Открытое занятие по логопедии в начальных классах
план-конспект по логопедии

Тема занятия : "Дифференциация звуков С-Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tabl_otkr_zan_poron.docx27.5 КБ
Файл prilozh_otkr_zan_poron.docx151.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 логопедического  занятия с младшими школьниками

 по дифференциации С-Ш

Тема: Дифференциация С-Ш.

Цель: различение звуков С-Ш в слогах и словах.

Образовательные задачи:

-Расширять и уточнять лексический запас.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Уточнить артикуляцию звуков С-Ш. Научить детей различать на слух и по  артикуляции. Совершенствовать слуховое восприятие и фонематические процессы.

-Научить детей самоконтролю с помощью зеркала.

-Развивать зрительное и слуховое внимание.

-развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

Воспитательная задача:

-Прививать  чувство доброжелательности друг к другу, учить конструктивному взаимодействию.

-воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к бездомным животным.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»                Зубы ровно мы смыкаем

                                      И заборчик получаем

«Трубочка»             ну-ка делай-ка, дружок!

                                      Язычок в желобок,

                                      Щеки ты не надувай

                                      Губками прижимай.

Чередование упражнений «заборчик» и «Трубочка»

«Лопата»                    Язык лопатой положи

                                      Раз, два, три, четыре, пять,

                                      Язык надо расслаблять.

«Чистим зубки»        Чищу зубы, посмотри

                                       Не болели чтоб они.

«Вкусное варенье»  Ох, и вкусное варенье!

                                       Жаль осталось на губе.

                                       Язычок я подниму

                                       И варенье оближу.

«Чашечка»                  Язык широкий положи

                                       И под счет его держи.

                                       Получилась пиала-

                                       Округленная она.

                                       В рот её мы занесем

                                       И края к зубам прижмем.

- В слове «вкусное» назовите четвертый звук  ( -С) (Приложение 1)

- В слове «чашечка» назовите третий звук    (-Ш) (Приложение 1)

-Как вы думаете над какими звуками мы сегодня будем работать?

  1. Уточнение артикуляции звуков С, Ш перед зеркалом.

Сравнительная характеристика.

Работа над звуком -С

ГУБЫ. При  произнесении звука -С губы слегка растянуты.

ЗУБЫ. При произнесении звука  -С и  зубы стиснуты.

ЯЗЫК. При произнесении -С язык упирается в нижние зубы

ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ. При произнесении звука -С  голосовые связки не «работают», голоса нет, поэтому их и называют  «глухие звуки».

ВЫДЫХАЕМАЯ ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ. При произнесении звука -С воздушная струя узкая и прохладная.

Работа над звуком -Ш

ГУБЫ. При произнесении звука- Ш губы округлены и слегка выпячены вперёд.

ЗУБЫ. При произнесении звука  -Ш зубы стиснуты.

ЯЗЫК. При произнесении -Ш язык поднят в форме чашечки.

ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ. При произнесении звука -Ш голосовые связки не «работают», голоса нет, поэтому их и называют  «глухие звуки».

ВЫДЫХАЕМАЯ ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ. При произнесении звука -Ш воздушная струя широкая и тёплая.

  1.  Произнесение звуков  с опорой на движения кисти руки логопеда.

-Повторяю, что при произнесении звука -С язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, поэтому  кисть руки развернута;

- а при произнесении звука Ш язык  поднимается вверх, поэтому кисть руки также развернута, но пальчики приподняты вверх. Таким образом, если кисть руки  развернута, то произносим звук -С, а если кисть руки развернута ,  пальчики приподняты  вверх, то произносим звук -Ш.

  1. Произнесение звуков  -С и -Ш  по условным значкам.

- Напоминаю, что при произнесении звука С губы растягиваются в улыбке, поэтому условный значок для -С – ладонь развернута.

- При произнесении звука Ш губы округляются, поэтому условный значок для -Ш –ладонь с загнутыми пальцами.

-показываем вместе со мной.

  1. Чтение слогов и звукосочетаний (дети следят за указкой, сопряжено проговаривая речевой материал).

            А                                    А                    А                                    А

С          О                   Ш            О                    О               С                   О

            У                                    У                    У                Ш                 У

           Ы                                    Ы                   Ы                                    Ы

                                                                                                                  И

  1. Физминутка.

Кошечка.

Я – приветливая кошка( Имитируют  то как кошка крадется на носочках)

Посижу я у окошка(Держат согнутые руки перед грудью)

Кверху кисточки на ушках(Имитируют ушки на макушке)

Когти спрятаны в подушках(выпускают когти)

В темноте я зорко вижу,(прикладывают ладонь ко лбу,  вглядываясьв даль)

Понапрасну не обижу.(указательным пальчиком погрозить)

Но дразнить меня опасно

Я царапаюсь ужасно !(имитируют движения  лапок кошки с

выпущенными когтями)

  1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами.

СА – ША           ША – СА           АСА – АША             АША - АСА

СО – ШО           ШО – СО           ОСО – ОШО           АШО – АСО

СУ – ШУ           ШУ – СУ           УСУ – УШУ              АШУ - АСУ

СИ – ШИ           ШИ – СИ           ИСИ – ИШИ            АШИ - АСИ

СЕ – ШЕ            ШЕ – СЕ            ЕСЕ – ЕШЕ              АШЕ – АСЕ

               Какими буквами отличаются эти пары?

  1. Чтение иллюстрированной сказки  Владимира Сутеева  «Страшный зверь»

Сегодня мы познакомимся с рассказом Владимира Сутеева  «Страшный зверь». (Приложение 2) https://nukadeti.ru

Работа над текстом:

- Действительно в норе был страшный зверь?

-Как нужно обращаться с животными?

- А почему напугались дети? ( светились глаза)

Слово светились с какого звука начинается ?  (-С)

Я еще раз прочту эту сказку , а вы должны выбрать слова  со звуками  -С,-Ш и повторить эти слова.

Однажды собрали дети в лесу грибы. ( собрали, в лесу)

Вдруг видят - нора! А в норе страшный зверь с горящими глазами.

( страшный, с горящими)

Испугались дети, кинулись бежать, даже корзинки бросили.

Бегут они по лесу, кричат, а навстречу им лесник.

спугались, кинулись, бросили, по лесу, навстречу , лесник)

«Что случилось?»- спрашивает лесник.

 А дети отвечают: « На нас страшный зверь напал! Чуть не съел! »

(случилось, спрашивает, лесник, на нас, страшный, съел)

Удивился лесник, откуда в его лесу страшные звери взялись. Пошел проверить.

 ( удивился, лесник,лесу, страшные , взялись)

Дошли до норы. Смотрит лесник, а в норе и впрямь страшный зверь сидит, голодными глазами сверкает. Вскинул тут лесник своё ружье и закричал на весь лес: «Лапы вверх! Выходи из норы!»

(смотрит, лесник, страшный, сидит, сверкает, вскинул, лес)

И вышел тут из норы ….. маленький котенок.

(вышел)

  1. Подведение итога занятия, рефлексия.

-Над какими звуками мы сегодня работали?

- Какие звуки мы сегодня произносили?

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

-При произношении чем эти звуки отличаются?



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                               Приложение 1

вкусное

чашечка

Приложение 2http://obshe.net/upload/000/u11/b8/3b/06be356f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок развития речи и логопедии в начальных классах

Интегрированный урок развития речи и логопедии в начальных классах коррекционной школы. Тема урока "Осень"....

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...

Индивидуальное занятие с логопедом в 3 классе речевой школы

Конспект индивидуального  занятия в 3 В классеТема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]Цели: Дифференциация звуков [Ш -Ж]Задачи:1.     закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах,...

Открытое занятие по ПДД для начальной школы

Занятие по правилам дорожного движения для начальной школы....

Конспект занятия по логопедии для 1 классов

-развивать зрительное восприятие, пространственные представления, закрепить понятие о схеме тела, развивать внимание;- способствовать развитию умения сравнивать работу с образцом, формировать адекватн...