Рабочая программа по логопедии для детей с ОВЗ 7.2 вида
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Золотарева Оксана Сергеевна

Рабочая программа по логопедии для детей с ОВЗ 7.2 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа индивидуального логопедического сопровождения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Специальной индивидуальной программы развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

Логопедическое сопровождение, входящее в систему психолого-педагогического сопровождения, необходимо для полноценной компенсации и социализации умственно отсталых детей. Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

При обучении данной категории детей логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов.

Цель программы индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и с ТМНР является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).

Задачи:

- создавать условия для возникновения речевой активности ребенка и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

- учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни ребенка;

- формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью;

- учить поддерживать зрительный контакт с говорящим, реагировать на обращение к нему;

- привлекать внимание к эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;

- формировать у ребенка невербальные формы коммуникации;

- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;

- обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)

- учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.

- учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- создавать у ребенка предпосылки к развитию самостоятельной устной речи;

- развивать звуковую культуру речи;

- учить понимать и выполнять простейшие инструкции;

- развивать слуховое внимание и восприятие;

- развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция);

- учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом.

Логопедическая работа имеет под собой методологические и психологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- принцип соблюдение интересов ребенка – определение позиции специалистов, которые призваны решать проблему ребенка с максимальной пользой для него и в его интересах;

- принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип вариативности, создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

- принцип непрерывности – проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения ребенка с учетом изменения в их личности;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

- принцип сотрудничества с семьей, признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;

- принцип рекомендательного характера оказания помощи, соблюдение гарантированных законодательством РФ прав родителей (законных представителей) обучающихся, защищающий законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) всех вопросов, касающихся организации образовательного процесса.

Логопедическая работа с детьми с выраженной умственной отсталостью проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии.  

Общая характеристика речевого развития обучающегося

Особенности строения артикуляционного аппарата.

Прикус нормальный; язык массивный, малоподвижный; губы нормальные; подъязычная уздечка нормальная; нёбо узкое, не может долгое время удерживать артикуляционную позу, переключаемость движений слабая.

Состояние общей и мелкой моторики.

Общая моторика неловкая, отстает в темпе, ритме, переключаемости движений. Мелкая моторика слабо развита, ведущая рука – правая.

Устная речь.

Речевое развитие со значительной задержкой. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями. Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения; отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа. 

Пассивный словарь намного превышает активный. Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована.

Понимание речи ограничено (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. Доступно понимание одно-двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает, но необходима стимулирующая помощь.

Коммуникации со взрослым и сверстниками устанавливает. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику, взгляд выразительный.

Общая характеристика программы

При обучении и воспитании детей с тяжелой умственной отсталостью, надо учитывать его индивидуальные особенности и возможности.

Программа индивидуального логопедического сопровождения является частью специальной индивидуальной программы развития для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  и направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии, с использованием необходимого логопедического оборудования.

Содержание работы

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи требует организации специальной логопедической работы.

Занятия строятся, исходя из особенности восприятия и определённых навыков обучающегося, достигнутого им минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к такому ребёнку. Основной формой являются индивидуальные занятия, которые проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 минут.

Содержание и организация работы имеют свою специфику:

1. систематичность проведения занятий.

2. Комплексность (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений).

3. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую). Логопедическая работа осуществляется с максимальным использованием различных анализаторов и с учетом особенностей межанализаторных связей, учетом психомоторных особенностей детей, использование максимальной и разнообразной наглядности.

4. Опора на сохранные звенья нарушенной функции;

5.Дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

6. Эмоциональный фон совместной деятельности: создание на занятиях эмоционально – комфортной психологической обстановки.

7. Знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.

8. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, в занятия включаются упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики, фоноритмики, применение элементов Су-джок терапии.

9. Поэтапное формирование умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности.

10. Учет зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны учителя-логопеда.

11. Доступность материала, частая повторяемость логопедических упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме (усложнение одного и того же задания происходит постепенно).

12. Постоянное использование полученных навыков в самых разных ситуациях.

13. Частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

14. Тщательная дозировка заданий и речевого материала.

15. Сниженный темп работы и более длительные сроки.

16. Необходимость сочетания четкого планирования занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

17. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы учителя-логопеда, учителей-предметников и родителей.

Программа включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её основное содержание:

Модуль

Направление работы

Формы и методы работы

Диагностическая работа

  • Логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей психо-моторного и речевого развития обучающегося, уточнение речевого диагноза;
  • Мониторинг динамики рече-вого развития обучающего-ся, его успешности в освоении СИПР;
  • Анализ результатов обследования с целью проектирования и корректи-ровки логопедических мероприятий.
  • Индивидуально организованное обследование.
  • Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы).
  • Наблюдение за обучающимся во время учебной и внеурочной деятельности.
  • Оформление документации (речевая карта, индивидуальный диагностический лист, сводная таблица диагностики о речевом развитии).
  • Диагностика проводится 2 раза в год (по 2 недели в начале и в конце учебного года).

Планируемые результаты:

 Получение объективных сведений о речевом развитии обучающегося;

 Отслеживание изменений в состоянии речи обучающегося в течение учебного года.

Коррекционно-развивающая работа

  • Участие в разработке СИПРа
  • Разработка оптимальных для развития обучающихся

индивидуальных логопедических занятий.

  • Организация и проведение индивидуальных логопедических занятий по развитию всех сторон речи;
  • Выработка навыков, необходимых для формиро-вания коммуникативной деятельности.
  • Развитие коммуникативных способностей для последую-щей социализации и адаптации
  • Создание специальной речевой среды для стимулирования речевого развития.
  • Работа в составе ШПМПк
  • Проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающегося.
  • Разработка, организация, проведение логопедических праздников и досугов.

Планируемые результаты:

 Обеспечение своевременной специализированной помощи в коррекции речи обучающегося;

 Участие в разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося.

Методическое направление

  • Консультирование педагогов по проблемам речевых нарушений обучающихся.
  • Консультативная помощь семье в вопросах коррекции речевых нарушений ребенка.
  • Проведение тематических выступлений для педагогов на педагогических советах и школьных методических объединениях.
  • Проведение тематических выступлений для родителей на родительских собраниях.
  • Проведение открытых логопедических занятий.
  • Оформление печатных и других материалов, участие в форумах на логопедических сайтах.
  • Совместная деятельность с педагогами, медицинским работником (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно – развивающей программы, при необходимости внесение корректив в программу, отслеживание динамики).
  • Беседа, семинар, лекция, консультация.
  • Разработка методических рекомендаций учителю, родителям.
  • Выступление на педагогических советах;
  • Индивидуальные и групповые беседы.
  • Лекции для родителей.
  • Разработка методических материалов, рекомендаций учителю, родителям.

Планируемые результаты:

 Организация информационно-просветительской работы для всех участников образовательного процесса по всем вопросам логопедического сопровождения обучающихся.

Общая характеристика логопедических занятий

Вся коррекционно – развивающая работа с обучающимся должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи логопедической работы решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде лексических тем: «Части тела и лица», «Овощи», «Фрукты», «Сезонные изменения в природе», «Мебель», «Посуда», «Мой дом», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Птицы».

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающегося, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Темы логопедических занятий находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Человек», «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир».

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

3. Развитие ручной моторики.

4. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.

5. Развитие элементарных произносительных навыков.

6. Развитие понимания обращённой речи.

7. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.

8. Развитие активной речи.                                                                                 9. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающегося, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Направления коррекционно–развивающей логопедической работы

№ п/п

Направление

Аспекты работы

1

Развитие слухового восприятия.

  • развитие умения реагировать на звук и голос переменой в поведении;
  • расширение рамок слухового восприятия;
  • развитие слуховых функций,
  • направленность слухового внимания, памяти;
  • формирование основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной  интенсивности неречевых и речевых звуков;
  • развитие способности  дифференцировать неречевые и речевые звуки.

2

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

  • развитие мелкой моторики рук, артикуляционной кинестезии, тактильной памяти;
  • формирование представления о схемах лица и тела;
  • развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;
  • обучение восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

3

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

  • расширение рамок коммуникации с окружающими;
  • развитие невербальных компонентов коммуникации.

4

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

  • формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции;
  • развитие понимания ситуативной и бытовой речи;
  • формирование умения понимать обращенную речь, как в естественных условиях, так и на специально организованных занятиях;
  • преодоление речевого негативизма,
  • развитие речевого подражания;
  • формирование умения употреблять в ходе общения вокализации, слоги, слова, строить предложения, связные высказывания;
  • формирование речи как средства общения;
  • воспитание потребности в речевом общении.

5

Развитие чувства ритма.

  • формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).

7

Развитие временных, пространственных отношений.

  • формирование умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
  • формирование поисковой деятельности, расширить поле зрения;
  • формирование устойчивости, переключаемости, увеличение объема зрительного внимания и памяти;
  • формирование навыка анализа зрительного образа.

8

Развитие функций голоса и дыхания.

  • увеличение объема дыхания, нормализация его ритма;
  • развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции, высоты, тембра и интонации;
  • стимуляция мышц гортани;
  • активизация целенаправленного ротового выдоха;
  • формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.

Предполагаемые результаты

В соответствии с требованиями для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения программы представляют собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории обучающихся.

Пропедевтический уровень

Минимальный уровень

Базовый уровень

- реагировать на обращенную речь и свое имя;

- задерживать взгляд на лице говорящего;

- различать неречевые звуковые сигналы (2 звука);

- произвольно выдыхать;

- работать перед зеркалом по подражанию;

- соотносить знакомые предметы и действия с их словесным обозначением;

- понимать и выполнять простейшие одноступенчатые инструкции;

- понимать вопросы «кто?», «что?», «где?»

- пользоваться указательным жестом и жестом «дай»;

- показывать на себе и на кукле глаза, руки, ноги;

- группировать предметы по цвету.

- различать неречевые сигналы (4 звука) и показывать направление звучания;

- производить длительный плавный выдох;

- правильно артикулировать гласные звуки А, О, У, И и согласные звуки М, Н, П, Т, К, Х, Б.

- работать перед зеркалом по подражанию;

- соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- узнавать предметы по назначению и по описанию;

- различать грамматические формы слов (единственное и множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами);

- понимать и выполнять одно – двухступенчатые инструкции;

- произносить двусложные слова из повторяющихся слогов;

- употреблять глаголы в повелительном наклонении;

- понимать вопросы косвенных падежей;

- отвечать на вопросы «Кто это?» «Что это?», «Что делает?»;

- составлять двух-трехсловные предложения;

- понимать предлоги В, НА, ПОД;

- понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой;

- собирать разрезные картинки (2 – 4 части).

- произносить правильно в словах поставленные звуки;

- производить длительный плавный выдох;

- соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- ориентироваться в названиях действий, изображенных на сюжетной картинке;

- узнавать предметы по назначению и по описанию;

- употреблять грамматические формы слов (единственное и множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами); - понимать вопросы косвенных падежей;

- употреблять существительные в косвенных падежах;

- употреблять глаголы в инфинитиве, повелительном наклонении, в 3-м лице единственном и множественном числе, в прошедшем времени;

- составлять предложения из 4 слов;

- понимать значение предлогов В, НА, ПОД, ИЗ;

- употреблять простые предлоги;

- произносить слова из открытых слогов;

- употреблять глаголы в инфинитиве и повелительном наклонении;

- отвечать на вопросы «Кто это?» «Что это?»; «Что делает?»

- понимать несложные рассказы, сказки со зрительной опорой.

Методическое обеспечение программы

Литература, используемая в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

6. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

7. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

8. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва, Владос, 2004г

9. Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская Как научить ребёнка думать и говорить? НПФ «Унивсерв» Москва, 1993

10. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

11. Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

12. М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.

13. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.

Учебные пособия для работы с детьми:

1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.

2. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.

3. Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.

4. Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.

5. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

Календарно-тематическое планирование занятий

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Обследование.

1

Обследование.

1

Обследование.

1

Обследование.

1

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мячики-ежики». Звуки вокруг нас.

1

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. «Сказка о весёлом язычке». Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мячики-ежики».

1

Овощи. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Солнышко».

1

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Сказка «Курочка ряба». Упражнения для развития мелкой моторики рук «Пальчики здороваются».

1

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Сказка «Репка». Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мячики-ежики».

1

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Сказка «Колобок». Упражнения для развития мелкой моторики рук «Пальчики здороваются».

1

Фрукты. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Солнышко».

1

Части тела. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Веселая шнуровка».

1

Части лица. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Веселая шнуровка».

1

Домашние животные. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Собери пирамидку»

1

Зима. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мы снежинки».

1

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук «Мы снежинки».

1

Дикие животные. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук (мозаика).

1

Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук .

1

Игрушки. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Коза-зайчик»

1

Посуда. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Зайчата Ах и Ох»

1

Мебель. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Зайчик-пальчик»

1

Птицы. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук  «Замок» .

1

Одежда. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь –ребро»

1

Обувь. Артикуляционные упражнения. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь –ребро»

1

Транспорт. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь – кулак»

1

Насекомые. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1

Весна. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь – кулак»

1

Составление слогов. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь – ребро - кулак»

1

Повторение. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь – ребро - кулак»

1

Повторение. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Ладонь – ребро - кулак»

1

Обследование.

1

Обследование.

1

Обследование.

1

Обследование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логопедии для 1-4 класса коррекционной школы 8 вида

Данная программа разработана для учащихся я с ОВЗ, обучающихся в коррекционной школе 8 вида...

Рабочая программа по логопедии (индивидуальные занятия)для 1-4 класса коррекционной школы 8 вида

Данный материал предназначен для планирования индивидуальных логопедических занятий в школе 8 вида...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОВЗ

Данная рабочая  программа поможет в работе коллегам, работающим с детьми, обучающимся по АООП 7.2 и имеющими ОНР  III ур....

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с нарушением интеллекта ( 1 вариант 8 вида)...

Рабочая программа учителя-логопеда: «Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста»

        Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образ...