Современные коррекционные технологии в практике учителя-логопеда.
материал по логопедии

Малышева Елена Андреевна

Современные коррекционные технологии в практике учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_.docx54.95 КБ

Предварительный просмотр:

       

Современные коррекционные технологии в практике учителя-логопеда.

Азбука" для родителей ( рекомендации для родителей)

                           

02.02.2021 г.

Современные коррекционные технологии в практике учителя-логопеда.

Слайд 2 К профессиональным качествам учителя – логопеда  предъявляются высокие требования, именно от его теоретического уровня и профессионального мастерства, компетентности и трудолюбия зависит качество коррекционно-образовательного  процесса. Основным направлением логопедического воздействия  является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. В процессе логопедической работы я использую следующие современные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Информационные технологии.
  • Арт-терапия

Слайд 3 Применяя в работе здоровьесберегающие технологии (дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, физкультминутки), я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию обучающихся.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания. Во время упражнений учу детей выполнять  короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох. При освоении дыхательной гимнастики дети начинают самостоятельно регулировать продолжительность, силу выдоха, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Слайд 4 Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Для развития артикуляционного аппарата и мимики использую сказки о веселом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок). Упражнения подбираю с учётом конкретного нарушения у ребёнка.

Слайд 5 Особое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как тренировка пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие ребенка.

Провожу пальчиковые игры: с мелкими предметами, игры со скороговорками, игры со стихами, использую различные шнуровки, мозаики.

Активно использую «Су-Джок». Эта терапия  расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок.

Также использую физминутки, во время проведения, которых движения сочетаются со словом, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Слайд 6 Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяю  игровые  технологии.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

В  коррекционном классе подобраны игрушки, реальные предметы, объекты природы (овощи, фрукты), дидактические игры.

Игрушки использую, как героев, создающих мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент.

Игры с предметами развивают  мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и совершенствуют  речь.

С помощью дидактических игр «Подскажи словечко», «Назови ласково» провожу работу по закреплению навыков словоизменения и словообразования. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря..

Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча.

Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Слайд 7 Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда школы – интернат.  Они вызывают положительные эмоции у обучающихся, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития. У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большой образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности – игровой

 

Слайд 8 Информационные технологии

Применение современных  ИТ  на занятиях по коррекции речи способствует развитию самоконтроля у детей, повышает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, значительно сокращает время формирования произносительных навыков. При использовании в работе компьютерной техники решаю две основные задачи специального обучения:

  • формирую у детей умение пользоваться компьютером;
  • применяю компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

На занятиях я использую цифровые образовательные ресурсы, которые  развивают слуховое восприятие, навык правильного произношения,  умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.

Слайд 9 Использую информационно-коммуникативные  технологии в виде электронных пособий для демонстрации на мультимедийном проекторе: «Уроки тетушки совы», Логопедические игры портала Мерсибо, Логозаврия, Теремок, «Логопедические упражнения» и т.д.

При демонстрации презентационных материалов  обучающиеся лучше воспринимают  обучающий материал, у них повышается интерес к изучению нового, активизируется  познавательная деятельность, развивается мышление.

Слайд 10 Логопедический тренажер  Дельфа  Программа содержит упражнения направленные на преодолении недостатков в формировании звуковой стороны речи (постановка правильного речевого дыхания, коррекция назального оттенка голоса, формирование умения произвольно изменять силу голоса, развитие фонематического восприятия, обучение слитному произношению слов различной звуковой и слоговой сложности); коррекцию лексико-грамматической сторон речи (работа над звукобуквенными грамматическими обобщениями, формирование обобщенного лексического значения слова, расширение словарного запаса в рамках различных морфологических категорий), а так же предупреждение или коррекцию нарушений чтения и письма

    ДЕЛЬФА – 142 – логопедический тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами: от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания до развития лексико – грамматической стороны речи

 Слайд 11 Также в своей работе использую программно-аппаратный комплекс для начальной школы Multikid.  Раздел дела сезонные, по обобщающим понятиям: времена года, одежда.

Слайд 12 Технологии арт-терапии

Арт-терапия технология, позволяющая создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста, коррекции и развитии ребёнка.

В ходе занятий использую: рисунок, , фотографию, лепку,  , мозаика, т. д. В качестве материала могут быть применены как природные материалы ( мел, песок, листья, камни, ветки, овощи, фрукты и т. п., так и искусственные (краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка целлофан и т. п.). Применение данной технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи позволяет получить положительные результаты.

Слайд 13 Творчески моделируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике,  коррекционно – образовательный процесс  становится более  результативным и эффективным.

Динамика результатов коррекционной работы: в прошлом учебном году 

формирование произносительной стороны-  увеличилось на 3 чел. 33%

нарушение устной речи -4 чел. 25%

нарушение письменной речи – 7 чел. 14%

нарушение чтения – 6 чел. 17%

Решение: для повышения качества образования в коррекционной работе систематически применять разнообразные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные технологии в работе учителя-логопеда

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....

Коррекционные технологии в  работе учителя – логопеда.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.

Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. С...

Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда.

В логопедической  работе  с детьми с ОВЗ применяю различные педагогические технологии....

Коррекционные технологии в работе учителя -логопеда

Статья "Коррекционные технологии в работе учителя-логопеда" будет интересна студентам, начинающим логопедам, родителям.Сейчас слишком много внимания уделяется важности владения учителем комп...

Использование современных педагогических и коррекционных технологий в работе учителя-логопеда.

Этот материал будет полезен учителям - логопедам начальной школы, а также логопедам детских садов....