Коррекция нарушений письма у младших школьников
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Воронецкая Ольга Семеновна

Ключевые слова:  дисграфия, нарушения письменной речи, коррекция,школьники, общеобразовательная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_09.12.20.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     Воронецкая О.С. к.ф.н., доцент,

                                                                                                учитель-логопед категория первая.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 Ключевые слова: нарушения письма, коррекция, школьники, средняя общеобразовательная школа.

    Нарушения письма являются актуальной проблемой школьного обучения детей. Выявлена большая распространенность и многообразие ошибок письма у младших школьников. В исследовании обобщены основные причины нарушений письма, выделены специфические ошибки письма и принципы коррекции письма у младших школьников.

   В современной литературе термин «дисграфия» определяется поразному. Р.И. Лалаева дает следующее определение: «Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма» [1, с 8]. В научной литературе обозначают различные причины этой проблемы. Нарушения письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, следствием вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка. Также нарушения этого процесса возникают при органических речевых расстройствах. Некоторые исследователи отмечают наследственную предрасположенность к нарушениям письма (Б. Хальгрен, М. Руданеско), при которой передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. В отечественной литературе распространена концепция Р.Е. Левиной, трактующая нарушения письма как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях. Нарушения этого процесса могут быть следствием расстройства, имеющего место в обширной области праксиса и гнозиса, обеспечивающих восприятие пространства и времени, так как важнейший фактор нарушения письма заключается в трудности нахождения исходной точки на листе бумаги, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности. – 14 – Интересно наблюдение М. Куцема и К. Лоная, указавших в качестве одной из причин дисграфии на нарушение синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне коры головного мозга. Отставание в фонетических процессах у ребенка создает серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с общим недоразвитием речи, которое проявляется не только в нарушениях произношения, но и лексико-грамматических средств языка. Нарушения письма являются актуальной проблемой школьного обучения. Логинова Е.А. отмечает, что распространенность дисграфии обусловлена  сложностью самого процесса письма как вида осознанной целенаправленной деятельности. Исследование, проведенное Р.Д. Тригер, выявило большую распространенность и многообразие ошибок письма у младших школьников, что обусловлено недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма. И психической деятельностью.

    Анализ литературы по данной теме позволил сделать следующие выводы: – нарушения письма у младших школьников имеют свою классификацию. – Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательное психолого-логопедическое обследование ребенка. – Важными условиями в организации коррекционно-педагогической работы с детьми являются дифференцированный и комплексный подход в выборе педагогической стратегии с каждым ребенком в зависимости от вида нарушения письма.

      Таким образом, письмо тесно взаимосвязано с психологической сферой, а её незрелость и расстройства (снижение объёма памяти, расстройства распределения внимания и нарушения вербально- логического мышления) вызывают стойкие трудности при овладении письмом. Нарушения письма препятствуют успешности обучения, осложняют учебно-познавательную деятельность младших школьников,  что вызывает отклонения в формировании личности ребенка в целом [4, с. 16]. Специфические ошибки письма у младших школьников   можно сгруппировать следующим образом: – ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия;

– ошибки, связанные с нарушением звукового анализа и синтеза;

 – ошибки, связанные с нарушением индивидуализации слов;

– ошибки словообразования; – ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях;

– ошибки, связанные со смешением букв по оптическому и кинетическому сходству.

      У детей младшего школьного возраста  дисграфия проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм. Выделим принципы коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений письма младших школьников:

 – раннее начало коррекции;

– принцип тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов;

– принцип взаимосвязи развития речи и моторики;

– принцип поэтапного    формирования умственных действий;

– принцип учета зоны актуального и ближайшего развития;

– онтогенетический принцип.

          Н.А. Никашина при коррекции письма у младших школьников  рекомендует также использовать следующие принципы:

 – индивидуальный подход к каждому ребенку;

– предотвращение наступления утомления, использование для работы разнообразных форм;

– чередование умственной и физической нагрузки;

– подача учебного материала небольшими порциями, с повторениями и использованием дидактического материала;

– использование только тех методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность, развивать устную речь и формировать необходимые навыки грамотного письма.        Коррекция нарушений письма у младших школьников проходит по следующим направлениям: – коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме; – совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений; – совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова; – совершенствование зрительного восприятия, памяти; пространственных представлений; зрительного анализа и синтеза; уточнение речевого обозначения пространственных соотношений. Таким образом, для эффективной коррекции нарушений письма у младших школьников  необходим дифференцированный подход и комплексная коррекционно-педагогическая работа в зависимости от выявленных нарушений письма у каждого школьника.

 Литература

1. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учебное пособие / Р.И. Лалаева. – Санкт-Петербург: Изд-во «Союз», 1998. – 224 с.

2. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. – Москва: Изд-во «Просвещение», 2001. – 54 с.

3. Тригер, Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи / Р.Д. Тригер // Дефектология. – 1987. – № 5. – С. 12–17.

4. Чиркина, Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г.В. Чиркина, О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 16. УДК 159.901 ГРНТИ 15.31.35 ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОСТИ И САМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников

Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...

Нарушения письма у младших школьников

Дается понятие "дисграфия", рассматриваются виды дисграфии, ее проявления на письме у младших школьников....

Обмен опытом: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" презентация

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекция нарушений письма у младших школьников с ЗПР" Цель исследования:  изучить состояние письма у младших школьников и доказать эффективность проведенной кор...

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников

Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...

Исследовательская работа Особенности нарушений письма у младших школьников и процесс его коррекции.

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с задержкой психического развития. Немаловажную роль в повышении ...

Система логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с ЗПР

Нарушение письма (дисграфия) является самой распространенной формой  речевой патологии у младших школьников с ЗПР.  В  письменных работах учащихся начальных классов с ЗПР наблюдаются ди...