Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми.
методическая разработка по логопедии

Михайлова Алсу Таштимировна

Статья об использовании ИКТ в коррекционной работе с обучающимися начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми

Михайлова А.Т.

Нижневартовский район, п. Излучинск

МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП№1»

Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени, в результате чего может снизиться мотивация учения, повышается утомляемость. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.  

Для реализации коррекционных задач, для повышения мотивации детей, на логопедических занятиях используются информационно-коммуникационные технологии. ИКТ позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Одним из направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Мультимедийные презентации, применяемые на логопедическом занятии, создаются в программе для создания презентаций POWER POINT. Медиазанятия проводятся в логопедическом кабинете, оборудованном компьютером, мультимедийным проектором, экраном, с соблюдением санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

Мультимедийные презентации используются для фронтального и группового обучения, как целое занятие или его часть: на этапе введения нового материала и закрепления материала, на этапе контроля знаний. Широкий изобразительный ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесс помогают обучаемым целостно воспринимать предлагаемый материал. Мультимедийные презентации дают возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала, имеющего высокую степень наглядности, возможность поэтапной демонстрации материала (порционное введение), использование моделей и  схем, динамических экранных эффектов (эффектов мультипликации), что повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок, сопровождающихся звуковым оформлением.

Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на обучаемого через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75%.

Применение технологий мультимедиа на занятии вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Преимущество в использовании мультимедийных презентаций - свобода в выборе содержания и компоновки заданий, последовательности предъявления заданий, определении кратности выполнения упражнений, организации формы и способа деятельности детей.

Об эффективности внедрения в коррекционно-образовательный процесс такого способа получения знаний, говорят следующие позитивные факторы:

- лучшее и более глубокое понимание детьми изучаемого материала;

- повышение мотивации учебной работы учащихся на занятии за счет мультимедийных эффектов;

- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Свои неоспоримые преимущества имеет работа в программе «Word», и при наличии компьютера она может и должна быть использована учителями-логопедами общеобразовательных школ для успешного преодоления трудностей и нарушений в формировании письменной речи учащихся.

Процесс работы в текстовом редакторе напоминает обучение грамоте в начальной школе – поиск нужной клавиши сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе с компьютером включаются речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы. Движение пальцев по клавишам способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Программа «Word», позволяет сохранить в памяти компьютера задание в первоначальном виде, что дает возможность проработать его со многими детьми. При этом в любой момент мы можем усовершенствовать задание, внести в него коррективы в соответствии с индивидуальными трудностями конкретного ученика.

Удобство и эффективность работы в текстовом редакторе очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, заменить часть задания.

На логопедических занятиях так же используются:

  1. Программно-методический комплекс «Семейный

наставник. Русский язык. Начальная школа», Инис-Софт, Минск.  

“Семейный наставник” - это серия обучающих программно-методических комплексов, которые при установке интегрируются в единое целое. Главный программный модуль предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Выполняя задания, ребенок сразу видит на экране результат своей работы и допущенные ошибки.

2. «Учимся с Гарфилдом» (для дошкольников, перво- и второклассников). Руссобит-М.

Комплекс программ «Учимся с Гарфилдом»: веселая учеба с котом Гарфилдом. Дети узнают, что такое гласные и согласные буквы, как они складываются в слоги, и как из слогов образуются слова. Кроме того, Гарфилд рассказывает о лексике русского языка, учит правильно использовать слова. Вместе с Гарфилдом ребята развивают навыки чтения, учатся правильно и грамотно писать. Программа помогает развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в начальной школе.

3. «Баба Яга учится читать». Компания «МедиаХауз».

4.«Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык». ООО «Кирилл и Мефодий» и др.

Специфика коррекционного обучения заключается в том, что ведущим компонентом содержания логопедического занятия являются не основы наук, а способы различных видов деятельности – говорение, аудирование, чтение и письмо. Все программы в разной мере соответствуют этим требованиям.

Простота в установке и управлении делают доступными интерактивные программы во время логопедических занятий, а применение чрезвычайно эффективное, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать логопедическую помощь, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Использование указанных программ в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Имеющийся опыт показывает, что педагогические возможности компьютера, как средства обучения, по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает обращаться за помощью к учителю или добывать знания самостоятельно.

Применение ИКТ в коррекционной работе:

– в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений).

С помощью ИКТ можно разнообразить традиционные методы обследования речи детей, используя не просто предметные картинки, а красочные изображения предметов и сюжетов на компьютере. При обследовании состояния языкового анализа и синтеза можно применить метод компьютерного тестирования. Результаты логопедического обследования оформляются в виде электронных таблиц, графиков, диаграмм. При повторном обследовании в конце учебного года новые данные заносятся в таблицы, строятся сравнительные диаграммы, на которых можно проследить результаты коррекционной работы.

Современные средства ИК технологий помогают разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому, в совместной деятельности с детьми, я исполь...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...

«Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»

В данной статье освещены актуальные вопросы использования компьютерных технологий в работе учетеля-логопеда....

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО–КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО–РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ

Использование в процессе коррекционного обучения информационно–коммуникативных технологий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникати...