Работа над правильным произношением младших школьников на уроках русского языка ( 1 класс).
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Произносительная работа планируется нами по направлениям: техника, орфоэпия, интонация. Первым является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Поэтому начнем работу с проведения артикуляционной гимнастики. Затем работа со сковоговорками.Закрепление звуков, выработка четкой дикции осуществляются и в процессе описания иллюстраций. Вторым направлением работы по развитию речевой деятельности на произносительном уровне является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка. Третье направление работы – совершенствование интонационных умений учащихся. Не забываем-для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ

                В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( 1 КЛАСС).

                                                Солопова Ирина Александровна,

                                                учитель начальных классов

                                                высшей квалификационной категории

                                                МБОУ СОШ №1 п. Тульского

Процесс усвоения орфоэпических норм языка происходит в основном в дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому трудно преувеличить роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи.

В начальной школе уделяется большое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако, очень мало отводится времени на обучение нормам литературного произношения – орфоэпии русского языка.

В системе речевого развития учащихся важное место занимает работа над произносительной (звуковой) стороной речи. Долгое время этому направлению не уделялось должного внимания. Считалось, что дети, поступающие в первый класс, обладают достаточным уровнем сформированности произносительных навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако исследование произносительных навыков речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения этой стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, учащиеся не умеют правильно пользоваться дыханием и голосом, у многих наблюдаются физиологические нарушения дикции (нечеткое проговаривание отдельных звуков и звукосочетаний). Все это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика.

Произносительная работа планируется нами по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.

Первым является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Из этой закономерности обучения речи вытекает принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи.

Поэтому начнем работу с проведения артикуляционной гимнастики, направленной на развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Например, для начала проводим  комплекс следующих упражнений:

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3.Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

5.Язык широкий.

6.Язык узкий.

7.Чередование положений языка: широкий – узкий.

8.Подъём языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх – вниз.

10.Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть язык вглубь рта – приближать к передним нижним резцам.

Для дыхания - упражнение «Ракета»:

1 – глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх.

2 – ладони соединить вместе, плотно прижав, друг к другу.

3 – подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.

4 - медленный глубокий выдох со звуком «Ш», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

В дальнейшем упражнения усложняются, комплексы становятся более разнообразными.

Большое внимание уделяем  и организации упражнений  для отработки артикуляции гласных и согласных звуков (изолированных и в контексте). Для реализации этой задачи мы предлагаем использовать «Песенки – «чудесенки». Текст произносит учитель, а ученики артикулируют звуки.

Свисток раздался строгий – «ССС…».

Шипит сердито шина  – «ШШШ…».

Комар над ухом всё звенит – «ЗЗЗ…»,

Пчела над лугом всё жужжит – «ЖЖЖ…».

Воркуют голуби –  «ГРУ – ГРУ».

Трубит слонёнок – «ТУ – РУ – РУ» и т. д.

        А вот игра «Доброе утро!» :

Просыпайся,  утёнок,

- КРЯ-КРЯ-КРЯ

Просыпайся , гусёнок,

- ГА – ГА – ГА

Просыпайся, цыплёнок,

- ПИ – ПИ – ПИ….

Просыпайся, индюшонок,

-  БЛ – БЛ – БЛ и т.д.

Можно использовать «Песенки-подружки»:

В некотором царстве,

Звуко – государстве

Жили – не тужили,

С Язычком дружили:

Свистелочка  -  СССССС( Дети повторяют),

Звенелочка – ЗЗЗЗЗЗ,

Шипелочка – ШШШШШ,

Жужжалочка –  ЖЖЖЖЖЖ.

Вопелочка – ААААА,

Ревелочка – УУУУУ   и т.д.

Каждая подружка

Пела свою песенку.

От других отличную -

Песенку – чудесенку:

Вариант I: предложить детям одно звукосочетание, например: АЙ. Они должны произнести его с разной интонацией.

Вариант II:  дети сами придумывают звукосочетания, которые могут петь «подружки».

Грустиночка – …,

Удивлялочка – …,     и т.п.

Сюда же можно отнести и использование такого материала, как чистоговорки и скороговорки. Работа начинается в 1 классе. На подготовительном этапе ребята работают с чистоговорками, которые предлагаются при изучении букв.

Ра-ра-ра – начинается игра.                                           Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.

Ро-ро-ро – у мальчиков ведро.                                      Со-со-со – нам сменили колесо.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.                                  Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.

Ры-ры-ры – подарили нам шары.                                  Ча-ча-ча – была Таня у врача.

Ре-ре-ре – стоит дом на горе.                                        Ща-ща-ща – поймал Вова леща.            

Ри-ри-ри – на ветках снегири.                                        Са-са-са – на дворе роса.

Ар-ар-ар – кипит наш самовар.                                      Ша-ша-ша – мы любим малыша.  

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.                            Ша-ша-ша – я сижу у шалаша.

Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.                                    За-за-за – приближается гроза.

Ре-ре-ре – носили воду мы в ведре.                               Жа-жа-жа – залетели два чижа.

На последующих уроках первоклассники сами сочиняют чистоговорки. В работе с чистоговорками учитель вырабатывает у ребят правильное произношение звуков. Можно использовать разный темп произношения чистоговорок: от медленного до быстрого. Можно произносить чистоговорки с разной интонацией; таким образом ребята учатся выразительности речи.

                Са-са-са – прилетела оса?

                Са-са-са – прилетела оса!

                Са-са-са – прилетела оса.

После данной подготовительной работы начинается работа со скороговорками (её можно начинать во втором полугодии 1 класса). Сначала используются короткие скороговорки. В начале урока чтения отводится 5 - 7 мин на речевую разминку. Можно её проводить в игровой форме: учитель – «дирижёр», а дети – «хор». Учитель рукой показывает громкость произнесения скороговорки: рука вверх – громко, вниз – шёпотом. Он задаёт темп проговаривания скороговорки: сначала медленно, затем быстрее. После хоровой работы над скороговоркой детям даётся задание: произнести скороговорку вполголоса 3 раза каждый на своём месте. Можно использовать работу в парах: ученики по очереди рассказывают друг другу скороговорку 3 раза. После этого нужно послушать скороговорку в исполнении 2-4 ребят (скороговорка произносится не менее 3 раз.)

Учитель обращает внимание ребят на то, что качество произнесения скороговорки зависит от активной работы всего артикуляционнного аппарата: рта, губ. Для того, чтобы дети в этом убедились, можно использовать практическую работу с зеркалом.

Затем текст скороговорок усложняется:

. Возле леса на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор едет к ним ещё Егор.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.

Закрепление звуков, выработка четкой дикции осуществляются и в процессе описания иллюстраций. При назывании ребенком предметов, игрушек, изображенных на рисунках, учитель следит за тем, чтобы ученик отчетливо произносил отрабатываемые звуки. Работа по выработке правильного, четкого произношения звуков и по совершенствованию фонематического восприятия ведется параллельно. Иллюстрации, речевой материал подобраны так, чтобы одновременно с совершенствованием произносительной стороны речи упражнять ребенка и в различении определенных пар звуков на слух (свистящих и шипящих, глухих и звонких, твердых и мягких согласных, звуков л и р). При рассматривании иллюстрации ребенку предлагают среди разных предметов, игрушек найти и перечислить те, в названии которых есть определенные звуки (например, найти и перечислить сначала предметы - в названии которых есть звук с, потом те из них, в названии которых есть звук  ш).

После отгадывания загадок, заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определенные пары звуков, ученику предлагают назвать слова, в которых есть дифференцируемые звуки.

В процессе заучивания стихотворений, загадок, пословиц, а также при повторении отдельных слов следует обращать внимание на соблюдение ребенком норм литературного произношения.

Поэтому вторым  направлением  работы  по развитию речевой деятельности на произносительном уровне является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка. У ребёнка-дошкольника, который слышит и воспринимает лишь устную форму речи, навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественного речевого окружения. Младшие школьники, соблюдая объективные для всех говорящих по-русски законы произношения в обычной устной речи, нарушают их в процессе чтения, когда буквенный облик слова оказывает прямое воздействие на произношение. Для чтения учащихся начальных классов характерны следующие фонетические ошибки:– нередуцированное произношение безударных гласных – [м’а]чи вместо [м’иэ]чи, [в’эс’э]лятся вместо [в’ис’иэ]лятся; – произношение парных звонких согласных на конце слова и перед шумными глухими вместо глухих –эта[ж] вместо эта[ш], ска[з]ка вместо ска[с]ка; – чтение сочетаний стн, здн со средним согласным звуком – сви[стн]ули вместо сви[сн]ули и др.

Фонетические ошибки находятся в прямой зависимости от темпа чтения школьника: чем он ниже, тем последовательнее проявляются отклонения от фонетического произношения. Ученикам, овладевшим навыком беглого чтения целыми словами, фонетические ошибки не свойственны. Присущее чтению «орфографическое» произношение не переносится на процесс говорения: в обычной устной речи младших школьников фонетические ошибки не встречаются (исключение составляют дети, выросшие в диалектном окружении). Главной особенностью орфоэпических ошибок, вызванных несоответствием звукового и буквенного состава слова, является их широкое распространение не только в озвученной письменной, но и в естественной разговорной речи детей, не связанной с книжным текстом (рассказ, беседа). С приходом ребёнка в школу основным механизмом овладения  произносительными нормами продолжает оставаться имитация, подражание речи окружающих, причём важнейшим  фактором  становится  звучащая речь учителя. Поэтому учитель должен  говорить, соблюдая все правила русской орфоэпии.

Формирование и развитие у детей правил устной речи является содержанием работы над правильным произношением в начальной школе, которая определяется орфоэпическим минимумом, обязательным для усвоения младшими школьниками.

Основу орфоэпического минимума составляют правила произношения сочетания «чт» в местоимении что и его производных: сочетания  чн в отдельных словах (конечно, нарочно и  т.д.); сочетания щн в существительном помощник, окончания -ого, -его (зимнего) и слова сегодня; слов иноязычного происхождения типа почтальон, район; сочетаний гк, гч в словах лёгкий, мягкий; твёрдых и мягких согласных перед е в заимствованных словах.

 Такой минимум включает правила литературного произношения и ударения слов и грамматических форм современного русского языка:

1. Слова с трудным ударением: алфавит, библиотека, водопровод, гусеница и т. д.

2. Заимствованные слова: (произносится твёрдо) антенна, бутерброд, компьютер, свитер, тире, термос, шоссе; (произносится мягко) музей, паштет, рельс, фанера,. шинель.

3. Слова с трудным звукосочетанием: асфальт, балерина, бульон, велосипед и т.д.

.Необходимо научить детей правильно ставить ударение, ведь правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи.

Довольно часто, под влиянием окружающей речевой среды (в основном речи родителей), ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму. Так, в нашей местности в речи  детей наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения: в существительных в именительном падеже (гусеница, крапива, щавель, творог  и др.), в существительных в родительном падеже (волка, гуся, торта и т. д.), в глаголах прошедшего времени (взяла, дала, отняла, поняла), в правильном употреблении предлогов (до бабушки, со школы и т.п.). Часто встречается неправильная постановка ударения в сравнительном прилагательном красивее.

К сожалению, рассмотренные орфоэпические ошибки не всегда оцениваются учителями начальных классов как серьезные нарушения произносительных норм русского литературного языка.

Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к слову, предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором. Вот какие «запоминалочки» придумали наши ученики.

Не болеет гриппом Фёкла,

Потому что любит свёклу.

Не заглядывай под ель-

Не увидишь там щавель.

Брат споткнулся о порог

И рассыпал весь творог.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова.

Работа по формированию орфоэпических норм должна проводиться учителем на каждом уроке. Так, в начале периода обучения грамоте можно использовать материал из книги А. Шибаева « Буква заблудилась»:

Тает снег. Течет ручей.

Hа ветвях полно Врачей.

Hа виду у детворы

КрыСу красят маляры.

Мама с Бочками пошла

По дороге вдоль села.

Затем для усвоения смыслоразличительной функции звука могут быть использованы более сложные следующие упражнения: в каждой загадке спрятались два слова, разных по смыслу, но близких по звучанию. Нужно только один звук (букву) заменить другим.

С “к” я в школе на стене -

Горы, реки есть на мне.

С “п” - от вас не утаю -

Тоже в школе я стою. (карта - парта)

С “б” мучительной бываю,

С “м” одежду пожираю,

С “р” актеру я нужна,

С “с” для повара важна. (боль-моль-роль-соль)

Третье направление работы – совершенствование интонационных умений учащихся. Интонация – это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому.

Начинать работу следует с углубленного рассмотрения именно эмоциональной интонации.

Во-первых, следует организовать специальную работу по накоплению словаря эмоциональных состояний, так как учащиеся не имеют достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики; предметом практического освоения становятся интонации первичных эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев, страх, удивление).

Во-вторых, в качестве важнейшего средства развития интонационных умений учащихся необходимо использовать речевую ситуацию, которая обеспечивает возникновение живых, естественных  интонаций. Следует предельно детализировать обстоятельства действительности, это поможет ребёнку без труда  представить себя вместе с героем или вместо героя. Для этого используем наглядный материал - от предметов, которые можно потрогать, взять в руки (игрушки, овощи, фрукты, предметы быта) до сюжетных картинок. На основе последних проводится работа над построением сюжетной линии, над порядком слов в каждом предложении, над постановкой логического ударения в каждом предложении. Отмечаются  правильно построенные и произнесенные предложения.

Воображение пробуждает чувства, на волне эмоционального отклика – высказывание (от лица персонажа) и  получает необходимое интонационное оформление. Здесь поможет работа с пословицами, когда наряду с разбором поучительного содержания можно использовать и интонационные возможности: произнести пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.

· Правда дороже золота.

· Веселье делу не помеха.

· Смерти бояться - на свете не жить.

· Без труда нет добра.

· Родина краше солнца, дороже золота.

Потом можно произнести пословицу с иронией, с восхищением. Меняется ли смысл высказывания?

Мы также используем адыгские пословицы из сборника З. У. Блягоза «Жемчужины народной мудрости»:

  Что весной не посеял, осенью не соберешь.

  Кто рано встает, тот ест сметану.

  Для дружного стада и волк не страшен.

.        Обучение правильному произношению слов и правильной постановке ударения ведется и во время чтения.

Упражнения выполняются параллельно с работой над текстом до чтения, после чтения. Это способствует формированию умения пользоваться средствами интонационной выразительности: определять логические ударения, придерживаться пауз (пунктуационных, ритмических), регулировать силу голоса, темп чтения, тон, в зависимости от изображенных картин, расположения духа, жанровых особенностей произведения; выбирать интонацию и пантомимические средства выразительности во время произнесения слов и реплик персонажей

И в конце работы нам бы хотелось напомнить, что для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность. В настоящее время уже можно говорить о формировании методической системы коммуникативного обучения русскому языку. Появляются исследования, обосновывающие принципы, категории, понятия, новые для методики преподавания русского языка, создаются новые поколения учебников и учебных пособий, реализующих данный подход.

Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации, куда входят и орфоэпические нормы.

Особенность коммуникативно-ориентированного преподавания русского языка состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель – формирование навыков общения. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Таким образом, практическая речевая направленность – это не только цель, но и средство. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности. В процессе общения и орфоэпическая грамотность учащихся будет формироваться быстрее. Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место. Учащиеся многое переймут от своего учителя или учительницы совершенно невольно. Нам представляется, что об этом не стоит забывать ни одному учителю, а особенно учителю начальных классов, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме.

Учитель должен знать о различных концепциях, понимать сущность, достоинства и недостатки тех, на которые опирается школьный курс русского языка.

В связи с вышеизложенным мы рекомендуем с первых дней обучения ребенка в школе следить за правильной постановкой ударения в словах, неправильно произносимых не только детьми, но и их родителями, проводить разъяснительную работу на родительских собраниях. Необходимо с первых дней пребывания ребенка в школе уделять внимание работе с артикуляционным аппаратом, используя для этого логопедический материал. Нельзя забывать о примере живой речи. И, конечно же, учитель должен владеть инновационными методами и видеть перспективы развития школьного обучения русскому языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блягоз З. У.Жемчужины народной мудрости. Майкоп, Адыгейское книжное издательство, 1992 г.

   2. Бондаренко А. А.,. Калинчук М. Л. Формирование навыков литературного

 произношения у младших школьников.- М., Просвещение, 1990 г.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 2001 г.

4. Борунова, С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударения, грамматические формы/ Под. ред. Р. И. Аванесова. М., 2003

5. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Пеленг, 1992 г.

6. Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Словарь трудностей русского произношения: Ок. 15000 слов. М., 1997 г.

        7. Ушаков Н. Н. Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе. - М., Просвещение, 1980 г.

 8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., Просвещение, 1989 г.

   9. Современные подходы к развитию речи младших школьников. Начальная

 школа, № 2, 2003 г.

   10. Что такое виды речевой деятельности. Начальная школа. Плюс – минус, №  4, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Опытно-методическая работа "Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"

Объектом  исследования является проблема повышения орфографической грамотности учащихся младших классов. Предмет исследования – методы, приёмы, средства, направленные на развитие орфог...

Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения

Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения...

Работа над творческим развитием младших школьников на уроках русского языка.

Работа над творческим развитием младших школьников на уроках русского языка....