Главные вкладки

    КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
    методическая разработка по логопедии

    Андреева Наталия Викторовна

    Данная статья раскрывает пользу перекрестных (кинезеологических) упражнений в коррекционно-логопедическом обучении учащихся. Приведен пример ряда игр и упражнений на межполушарное взаимодействие, которые в своей работе могут применить как педагоги, так и родители.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

    Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие – логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие и ключевые моменты, а правое полушарие – творческое. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

    Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности? На логопедических занятиях мы используем комплекс специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном, который обнаружил огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Эти упражнения способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

    Кинезиология актуальна еще и потому, что в настоящее время растет число детей с ММД (30% от общего числа, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики). Определенную роль в возникновении играет нарушение асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

    Итак, можно выделить следующие кинезиологические упражнения:

    1. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку): предлагается прыгать так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А затем наоборот, – левая нога и правая рука. Дети прыгают вперед, в стороны, назад. При ходьбе касаются левой рукой правого колена, а потом правой рукой левого колена.

    2. Упражнение «Ленивые восьмерки»: предлагается взять в правую руку карандаш и начертить на бумаге восьмерку (знак бесконечности), а потом – левой. А теперь правой и левой рукой одновременно. Следующий вариант: начертить восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими  руками одновременно.

    3. Упражнение «Перекрестный шаг сидя»: предлагается сесть на коврик и представить езду на велосипеде, касаясь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено – правый локоть.

    4. Упражнение «Двойной рисунок»: предлагается взять в каждую руку карандаш или ручку, изобразить на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно.

    5. Упражнение «Крюки»: предлагается вначале скрестить лодыжки, а затем и руки, соединив пальцы рук в «замок» и вывернуть их. Для этого нужно вытянуть руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз, далее – перенести одну руку через другую, соединить ладони и соединить пальцы в замок. Затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижать язык к твердому небу за верхними зубами и  вернуться в исходное положение.

    6. Упражнение «Сова»: предлагается схватить и плотно сжать мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

    7. Упражнение «Колечко»: поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Усложнение – правой рукой перебираем пальцами в одну сторону, а левой в этот момент – в другую сторону.

    8. Упражнение «Лезгинка»: предлагается левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

    9. «Ухо – нос»: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

    Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Ежедневное выполнение данных упражнений дают положительные результаты в работе. Дети становятся более внимательными, усидчивыми, целенаправленными. У них пропадает страх отвечать, они становятся спокойнее, увереннее в себе. Речь из бессвязной и односложной превращается в осознанный рассказ. Учащимся становятся по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.

    Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.     Систематические упражнения по тренировке движений пальцев н...

    Профилактика и коррекция нарушений письма младших школьников с ОВЗ (I вариант обучения)

    Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. От того, как учащиеся овладевают навыками грамотного письм, во многом зависит обучение данной категории детей в целом....

    Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»

    Коррекционная  школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...

    Формирование пространственного ориентирования как средство профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников

    В этом докладе пойдет речь о том, как недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений у ребенка влияет на формирование его устной и письменной речи....

    Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

    Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...

    Нарушение чтения и письма у младших школьников. Профилактика и коррекция.

    При мониторинге письменных работ и чтения  современных школьников,  становится очевидной проблема становления данных навыков. Многие обучающиеся начальной, а также средней школы испытывают с...

    Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...