Использование современных педагогических и коррекционных технологий в работе учителя-логопеда.
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Татьяна Владимировна Седова

Этот материал будет полезен учителям - логопедам начальной школы, а также логопедам детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических и коррекционных технологий

в работе учителя-логопеда.

Нарушения речи - распространенное явление среди школьников. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения,  зависят от  вовремя проведенной логопедической коррекции.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы.

Необходимо обратить внимание на принципиальные моменты организации и реализации логопедического воздействия.

Вся коррекционная работа по устранению нарушений письменной и устной речи имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку.

Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых - активизация речемыслительной деятельности ребенка. Это составляет суть логопедической работы.

В настоящее время логопед должен владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и коррегирующих методик.

Существует много методик обучения детей с нарушениями устной и письменной речи.  Но все они сходятся в том, что для обеспечения достаточно эффективного коррекционного воздействия на учащихся в условиях логопункта, необходимо:

-  как можно раньше выявить таких детей и организовать их коррекционное обучение с целью предупредить прямые и отсроченные последствия дефекта и нарастания педагогической запущенности;

-  предусмотреть такое содержание и такую направленность коррекционного обучения, которые предусматривают ликвидацию первичного дефекта на уровне устной формы речи;

- комплексные методики являются наиболее результативными.

Суть комплексного метода состоит в создании такой методики, которая была бы фиксирована на решении задач развития речи и психофизических функций детей с речевыми нарушениями.

Для того, чтобы не превратить логопедические занятия в бесконечный процесс написания или переписывания, а обеспечить разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации, можно использовать  элементы методики Садовниковой И.Н..

Данная методика предлагает оригинальную систему работы по преодолению нарушений письменной речи «без ручки и тетради», предлагая достаточный объем разнообразных упражнений, большая часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи (карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом, с хлопками).

Занимательный речевой материал также способствует снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, и создает положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий.

При планировании занятий возможно применять методику Ефименковой Л.Н. по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся 1 класса.

В этой методике определенную нагрузку несет организационный момент, который является связующим звеном между занятиями. Перед началом занятия логопед дает ученикам коротенькое задание, цель которого — повторить, закрепить или вспомнить материал предыдущего занятия.

 При выборе оптимальных форм и методов логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития и состояние здоровья категорий обучающихся,  в том числе путем изменения, дополнения, адаптации названных методик.

Основной формой организации логопедической работы является индивидуальное, подгрупповое и групповое занятие. 

Коррекционные логопедические  занятия на основе подгруппового и группового метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у  учащихся, а дифференцирование – это способ, который позволяет  мне работать с учащимся, учитывая их индивидуальные особенности.

В своей работе использую элементы современных коррекционных и образовательных технологий,  которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала.

Использование на занятиях коррекционно- развивающих технологий способствует активизации мыслительной деятельности, развитию  психических функций (памяти, произвольного внимания, мышления восприятия), моторики,  устной и письменной речи обучающихся, усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности.

На своих занятиях применяю следующие технологии:

1.Технологию личностно-ориентированного обучения, направленную  на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. При личностно-ориентированном подходе школьный логопед корректирует недостатки устной и письменной речи учеников путем восполнения дефицита функций анализаторных систем (слуховой, рече- и рукодвигательной, зрительной). .

Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.

В своей деятельности придерживаюсь мотивационно- ценностного отношения к детям с проблемами в развитии, принимаю и понимаю их психофизиологические, психические, речевые и поведенческие особенности.

В качестве основного критерия эффективности коррекционно-развивающей деятельности считаю личностное развитие ребенка, его адаптированность (в первую очередь коммуникативную) в среде сверстников, а затем уже академическое продвижение в процессе овладения чтением, письмом, связной речью. При проведении промежуточных и итоговых мониторингов сравниваю результаты предыдущих проб с данными пробами, отслеживая положительную динамику каждого ребенка.

2.Здоровьесберегающие технологии, предполагающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:

- сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;

- формирование у младших школьников желания и умения учиться быть здоровым;

- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.

При составлении программ для меня основным требованием было максимальное использование здоровьесберегающих технологий. Реализуя авторский подход при обработке  и самостоятельном составлении программ, вношу дополнительные элементы оздоровительных мероприятий в виде пальчиковой гимнастики, психогимнастики, элементов самомассажа, физминуток, голосовых и дыхательных упражнений, упражнений по сохранению зрения (по методике Базарного В.Ф.)

В процессе коррекционно-развивающей работы обучаю детей простейшим и общедоступным методам профилактики болезней, способам сохранения здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.

Особое внимание хочу обратить на использование арт-технологий (музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии).

Занятия с использованием элементов арт - терапевтических техник способны повысить самооценку, помочь детям контролировать свое поведение. А это очень важно, так как контроль над поведением и эмоциями помогает  ребенку принимать решения, делать выводы.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Многие дети жалуются, что не могут работать в классе, потому что там шумно. Логопедические занятия можно сопровождать музыкой (релаксирующей, где звуки музыкальных инструментов дополняются звуками природы). Она является прекрасным фоном, когда дети работают самостоятельно. Такие занятия помогают адаптироваться к работе в условиях группы:

- дети слушают хорошую музыку и она их успокаивает;

- создается дополнительная слуховая помеха, дети должны прислушиваться, то есть развивать слуховое внимание.

Сказкотерапия. Моделирование и проигрывание сказок на логопедических занятиях, позволяет развивать мотивацию вербального общения, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас, совершенствовать связные высказывания.

Часто на логопедических занятиях использую элементы изотерапии (штриховки, раскрашивание контурных картинок, рисование мелом, красками, карандашами). Рисование улучшает качество зрительно-моторной координации, которая является базовой для успешного обучения в школе и улучшения качества письма в любом возрасте; стимулирует развитие речи; способствует формированию психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления). В процессе рисования происходит коррекция и компенсация недостатков познавательной сферы, развитие мелкой моторики, самоконтроля.   Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить  эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

3.Игровые технологии, способствующие созданию на логопедических занятиях непринужденной, доверительной атмосферы, в которой учащимися даются свободные высказывания, фиксирующие объективный результат логопедической коррекции.

        Применение игровых технологий обеспечивает свободу действий обучающихся на занятиях, развивает творческие способности, вызывает положительные эмоции в отношении учебного процесса, воспитывает чувство товарищества и партнерства в игровой  и учебной ситуации.

Игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации коррекционного процесса в форме различных игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

 При проведении занятий применяю предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, игры-путешествия. Специально подобранные игры способствуют развитию у детей артикуляционной моторики, слухового внимания и фонематического слуха, подражательности речи и движениям логопеда, пополнению и активизации словаря, преодолению нарушений письма и чтения, развитию эмоционально- волевой сферы.

Для закрепления знаний и умений  по темам активно использую на занятиях игровую методику Козыревой Л.М..

Игровые логопедические занятия привлекают детей, повышают мотивацию к посещению занятий и активной работе на них.      

4.Информационно- коммуникационные технологии. Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить мотивацию, заинтересованность детей в занятиях, дает реальную возможность для качественной индивидуализации обучения детей.

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания учащихся,   расширению возможностей работы с наглядным материалом, интенсификации работы с результатами логопедических мониторинговых исследований.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Своевременное переключение видов деятельности, включение в работу всех анализаторов, подача речевого материала с оптимальной дозировкой по времени и объему, соблюдение охранного режима - залог положительной результативности коррекционно- развивающего процесса.

Использую информационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной   презентации, как наглядного дидактического материала, а так же  как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.

Дифференцированно подбираю интересные задания для занятий с логопедических сайтов «Логозаврия», «Болтунишка», использую логопедические  компьютерные программы («Игры для Тигры», «Развивайка для первоклашек»), которые позволяют вести логопедическую коррекцию с применением оригинальных инновационных подходов.

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии, но позволяет эффективно работать и с детьми, имеющими другие речевые нарушения.

Задания из компьютерной программы «Развивайка для первоклашек» пополняют словарный запас учащихся, эффективно дополняя  знания, полученные на уроках, способствуют развитию логического мышления, памяти.

Применение этих программ:

-  делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в них представлены в игровой, интерактивной форме;

- позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов, так как слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль;

- дает возможность индивидуальной настройки , так как содержат различные по сложности или объему варианты заданий;

- повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Продумывая ход занятия с использованием ИКТ, нельзя забывать о здоровьесбережении учеников. Эффективность занятия во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами.

Применение вариативности в использовании перечисленных технологий зависит от уровня и степени речевого дефекта учащихся. На практике удалось выявить, что эффективно проходят коррекционно- развивающий процесс с использованием игровых, дидактических технологий учащиеся, имеющие логопедическое заключение - ОНР (НвОНР) и несформированность письма и чтения, обусловленная ОНР (НвОНР). Младшие школьники, имеющие нарушения произносительной стороны речи, ФН, ФФН,  несформированность письма и чтения, обусловленную ФФН, предпочитают логопедические занятия с использованием информационных, коммуникационных, дидактических технологий. Дети, имеющие нарушения высших психических функций, более всего нуждаются в разнообразии коммуникационных, здоровьесберегающих, технологий, так как  у них затронуто не только устное оформление речи, но и эмоционально- волевая сфера, личностные характеристики.

Все, без исключения, младшие школьники с удовольствием приемлют элементы  изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому, в совместной деятельности с детьми, я исполь...

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.

Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. С...

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...