Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Мягкий знак"
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ УРОК

3 КЛАСС

Технологическая карта урока

Задачи:

Тема: логопедическая « Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака», грамматическая «Мягкий знак», лексическая «Зима»

Цель: учить обозначению мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака

  • Образовательные

Закреплять умение различать на слух твёрдые и мягкие фонемы

.

  • Развивающие

Развивать слуховую память и слуховое восприятие

Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу

Развивать орфографическую зоркость учащихся и правильность их письменной речи;

Активизировать словарь по лексической теме

Развивать зрительную и слуховую память

Развивать общую и мелкую моторику

Развивать положительную учебную  мотивацию

  • Воспитательные

Воспитывать культуру речи школьников и доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование урока:

  1. Схемы слов с буквой ь
  2. Игры «Морской бой», «Собери пазлы»  «Хоккей» «Загадки времён года»
  3. Карточки с зашифрованными словами
  4. Таблица с утверждениями
  5. Ножницы, клей, карманы для лэпбука
  6. Лэпбук.
  7. Разрезанные строчки стихотворений.
  8. Презентация к уроку.

Этапы

Деятельность

Оборудование урока

Время

Учителя

Учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте!

Дополните предложения

На занятии наши глаза внимательно смотрят, и все …

Уши внимательно слушают,  и всё …

Голова хорошо…

А сейчас сядет тот чье имя начинается

-с  мягкого согласного

-с твердого согласного

Проверяют готовность к уроку.

Видят

Слышат

Думает

2. Актуализация знаний

 

• пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме

• учащиеся определяют направления в изучаемой теме.

-Прочитайте тему нашего занятия, отыскав буквы русского алфавита.

-Какую цель перед собой поставим?

- Я предлагаю продолжить оформлять лэпбук по нашей теме . Он поможет вспомнить орфограмму ученикам у которых есть трудности в написании слов с мягким знаком показателем мягкости.

- Перед вами набор определенных утверждений, выберите правильные, подчеркните.

Утверждения:

1. Звук

2.Буква

3.Обозначает твёрдость согласного звука

 4. Обозначает мягкость согласного звука.

5. Не обозначает буквы

 6. Пишется в конце слова.

 7. Пишется в середине слова между двумя согласными.

8. Не обозначает звука.

- Сформулируйте(расскажите) правило  о мягком знаке.

- Некоторые  утверждения можем показать схемами.

Ь [  ]  - это буква

                                                                 

                            ь                

 

                 ь

Ь

- Итак, в лэпбуке необходим карман «Запомни» в котором мы сможем поместить наши схемы и верные утверждения.

- Итак, что же нам необходимо запомнить о мягком знаке показателе мягкости?

-Порой, помогают запомнить -  стихотворения. На предыдущем уроке вы слушали различные варианты.

- Попробуйте восстановить стихотворение, которое поможет вспомнить правило о мягком знаке обозначающем мягкость согласного звука.

(Стихотворения разрезаны)

Варианты:

*мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак.

Станут пенками пеньки

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится

Вот что может получится,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

*мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

*Очень добрый этот знак!

Он живёт без ссор и драк,

Всех мирить ему не лень!

Всё смягчает целый день!

*Я  волшебник

Захочу

Появлюсь и превращу

Мел которым пишут в школе

В мель опасную на море.

Кто волшебник – отгадай?

Выше руку поднимай!

Мягкий знак показатель мягкости

 Будем учиться писать ь знак в словах, обозначать с помощью ь мягкость согласных на письме.

Не слова между двумя согласными.

Дети делают схемы к правилу.

Приклеиваем карман

«Запомни»

Мягкий знак – это буква

- не обозначает звука

-служит для обозначения мягкости согласных

-пишется в конце , середине между двумя согласными.

Карточка с зашифрованными словами

Таблиц с утверждениями

Ножницы, клей, буквы ь,

Полоски белого картона, круги зеленого и синего цвета

Лэпбук  карман надпись ЗАПОМНИ

Разрезанные строки стихотворений

Карман надпись СТИХОТВОРЕНИЯ

3.Этап «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ).

• организация активной работы Постановка учебной задачи.

«Звукобуквенная линейка»

«Морской бой»

«Собери пазлы»

- Чтобы усвоить правило, необходимо тренироваться, выполнять различные упражнения, а иногда игры помогают нам учиться. Сейчас вы в этом убедитесь.

1) Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза

А) Работа со звукобуквенной линейкой.

  • Отгадайте слова, которые склеились.

Сосулькаельснегирь

- СОСУЛЬКА

-сколько звуков в этом слове?

-сколько букв в этом слове?

-На каком по счету месте нужно писать ь?

-Почему?

Запишите слово

- ЕЛЬ

- сколько звуков в этом слове? - Сколько букв?

- на каком по счету месте нужно писать ь?

Запишите слово

СНЕГИРЬ

-Какой звук  вы слышите на конце слова?

(мягкий согласный [р]

Запишите слово

Как обозначена мягкость согласного звука [р ] на письме?

(с помощью мягкого знака)

  • «Морской бой»

Перед вами игровое поле с квадратами и кораблями.  Вам необходимо послушать слова. Определить какой по счету ь знак в слове. Найти квадрат с соответствующей цифрой и потопить корабль.

Январь(6 ) Коньки(4) льдинка(2), ель(3) капель(6) декабрь(7) метель(6) февраль(7)

- Вспомните и запишите слова в которых мягкий знак был в конце слова, в середине слова. Разделите сова для переноса

В лэпбуке необходимо приклеить ещё один кармашек и надпись «Игры» . Первая игра «Морской бой»(в кармане текст с правилами игры)+ звукобуквенная линейка.

  • «Собери пазлы»

Работа в парах.

1 пара Выберите слова, которые пишутся без мягкого знака

2 пара. Выберите слова, в которых пишется мягкий знак.

- А теперь соберем пазлы. Что получилось часы, торт.

Кладем игру « Собери пазлы» в карман лэпбука.

 

Звукобуквенная  линейка

Карточки склеенные слова

Игровое поле « Морской бой»

Лэпбук карман надпись ИГРЫ инструкция  к игре

Карман надпись  ЛОВУШКА

Игровое поле , пазлы

Физминутка

«Носик, ушки, макушка»

 

Дидактическая игра

«Хоккей»

«Продолжи пословицу»

«Загадки времен года»

Работа у доски

Играют две команды.

Первая команда вспоминает слова ,в которых мягкий знак в коне слова

Вторая команда: мягкий знак в середине слова.

Победу одержит та команда,

которая забьёт больше шайб слов.

Декабрь год кончает…..

Мороз не велик, да…..

Готовь сани летом….

Больше снега…..

« Времена года»

Собери предложения, ориентируясь на цвет. В той последовательности,  в которой они расположены на цветовой полоске.

Зиму начинает

Стоять не велит

А телегу зимой

Больше хлеба

Записывают предложения

1 Вот и пришла зима.

2.Она принесла радость ребятишкам.

3.Можно играть в снежки, строить снежную крепость.

4.Можно кататься на коньках, играть в хоккей.

5.Как здорово ходить на лыжах!

6. Зимой много забав.

7. Выбирай любую.

Стилизованные хоккейные  ворота 2 шт, шайбы со схемами позиции ь знака в слове.

Инструкция к игре в лэп бук

Листы гармошки с началом половцы

Таблицы со словами

Цветовой алгоритм

4. Этап «РЕФЛЕКСИИ»

Какие задания вам понравились?

Какие вызвали затруднения?

  Итог урока

Итак, обобщим все что узнали.

В этом нам поможет наш лэпбук

Самооценка работы

- Оцените свою работу на уроке.

-Обведите смайлики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для логопедических занятий. "Квадратики"

Данное пособие предназначено, для развития зрительно- пространственной ориентации, а так же может использоваться для развития цветового гнозиса....

Методическое пособие для логопедических занятий. "Звуковые схемы"

Данное пособие предназначено для детей посещающих логопедические занятия в старших, подготовительных группах детского сада, младших школьников и для детей коррекционых школ. В зависимости от лексическ...

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Звуки и буквы С - Ш"

Данное занятие включено в раздел рабочей программы "Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам" с учащимися 1 классов с ОНР и НВОНР. . На занятии применялись здоровьесберегающие , и...

Технологическая карта логопедического занятия "Правописание слов с Ь и Ъ знаками"

Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе логогруппы. Речевое заклчение - дизорфография. Занятие по технологии "смешанного обучения" с использованием ресурса learninga...

Методическая разработка Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация б-д"

Технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация б - д" 2 класс...

Технологическая карта логопедического занятия «Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки»

Логопедическая тема: Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.Лексическая тема: Поздняя весна.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения пересказывать текс...