детьми готовности и способности к саморазвитию.

        Метапредметным результатом изучения программы кружковой деятельности «Читалочка» является сформированность у детей учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться.

        Регулятивные УУД:

  • осуществлять действия в новом материале под руководством учителя-логопеда;
  • различать разные способы выполнения действия;
  • выполнять элементарные алгоритмы;
  • видеть ошибку и исправлять ее самостоятельно или с помощью учителя-логопеда;
  • обсуждать под руководством учителя-логопеда успешность или неуспешность своих действий.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в кубиках Зайцева: деревянные, железные, золотые.
  • находить нужный кубик по инструкции;
  • составлять слова из кубиков Зайцева.

Коммуникативные УУД:        

  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • учиться работать в группе.

Содержание программы

В основу положено обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева.

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Раздел

Коли-

чество занятий

Содержание занятий

Формирование УУД

Формы работы

  1. Классификация

1

Знакомство с кубиками. Показ и исследование кубиков упражнение «Погремим, позвоним», игра «Какую песенку тебе спеть?»

Игра «Поезд»

Упражнение  «Поющие башенки, говорящие башенки»

На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «вживание» в новую роль, в новые условия.

Игры с дидактическим материалом

  1. Чтение своих имен

1

Игра «Как тебя зовут?»  (С. 23-24)

Упражнение «Озвучить выбранный кубик. Попевка 1»

  • Запоминание складов.
  • Введение ребѐнка в знаковую систему:

а) знакомство со складом;

б) выделение и показ определѐнногосклада;

в) графическое оформление склада;

 г) классификация складов.

Игры с дидактическим материалом

  1. Составление слов

2

Упражнение «Чего вы хотите покушать?»

Игра «Какое слово тебе написать?»

Игра «Смешные слова».

Упражнение «Имена  и фамилии».

Отгадывание загадок

  • Выход в слово.

Овладение техникой складового чтения:

а) «написание» слов по таблице и кубиками;

 б) выделение ударного склада.

Игры с дидактическим материалом

  1. Большие и маленькие кубики

1

Игра «Поезд»

Упражнение «Братишки и сестрёнки»

Упражнение «Сардельки и сосиски»

Осознание детьми различий между  произношением некоторых слов (твердые и мягкие звуки)

Игры с дидактическим материалом

  1. Пишем кубиками или указкой  по таблице

1

Упражнение «Слова с заданным кубиком»,

логопедическая работа с заданными кубиками,

 игра «Волшебные цепочки»

Развитие фонематического восприятия, внимания.

Игры с дидактическим материалом

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема

Дата

1.

Классификация

Строим поезда, башни.

20.07.2020

2.

Чтение своих имен

Как тебя зовут?

21.07.2020

3.

Составление слов

Загадки.

22.07.2020

Имена и фамилии.

27.07.2020

4.

Большие и маленькие кубики

Батики и сестрёнки.

28.07.2020

5.

Пишем кубиками или указкой  по таблице

Слова с заданным кубиком

29.07.2020

Планируемые результаты

По окончании обучения дети должны уметь:

1. Вид деятельности – ПИСЬМОЧТЕНИЕ – последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.

  • Уметь  ориентироваться в кубиках.
  • Отыскивать нужную букву.
  • Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их.
  • Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой) взрослый: показывать своим пальчиком или указкой, одновременно прочитывая их.

2. Вид деятельности – ПОИСК. Этот вид деятельности можно назвать настоящим «стимулятором» для восприятия, внимания и памяти дошкольника. Он призван закрепить представления ребенка о видах кубиков и порядке расположения складов на кубиках и в таблицах. Поиск — основной вид деятельности на этапе усвоения и закрепления системы складов. Ребенок сможет осуществлять:

  • Поиск объекта (кубика, группы складов, склада) по заданным свойствам:

Примеры:

«Найди среди кубиков железный кубик «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» и принеси его».

«Найди серую строчку «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ» в этой таблице» («Таблица №1»).

«Найди и покажи в слове «БАБУШКА» серый склад «БА».

3. Вид деятельности - ОЗВУЧИВАНИЕ или пропевание складов — ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения чтению. Озвучивание складов проходит по кубикам и по таблицам и занимает совсем немного времени. Пропевание — прекрасная фонетическая разминка, с ее помощью «шлифуется»произношение каждого звука, тогда как в потоке обычной речи дефекты дикции малыша могут быть не слышны, не заметны. Запоминание складов через пропевание идет удивительно быстро. Это происходит за счет многократных повторений.

Ребенок может:

  • Озвучивать кубики. (Озвучить любой кубик (по своему выбору).
  • Озвучивать таблицы.
  • Озвучивать склады последовательно столбиками, двигаясь слева направо: сначала все верхние столбики сверху вниз, потом все нижние столбики сверху вниз («Таблица № 1», по отдельным столбикам сверху вниз («Таблица № 2»).
  • Ребенок может действовать вместе со взрослым или самостоятельно, под наблюдением взрослого.

4.Вид деятельности - КЛАССИФИКАЦИЯ — это распределение кубиков на отдельные группы. Ребенок умеет классифицировать:

  • по размеру;
  • по цвету;
  • по цвету и звучанию;
  • по размеру, цвету и звучанию.
  • Владеет основными этапами классификации: выбор кубика из числа других кубиков (сначала из двух, затем из трех – четырех).

        


Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Зайцев Н.А. Ученик для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
  2. Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
  3. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
  4. Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.

Информационное обеспечение

  1. Дидактический материал: 6 картонных листов настенных таблиц формата В2 (520х720мм);
  2. 4 листа таблиц формата B3 (360х520мм);
  3. 52 картонных кубика (50х50мм и 60х60мм);
  4. Учебный диск с напевками всех складов;
  5. Подборка загадок.

Приложение к Программе «Читалочка»

(обучение чтению по кубикам Н. Зайцева)

Упражнение «Погремим-позвеним»

        Все кубики выставляются сразу. Показываем сами и предлагаем детям погреметь, потом позвенеть. Затем можно погреметь и позвенеть одновременно, поочередно.

Упражнение «Классификация»

Классификация возможна не только по цвету и наполнителю, но и размеру. Маленькие еще по объему: двойные и одинарные, а также по весу (есть кубики тяжелые, а есть легкие).

        Игра «Поезда»

Поставим на левый край большой золотой кубик со складом А и предложим ребятам расположить справа от него кубики со складами, содержащими такую же букву. Должно получиться что-то вроде

А А ДА СА КА ВА ТА МА ЙА ПА НА БА ГА ЦА РА ЧА ЩА ЛА … «Поезд» можно построить почти 2 метра длиной.

Сразу же предупреждаем, что произносить можно только по одному кубику.

Дети увидят сами, что в основном только большие кубики, всего три маленьких.

Теперь, отмечая склады кубиком со значком ударения, озвучиваем «вагончики» (ребята уже помогают):

А А ДА СА КА ВА ТА МА

Упражнение «Пишем слова из кубиков»

Сразу же другое задание. Выставив маленький золотой кубик Я, предлагаем: «Несите и ставьте справа все кубики с буквой я».

В итоге на столе остался только кубик с твердыми знаками.

        Упражнение «Сардельки и сосиски»

Разберем «поезд» по 3-4 кубика: А А ДА, КА ВА ТА, ПА НА БА– это «сардельки», я тя ля, ня фя ля – «сосиски».

С помощью бело-зелёного кубика прочитаем «сардельки» и «сосиски» с ударением на первом, втором, третьем, а там, где четыре кубика, то и на четвёртом складе. Для чего? – Чтобы не рассказывать, а показать, что русское ударение разноместно, не закреплено за определенным слогом слова, оценить качество гласных в ударных и безударных  складах.

Упражнение  «Братишки и сестрёнки»

Объяснить, что у всех кубиков есть братишки и сестренки: у больших — маленькие, младшие, а у младших — большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе. Вы берете первый кубик (СЮ СЁ СЯ СЕ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите). Малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

Игра «Поющие башенки, говорящие башенки».

 Если ребенок сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: -Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик. Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа теряет смысл. Помочь в этом случае может любимая игрушка, которая ищет для себя домик, перепрыгивая с одного кубика на другой.

        Упражнение «Как тебя зовут?»

- КАТЯ. Всего два кубика. Теперь кубики перевернули, переставили-переставили. Где твое имя? Нет, это тюКА, ты Тюка, а не Катя. Ребенок смеется. А может выйти тиКА, КОтя, КЫть («Ужас какой-то!» - 72 комбинации из двух кубиков. Куда спряталось твое имя?

Играем и осваиваем склады. Ребенку нужно запомнить, какой кубик сначала, какой потом.

При работе с группой указкой прописываем все имена детей по таблице 1 имена всех ребят, потом учитель-логопед помогает каждому выложить имя из кубиков.

        Упражнение «Озвучить выбранный кубик. Попевка 1»

Ребенок подает учителю кубик, держа его в обеих руках. Называем, а еще лучше, пропевая склады, поворачивая кубик в руках ребенка, так, чтобы он увидел склады в порядке: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Били БЮ-БЁ-БЯ-БЕ-БИ-БЬ(попевка 1).

Правило: поворачивайте кубик и пропевайте склады, обращённые к ребенку, так быстро, как только можете. Повернули, назвали склады – команду давайте: «Бегите, несите другой!» Дети смеются, бегом за новым кубиком бросаются, бегом обратно.

При таком показе всех кубиков, ребенок улавливает сходство и различия между ними, порядок пропевания складов, мелодию, приходит к предварительному умозаключениям о закономерностях и системе.

        Упражнение «Чего вы хотите покушать?»

Указкой по таблице будем прописывать заказываемые каждым  продукты и блюда. «Едим» БАНАНЫ, ДЫни, яБЛОки, ПЕЛЬМЕНИ. «Съел» МОРОЖЕНОЕ – и выходи, дай другому «поесть». Бывают САРДЕЛЬКИ, КИНДЕР-СЮРПРИЗ.

Игру можно разнообразить: «Что у тебя мама вкусно готовит?» (Дети в данной игре более активны).

        Упражнение «Какое слово тебе написать?»

По твоему выбору, какое ты хочешь, любое. Своё слово лучше запомнишь.

- Что тебе написать? Компьютер? Очень интересное слово. Говорим «компьютэр», а пишется КО-М-ПЬ-Ю-ТЕ-Р.

Передвигая указку пишем по таблице. Вся группа отслеживает перемещения указки и уже подсказывает нужные склады.

- Хотите, кубиками его напишем? – Конечно хотят. – Несите КО!

Группа бросается к столу  с кубиками. Если не могут найти, то даем подсказку: «Большой деревянный кубик КУ КО КА КЭ КЫ К. Посмотрите, вот какой!»

И так с каждым кубиком, пока не соберем слово.

Последний кубик – ударение.

Упражнение «Смешные слова»

Предложить ребенку написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомнить ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, на ножки, а не на голову. Затем прочитать написанное слово, как обычное. Получится, естественно, абракадабра. Дети обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить  правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным — из 9-12 кубиков). Это — этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков

Упражнение«Какие слова начинаются на первый кубик этого слова?»

Выложить из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на КО. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь, конь, корыто. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске. Неподходящие -не фиксируются, и это снова самое суровое допустимое наказание.

Игра«Волшебные цепочки»        

         Можно собирать слова как бусинки в пригоршню, а можно нанизывать их на нитку. До сих пор мы их набирали несколько к одному слову, а теперь каждое новое будет подбираться на основе предыдущего. Задание может звучать так: подберите слово на последний кубик моего слова. Например, курица - цапля. Теперь попробуем придумать слово на последний склад получившегося. Допустим - лямка. Попробуем еще: следующим может стать каша, затем шапка: И так до бесконечности, пока есть интерес. Вам обязательно будут попадаться интересные, с точки зрения правописания, слова. Здесь с ними и поработаем, не планируя специально орфограмму на сегодняшний день.

Упражнение «Загадки»

Загадаем детям загадки. Они отгадывают, а воспитатель пишет ответ кубиками. Например, такая загадка: Кто над нами вверх ногами? Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте слово: пусть дети сами попробуют.

        Упражнение «Слова с заданным кубиком»

Писать можно любые, какие хотите слова, но так, чтобы заданный кубик (к примеру, ВУ ВО ВА ВЭ ВЫ В) в них обязательно участвовал: ВАЛЕНки, ЕВРОПА, ВЫХОД, ЗАВОД и т.д. Ребёнок, предложивший слово пишет его указкой по таблице с помощью учителя, либо составляет из кубиков.

        Логопедическая работа с заданными кубиками

        Пока, знакомясь, прописывали указкой детские имена по таблице 1, приметили детей с нарушенным звукопроизношением, например «Зэню», который очень любит «зывотных» и у него есть «коска».

- Да не «Зэня» ты, а Женя. – Прописали оба варианта имени в таблице.

Затем проводим работу с кубиками Ж – З, С – Ш и с соответствующими колонками складов в таблицах. Группе всё равно какие слова писать, каждому хочется поучаствовать, указку получить.

- Называйте, ребята слова, вот с этим кубиком (Ж). Любые, но чтобы этот кубик обязательно в них был, - в начале, середине, в конце.

Слова, конечно же и учитель предлагает: «Давайте жёлтый абажур напишем» Несколько слов составим из кубиков, потом будем прописывать их указкой по таблице: жук – жуки, жираф, живот, жизнь, пожар, джип, жёлудь – жёлуди, железо, инженер.

Потом с кубиком З: зонтик, золото, зоопарк, звери, заяц – зайцы, коза – козы, мороз – морозы.

После этого через раз: слово с кубиком Ж, слово с кубиком З. Учитель поднимает и показывает по очереди эти кубики, дети пишут указкой по таблице: пирожок, замок; лужа – лужи; водолаз – водолазы; гараж – гаражи; зуб – зубы и т.п.

Аналогичные упражнения с кубиками Ш и С и соответствующими колонками складов проделываем: машина, крыша – крыши, шапка, шарф, шины, Саша, Маша, шар, шкаф, школа и т.п. Санки, сыр, крыса, колбаса, сок, колесо, ананас, кокос и т.д. И через раз: шалаш, солонка, карандаш, спички, мыши, сорока, букашки и т.д.        

При выполнении таких упражнений ребенок даже не догадывается, что именно ради него они и организованы, - значит, спокоен, не напряжен, раскован.



Предварительный просмотр:

Кубики – помощники

Поступление ребенка в 1 класс, это переход от ведущей игровой деятельности к учебной деятельности. И, чтобы ребенку было легче обучаться, на логопедических занятиях в школе тоже не обходимся без игры.

Незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка  – это кубики.

Среди разных кубиков, есть обучающие складовому чтению кубики Зайцева, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья освоить навык чтения. Кубики Зайцева бывают «золотые» - жёлтые  оранжевыми буквами (гласные), «железные» - серые кубики (звонкие согласные), «деревянные» - коричневые кубики (глухие согласные) и белые кубики – «знаки». «Золотые» и «железные» кубики при встряхивании звенят, «деревянные» - стучат. В одних лежат железки, в других деревяшки.

Гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие – категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Но в 1 классе ребенок учится отличать эти понятия, кубики помогают  углубить понимание  не только оперируя терминами «твердые – мягкие», «звонкие – глухие», включая тактильный, зрительный и слуховой анализаторы.

На логопедических занятия дети дифференцируют кубики на группы, составляют паровозики из складов, составляют слова, обучаясь навыку чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склады Зайцева

Данный ресурс помогает детям научится читать....

Урок в предшколе.Тема: Кронтик прыгает с кубика на кубик

Формирование понятий и УУД:цифра как обозначение числа (цифра 5 и число 5)счёт чисел (в прямом и обратном порядке)предшествование и следование чиселалгоритм  вычитания числа 1 из числа 5 ка...

Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева

Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......

Технология совершенствования общеучебных умений и навыков по В.Н.Зайцеву

Данный материал поможет учителю начальных классов развивать зрительную и ассоциативную память, повысит качество знаний и технику чтения, работая с Тренажным словариком, созданным автором данной работы...

технология раннего интенсивного обучения грамоте Зайцева Н.А

Технология раннего интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева основана на естественной потребности ребенка к игре. Работа проводится по слоговым таблицам, песням - плакатам....

Экспериментальная работа по технологии В.Зайцева. Развитие техники чтения

Развитие техники чтения при помощи упражнений, системного материала....

Дополнительная общеобразовательная программа "Обучение чтению по кубикам Н.А.Зайцева

Одним из мощных средств развития ребенка является ИГРА. Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения ЧТЕНИЕМ, как это сделал Николай Але...