Памятка "Уклады органов артикуляции для правильного произношения звуков"
консультация по логопедии

Швецова Майя Михайловна
Практический материал для учителей и родителей, представленный в виде подробного описания и графических схем, для правильного укладка органов артикуляции при произношении всех групп звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уклады органов артикуляции484.35 КБ

Предварительный просмотр:

Уклад органов артикуляции при произнесении звуков в норме

1.При произнесении звука С губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
При произнесении мягкого С’ губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого с, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и не сколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции З и З’ добавляется голос, т.е. голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении
звука Ц губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1—2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Звук глухой. Выдыхаемая струя воздуха сильная.

При произнесении звука Ш губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верх ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

При образовании
звука Ж та же артикуляция, что и при образовании Ш, но голосовые связки вибрируют, т.е. образуется голос.


Звук Щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий. При его произнесении губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении Ш). Язык напряжен. Звук произносится без образования голоса. Сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при звуке Ш.


При произнесении
звука Ч губы, как при произнесении всех шипящих, округлены и вытянуты. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке Ть). Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Звук заканчивается кратким щелевым элементом (как при звуке щ).

Звук Р. Губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного). Зубы – разомкнуты, язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух. Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам. Голосовые связки - вибрируют, давая голос. Воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук Р' отличается по артикуляции от парного твердого звука  Р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

При произнесении звука Л губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами — 2—4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение). Боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая. Голосовые связки колеблются, производя голос.

Артикуляция мягкого Л’ отличается от артикуляции твердого Л тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед.
Важно знать, что при произнесении этих звуков направление воздушной струи - по бокам языка. Тогда как при произнесении большинства согласных боковые края языка прижаты к зубам и воздух идет по средней части.
C:\Users\Майя\Pictures\img1.gif

C:\Users\Майя\Pictures\img4.gif

C:\Users\Майя\Pictures\img3.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционных навыков для правильного произношения звуков речи

Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они р...

Работа над правильным произношением младших школьников на уроках русского языка ( 1 класс).

Произносительная работа планируется нами по направлениям: техника, орфоэпия, интонация. Первым является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, чёткой дикции: ...

Упражнения на правильное произношение звуков

Упражнения: "Разминаем язычок", "Качели", "Блинчик", "Почистим зубы", "Улыбнитесь", "Сдуйте листик"....

Упражнения на статическую и динамическую координацию движений пальцев рук и органов артикуляции

Данные упражнения будут полезны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие нарушения слоговой структуры слов, нарушения усвоения навыков чтения и письма, с задержкой психическог...

Как закрепить правильное произношение звуков. Лекция для родителей

Материалы лекции содержат рекомендации по автоматизации поставленных звуков в словах, предложениях, связной речи. Родителям предлагаются речевые упражнения и игры, способствующие закреплению правильно...

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков

В работе «Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков» уделяется внимание трудностям звуковой стороны речи. Коррекцию звукопроизношения предлагается ...

Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения звуков [р],[р\']

Презентация содержит артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звуков [р],[р']...