Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
материал по логопедии на тему
Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому, в совместной деятельности с детьми, я использую различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно - образовательной работы, соблюдая при этом принципы: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому в совместной деятельности с детьми я использую различные современные образовательные педагогические технологии, соответствующие основным направлениям воспитательно - образовательной работы, соблюдая при этом принципы: невмешательства, поддержания интереса, порядка, свободы выбора, творчества, успешности. Остановлюсь на некоторых из них:
1. Использование элементов информационных компьютерных технологий повышают эффективность коррекционного процесса, мотивацию детей к занятиям, формируют сотрудничество и новые формы общения между ребенком и педагогом. Коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. У школьников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы. Подача материала на логопедическом занятии должна быть более индивидуализированной, чем на уроке в классе и компьютерные технологии помогают решить эту задачу.
Используя ИКТ в своей работе, я решаю для себя ряд задач:
• использование развивающих программ с целью постановки или автоматизации звуков;
• разработка демонстрационного материала для использования в логопедических занятиях;
• создание базы данных речевого развития учащихся начальной школы;
• разработка контрольно-измерительных материалов для мониторинга развития навыков письма и чтения.
Анализируя использование информационных технологий в логопедической работе можно отметить следующие преимущества:
- разнообразие форм учебной деятельности;
- комфортность работы с материалом;
- повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- усиление наглядности занятия, возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
- эффективность усвоения материала за счет повышенного эмоционального тонуса, т.е. осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;
- оптимизация учебного процесса.
2. Инновационные технологии, к ним относятся:
Арттерапевтические технологии являются средствами свободного самовыражения через игру, сказку, музыку. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. К этим технологиям относится схемотерапия или мнемотехника.
Это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Это система помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Текст к слову зарисовывается схематично. Глядя на схемы, ребенок учится легко воспроизводить текстовую информацию.
3. Проектная деятельность.
Этот вид технологий позволяет сформировать коммуникативные умения, обобщенность умственных действий, развитие связной диалоговой речи, самооценочной деятельности младших школьников. Актуальное значение деятельности приобретает не столько взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
4. Здоровьесберегающие технологии.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей младшего школьного возраста. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. Здоровье нации - одна из актуальных тем современного общества. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии, влияют на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации школьников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают учителю-логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Контингент логопедических групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и в течение всего времени пребывания в школе.
Здоровьесберегающие технологии делятся на три категории:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:
1.1. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- укрепит мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшит спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
1.2. Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. На занятиях я широко использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха.
1.3 Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. При ее проведении я применяю наглядный материал, обучающий показ упражнений.
Примеры:
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом прикрыты.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
Прежде всего, это обучение детей различным видам логопедических массажей и самомассажей.
2.1 Логопедический массаж – это часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж я использую в логопедической работе с детьми с дизартрией. При этих формах речевой патологии массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Наряду с массажем, который проводится логопедом, можно обучить ребенка самомассажу.
2.2 Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Эффективен и ручной самомассаж пальцами, зондами, зондозаменителями. Чаще всего эта работа осуществляется перед выполнением заданий, связанных с письмом в течение 1 минуты.
2.3 Применение динамических пауз, физминуток.
Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях. В процессе логопедической работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Виды физминуток:
1. Оздоровительно-гигиенические физкультминутки
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
2. Танцевальные физкультминутки
3. Подражательные физкультминутки
4. Двигательно-речевые физкультминутки
3. К Коррекционно-развивающим технологиям относятся:
3.1.Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики осуществляю как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям и учителям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.
Упражнения провожу с детьми и на музыкальном материале и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
3.2. К Коррекционно-развивающим технологиям относятся: кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Зайчик – колечко - цепочка», «Зайчик – коза-вилка» и т.д. А так же упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии.
Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности образовательной, развивающей работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в
логопедии у детей:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- улучшается развитие общей и мелкой моторики;
- повышается речевая активность.
Таким образом, применение современных технологии в развивающей, логопедической деятельности способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию школьника. Мы понимаем, что у каждого ребенка с его особенным внутренним миром, своей внутренней жизнью должно быть счастливое детство. Создать условия для этого, помочь ему найти себя, ощутить радость открытия своего «я» - наша главная миссия.
Литературные источники и интернет-ресурсы:
1. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.
2. Е.В. Зубович, Н.П. Мещерякова, С.В. Леонтьева. Коррекция стертой формы дизартрии. Саратов, 2008 г.
3. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей/ Сост. Н.В. Нищева – Спб, 2010 г.
4. Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова. М., 2003 г
5. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. М., 2004 г.
6. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия. М., 2003 г.
7. www.logoburg.com 10. festival.1september.ru 11. forum.aspu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Статья об использовании ИКТ в коррекционной работе с обучающимися начальной школы...
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....
«Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»
В данной статье освещены актуальные вопросы использования компьютерных технологий в работе учетеля-логопеда....
Использование информационно компьютерных технологий в коррекционно –развивающей и реабилитационной работе с детьми с ментальными нарушениями
компьютерные игры с детьми с ментальными нарушениями....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО–РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ
Использование в процессе коррекционного обучения информационно–коммуникативных технологий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникати...