Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация б-д"
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация б - д" 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_differentsiatsiya_b-d.docx63.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической,

 медицинской и социальной помощи Пушкинского района Санкт-Петербурга

 (логопункт ГБОУ школа № 604)

Технологическая карта

логопедического занятия по теме: «Дифференциация б - д»

Занятие разработано и проведено с группой обучающихся 2 класса

Логопедическое заключение: ОНР Нарушение формирования письменной речи

учитель-логопед: Михайловская Оксана Андреевна

г. Санкт-Петербург

2020г

Организационная информация

Автор занятия

Михайловская Оксана Андреевна

Должность

Учитель - логопед

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского района Санкт-Петербурга

 (ГБОУ школа № 604)

Предмет

логопедия

Класс

Группа учащихся 2 класса (4 человека).

Логопедическое заключение: ОНР Нарушение формирования письменной речи.

Продолжительность занятия

40 минут

Методическая информация

Тема занятия

Дифференциация б-д

Лексическая тема

Дорожная безопасность

Занятие в системе образовательных мероприятий

Тема занятия включена в раздел:

«Дифференциация букв по оптико-кинетическому принципу» рабочей программы логопедических занятий с учащимися вторых  классов с ОНР Нарушением формирования письменной речи.  На изучение темы отведено 3 часа, данное занятие является вторым. На предыдущем занятии учащиеся учились дифференцировать буквы б-д на уровне слога и   слова.

Цель занятия

Дифференциация рукописных букв б-д на письме.

Задачи занятия

Образовательные задачи:

  • Закреплять навыки дифференциации звуков и букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях, правильно  обозначать их на письме;
  • Закреплять зрительный образ букв б-д.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать зрительно-пространственое восприятие, представление и ориентировку;
  • Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • Закреплять навыки словообразования и словоизменения;
  • Развивать конструктивную деятельность;
  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Продолжать обогащать словарный запас;
  • Продолжать развивать навыки самоконтроля;
  • Продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия.

Воспитательные задачи:

  • Развивать положительную учебную мотивацию;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, развитие познавательного интереса к обучению;
  • мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
  • самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • оценивать результаты своей деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные:

  • уметь анализировать,  развивать способность делать выводы;
  • уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
  • учитывать разные мнения, слушать и понимать других;
  • высказывать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • уметь различать  буквы б – д в словах, словосочетаниях, предложениях;
  • правильно обозначать буквы  на письме.

Используемые педагогические технологии

Корекционно-логопедическая,  здоровьесберегающая, игровые технологии.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии»

Мультимедийное оборудование.

Оборудование

Таблицы «Внимательный пешеход» , «Волшебный квадрат», «Дифференциация звуков», « Путешествие по предложению», конструктор букв, знаки дорожного движения, стилизованные светофоры, домино     «Дифференциация букв б-д», маркеры, ручки, карандаши, карточки с изображением стрелок, кинезиологические дорожки, предметные картинки (слова – родственники к слову дорога)

Домашнее задание

Не предусмотрено

План и ход занятия

Этапы занятия

Продолжитель

ность этапа

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

учащихся

Формирование

УУД

Формирование

ключевых компетентностей

Организационно-мотивационный этап

Организационный момент

10 мин.

- Здравствуйте, ребята!

 Я рада вас видеть

. Начнем наше занятие.

- Встанем в круг.

*

Я найду слова везде:

И на небе и в воде,

На полу , на потолке,

На носу и на руке.

Вы не знаете такого?

 Не беда играем в слово!

- Поделитесь друг с другом вежливыми словами.

- Я хочу с каждым из вас поделиться вежливыми словами.

- Доброго дня!

-Приятных впечатлений!

-Удачного дня!

-Всего наилучшего!

-Доброго пути!

(Раздаю светофорики с сигналами зеленого и красного цвета)

 - Каждый из вас получил светофор с зеленым и красным сигналом.

-Займите места за столами в зависимости от сигнала светофора.

Добрый день! Здравствуйте!

Спокойной ночи!

Благодарю!

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативная:

формируется способность учащихся выражать эмпатию к сверстникам, учителю.

Введение в тему занятия

Актуализация знаний

1)  - Что изображено на карточках?

-Что обозначает этот знак?

-Что обозначает этот знак?

Расположите карточки в следующей последовательности:

1 пара -   от большего к меньшему;

 2 пара -   от меньшего к большему.

- Переверните картинки в этой же последовательности.

- Какое слово получилось у первой пары?

- Какое слово получилось у второй пары?

- О чем будем сегодня говорить?

2) Посмотрите на слова.

Какая первая буква в слове безопасность?

Какая первая буква в слове дорожная?

- Как вы думаете, чем нам предстоит сегодня заниматься?

(Будем продолжать учиться различать буквы б и д )

ДЕТИ САДЯТСЯ ЗА СТОЛЫ

3)

- Ребята напомните, чем отличаются буквы от звуков?

- Букву  б обозначают какие звуки?

- Букву д обозначают какие звуки?

- Сравните эти звуки.

- Вам помогут карточки и маркеры.

- Что общего у этих звуков?

(они согласные, звонкие, могут звучать твердо и мягко)

- Чем отличаются?

Преградой. Когда произносим звуки[ б б]  воздух встречает преграду -  губы

Когда произносим [д д ]преграда язык, который упирается в дёсны

4) – Вспомните, что вы знаете о написании букв б и д.

- Поможет конструктор  букв.

- Из каких элементов состоит б?

- Из каких элементов д?

- Прочитаем стихотворение с показом, которое подтверждает ваши слова.

*У б и д свой господин

Овал у них один

Но для б взметнемся  ввысь

А для д скользнем мы вниз.

Дорожные знаки

Движение на велосипеде запрещено

Пешеходный переход

Дорожная

Безопасность

О дорожной безопасности.

Б

Д

Будем продолжать учиться различать буквы б и д

Звуки мы слышим и произносим. Буквы видим и пишем.

[б] [б]

[д] [д]

Берут маркеры и карточки

Они согласные, звонкие, могут звучать твердо и мягко

Преградой. Когда произносим звуки[ б б]  воздух встречает преграду -  губы

Когда произносим [д д ]преграда язык, который упирается в дёсны

Б- 2 элемента: овал, наклонная с закруглением вверху

Д – 2 элемента: овал, наклонная с петлей внизу.

*У б и д свой господин.

Овал у них один.

Но для б взметнемся ввысь.

А для д скользнем мы вниз.

Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.

Коммуникативные:

 умет

высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль.

Личностные: развитие познавательного интереса к обучению.

Регулятивные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

Знаково-символическая.

Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту.

Учебно-познавательные: применять имеющиеся знания на практике.

Коммуникативная: уметь взаимодействовать в коллективе.

Социальная,

Коммуникативная:

высказывать свою точку зрения.

Учебно-познавательные: уметь учиться оперировать знаниями.

Информационная -

умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию.

Сообщение темы занятия

 - Сегодня на занятии  вы встретите буквы б и д в словах ,  словосочетаниях и предложениях. Ваша задача быть внимательными, помнить о направлении  движения при написании этих букв.

Смотрят на экран.

Личностные: проявлять познавательную инициативу.

Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности (планирование).

Познавательные: уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи;

Информационная: способность принять информацию, обработать и понять ее смысл.

Коммуникативные: способность к речевому общению и умению слушать других.

Операционно-исполнительский этап

Проработка темы занятия

Дидактическая игра « Внимательный пешеход»

«Волшебный квадрат»

«Кинезиологические дорожки «

(межполушарное взаимодействие)

Домино «Дифференциация б-д»

Физминутка

«Светофор»

25 мин.

- Ребята, мы с вами пешеходы, а пешеход должен быть очень внимательным. Сейчас в этом убедимся. Задание так и называется «Внимательный пешеход»

  1. «Внимательный пешеход»

Перед вами  игровое поле из 12 квадратов.

- Внимательно слушайте мои задания.

  • Назовите № квадрата в котором буква д справа от красного сигнала светофора.(9)

  • Назовите № квадрата в котором буква б слева от зелёного сигнала светофора(6)

  • Назовите № квадрата в котором желтый сигнал светофора под буквой д (нет такого рисунка)

  • Что нарисовано по буквой б? (- в квадрате № 10 под буквой б желтый сигнал светофора; - в квадрате № 7 под буквой б буква д)

  • Что нарисовано слева от буквы д  ( - в квадрате № 1 желтый сигнал светофора; в квадрате 3 4 зелёный сигнал светофора; в квадрате № 9 красный сигнал светофора; в квадрате № 2 буква б)

II «Волшебный квадрат»

- Между дорожных знаков и букв спряталось слово. Найдите его.

(дорога)

- Что вы знаете о слове  - дорога?

(словарное слово)

- Где находится ошибкоопасное место, где загорается красный сигнал светофора, где останавливаемся и думаем?

- Запишите слово подчеркните гласные, разделите на слоги, поставьте ударение, составьте слоговую ударную схему.

III « Кинезиологические дорожки»

- Сейчас каждый из вас пробежит по дорожке, но помните:

А) приступаем по моему сигналу

( зелёный сигнал светофора)

Б) движения выполняем обеими руками , одновременно.

IV Домино « Дифференциация б – д»

 -Сейчас мы построим с вами дорогу из слов.

1) - Но прежде чем мы начнем строительство, необходимо восстановить слова.

- Вставьте маркером  буквы б или д в слова. Не забывайте о направлении элементов.

(каждый ученик получает по 4 карточки)

Словосочетания:

Забавная обезьянка,  душистый ландыш, бальное платье, домашние тапочки, белый голубь, деревянная матрешка, грибная пицца, удобные ботинки, холодный душ, бумажный пакет дубовые листья, голубой бант, добродушная бабушка, новогодний подарок, разбитое блюдце. 

2)  - Слова восстановлены, приступаем к строительству дороги. Чтобы себя обезопасить ставим этот знак. Он означает Дорожные работы»

- Четко проговариваем окончания слов.

( выстраиваем цепочку из словосочетаний)

- Каждый прочитает по 4 словосочетания. Следим за четкостью речи.

- Садитесь за парты.

- Вспомните, что говорилось о ландыше?

- Ландыш какой? (душистый)

Назовите место ловушку в слове душистый.

- Запишите словосочетание душистый ландыш, подчеркните орфограмму.

- А какой был голубь?

- Где ошибкоопасное место в слове голубь?

(парные согласные, мягкий знак показатель мягкости)

- Какое было платье?

- В этом слове , где место ловушка?

(разделительный мягкий знак – платье; бальное – мягкий знак показатель мягкости)

 - Внимательно смотрите на карточки с сигналами светофора они помогут вам правильно выполнить движения.

У каждого ребенка  игровое поле

9

6

Нет такого рисунка

 - в квадрате № 10 под буквой б желтый сигнал светофора;

 - в квадрате № 7 под буквой б буква д)

- в квадрате № 1 желтый сигнал светофора;

- в квадрате № 4 зелёный сигнал светофора;

-  в квадрате № 9 красный сигнал светофора;

 - в квадрате № 2 буква б

Дорога

Словарное слово

Безударная гласная о в первом слоге

Работают в тетради

Выполняют упражение

Забавная обезьянка,  душистый ландыш, бальное платье, домашние тапочки, белый голубь, деревянная матрешка, грибная пицца, удобные ботинки, холодный душ, бумажный пакет дубовые листья, голубой бант, добродушная бабушка, новогодний подарок, разбитое блюдце. 

Проговаривают словосочетания выделяя голосом окончания прилагательных

Запись словосочетаний в тетрадь

Выполняют движения пальцами: кольцо, опускают , поднимают большой палец на правой или левой руке, в зависимости от буквы на карточке., совершают поворот направо или на лево в зависимости от направления стрелки.

Личностные: развивать учебную активность.

Коммуникативные:участвовать в учебном сотрудничестве.

Уметь оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные:

уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей.

Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей,

уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Знаково-символические.

Учебно-познавательные: уметь использовать полученные знания, самостоятельно выполнять учебные действия.  

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать товарища и

высказывать своё предположение.

Информационные:

умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию.

Коммуникативные:

Умение работать в коллективе.

Осуществление контроль над собственной деятельностью и деятельностью одноклассников.

Информационная: способность принять информацию, обработать и понимать ее смысл.

Информационная: способность принять информацию, обработать и понять ее смысл.

Учебно-познавательная:

производить анализ, формулировать выводы.

«Зебра» слова – родственники

Самостоятельная работа

V. «Зебра» (слова – родственники)

- Чтобы обезопасить переход  через проезжую часть для пешеходов, на дорогах делают специальную разметку.

- Как она называется? (пешеходный переход)

- А по-другому как? (зебра)

- Сейчас мы вместе составим зебру из слов родственников к слову дорога.

  1. - У каждого из вас зашифровано по 2 слова родственника.

1 карточка

Составь слово из слогов в стрелочках, указывающих одинаковое направление. Запиши слова.

 (дорожка, подорожник).

2 карточка

Расшифруй слова, используя предлагаемый ключ « Алфавит». Запиши получившееся слово.

Восстанови слово, используя заданные  слоги. Запиши получившееся слово.

 (бездорожье, придорожный)

3 карточка

 Образуй новое слово, используя предложенные формулы.  (автодорога)

Расшифруй слово, используя верный порядок цифр и букв.(велодорожка)

4 карточка

Восстанови слова, распутай паутинку. (внедорожник, железнодорожник)

  1. Построим «зебру»

- Кладёте полоску пешеходного переход. называете слово родственник, говорите о его значении.

Дорожка – уменьшительное от слова дорога.

Подорожник – растение растущее преимущественно около дороги

Подорожник –электронная транспортная карта, которая позволяет оплачивать проезд в городском транспорте.

Бездорожье –отсутствие или плохое состояние дорог

Придорожный – находящийся при дороге, около дороги

Автодорога – автомобильная дорога

Велодорожка – велосипедная дорожка

Внедорожник – грузопассажирский автомобиль , обладающий повышенной проходимостью по бездорожью.

Железнодорожник – название разных специальностей и рабочих профессий имеющих отношение к железнодорожному транспорту или железной дороге

 пешеходный переход

зебра

Выполняют работу на карточках

Дорожка – уменьшительное от слова дорог

Подорожник – растение растущее преимущественно около дороги

Подорожник – электронная транспортная карта, которая позволяет оплачивать проезд в городском транспорте

Бездорожье – отсутствие или плохое состояние дорог

Придорожный – находящийся при дороге, около дороги

Автодорога – автомобильная дорога

 Велодорожка – велосипедная дорожа

Внедорожник – грузопассажирский автомобиль, обладающий повышенной проходимостью по бездорожью.

Жеолезнодорожни – название разных специальностей и рабочих профессий имеющих отношение к железнодорожному транеспорту.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за собственной речью, уметь самостоятельно регулировать свои действия и оценивать правильность их выполнения.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя и сверстников.

Коммуникативная: осуществлять контроль за собственной речью и за выполнением учебных действий.

«Путешествие по предложению»

VI. «Путешествие по предложению»

- Дорога построена, она безопасна для пешеходов и водителей. Можем отправляться в путь. Совершим путешествие по предложению.

- У каждого из вас игровое поле со словами. Я буду называть координаты , а вы будете находить необходимые слова для нашего предложения, выставлять цифровые фишки.

- Обратите внимание на направления стрелок в словах на игровом поле.

- Стрелка вниз для какой буквы?

- Стрелка вверх – для какой буквы?

-  Слушайте мои команды внимательно.

1) А1, В2, А 4, Б5, Г6 –   Всегда соблюдайте правила дорожного движения.

2) Г3, Б1, А 6, Б 3, В 5, Г 1, Б 6 – Переходите  дорогу только при зелёном сигнале светофора.

3) А 2, Б4, В1, А5, В3, Г2,Г4 – Никогда не забывай на дороге не играй.

4)А3, В 4, Б2,В6,Г5  - Пешеходный переход от беды убережет.

- Прочитайте какое предложение получилось.

- Повторим правила предложения.

( Начало предложения пишу с заглавной буквы. В конце предложения ставлю точку. Слова в предложении связаны по смыслу)

- Запишите предложение.

1 предложение: подчеркните гласные первого ряда одной чертой, втрого ряда двумя чертами.

2 предложение : разделите слова на слоги

3 предложение: Поставьте ударение в словах

4 предложение : Укажите согласные звуки в словах.

Начало предложения пишу с заглавной буквы. В конце предложения ставлю точку. Слова в предложении связаны по смыслу

  1. Всегда соблюдайте правила дорожного движения.

  1. Переходите дорогу только при зелёном сигнале светофора

  1. Никогда не забывай на дороге не играй

  1. Пешеходный переход от беды убережет.

Проявлять  познавательскую инициативу.

Знаково-символические.

Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения.

Информационная:

самостоятельно анализировать, обрабатывать необходимую информацию.

Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов занятия

Рефлексия

Сюрпризный момент

5 мин

- Ребята, наше занятие подошло к концу.

- Какие правила безопасного поведения на дороге вы запомнили?

- Назовите главное отличие букв б- д .

- Какие задания вам понравились?

- Какие вызвали затруднение?

- Оцените свою работу с помощью светофоров:

  • Красный-мне было трудно, я ничего не понял
  • Желтый – у меня остались вопросы
  • Зелёный – я всё понял

- Чтобы обезопасить себя на дороге необходимо использовать фликеры – это световозвращающий элемент, который отражается в свете фар автомобиля и позволяет водителю увидеть пешехода.

Носите фликер – будьте заметны на дороге.

Личностные:   выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний.

Познавательные:

закреплять навыки рефлексии.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

Знаково-символические.

Коммуникативная:

уметь не бояться высказывать своё отношение к деятельности, говорить об этом в присутствии одноклассников и педагога.

Список использованных источников:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991 г.;
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб, Литера, 2005 г.;
  3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.  – М.: ГНОМ и Д, 2006 г.;

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для логопедических занятий. "Квадратики"

Данное пособие предназначено, для развития зрительно- пространственной ориентации, а так же может использоваться для развития цветового гнозиса....

Методическое пособие для логопедических занятий. "Звуковые схемы"

Данное пособие предназначено для детей посещающих логопедические занятия в старших, подготовительных группах детского сада, младших школьников и для детей коррекционых школ. В зависимости от лексическ...

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект подгруппового логопедического занятия по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением  об...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект индивидуального логопедического занятия по  коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи (3 уровень ре...

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Мягкий знак"

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся 3 класса....

Технологическая карта логопедического занятия «Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки»

Логопедическая тема: Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.Лексическая тема: Поздняя весна.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения пересказывать текс...