Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.
методическая разработка по теме

Кирьянова Зоя Ивановна

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения  ФГОС НОО. Технология  сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Когда – то  очень давно ещё  в конце 19 века английский философ  Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования.  Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС  НОО она существенно возрастает. В чём заключается роль учителя начальных классов при  переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?  Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и «научить учиться», привить две группы новых умений. Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться.  Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?",  учитель     должен     понимать, "Как учить?"   Рост педагогического мастерства учителя  -  необходимый   показатель качества его работы. Учитель должен не только  знать учебный материал, но и осваивать и внедрять новые  передовые технологии  обучения.  

  (Слайд 1)   «Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО».

  Начальная  школа   также   должна  формировать   и  опыт самостоятельной  деятельности,  личной ответственности  обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество  образования. Одной из важных является коммуникативная компетентность, которая не возникает на пустом месте, а  формируется. Как  и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. С этой целью большое внимание уделяется одному  из способов  коллективного взаимодействия – работе в группах, которая  способствует активизации  познавательной деятельности  учащихся и формированию  у них таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь, формированию коммуникативных навыков.      

  ( Слайд  2)    На своих уроках я широко применяю  технологию  сотрудничества.

  (Слайд 3)    Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

 ( Слайд  4)   Цели  групповой работы: повышение  учебной мотивации, развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных качеств (самостоятельности, ответственности, трудолюбия и др.).

  ( Слайд  5)    Главная идея обучения в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто выполнять что – то вместе.                                   

     Начинать   вводить  элементы групповой работы надо  уже с первых дней учёбы детей в школе, первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. При делении  детей на группы, надо  учитывать  характер каждого ребёнка, уровень его умственных способностей, межличностные взаимоотношения. Я назначаю в группе  ответственного  или капитана команды и  ему в помощь эксперта – консультанта.  Эти  ученики  руководят работой группы, оказывают помощь тому, кому она требуется,  и контролируют выполнение заданий. На  первых уроках, проходящих на основе технологии сотрудничества, лучше комплектовать небольшие группы,  по 3- 4 человека. Организация таких групп требует минимальной перестановки мебели в классе, а работа больших групп, по 5 – 6 человек  связана с существенной перестановкой столов. Исследования показали, что оптимальной  является группа численностью до 6 человек, поскольку более в многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех его членов.  Желательно, чтобы в группу вошли ученики с разными учебными возможностями, мальчики и девочки.   А, чтобы  у ребят сложился  опыт работы в группе,  состав группы  надо стараться  оставлять стабильным , (дети должны привыкнуть друг к другу и уважать мнение каждого участника), по знаниям группы – разноуровневые, по умениям и навыкам работы – равноценные, капитаны команд  должны пользоваться авторитетом, так как их мнение  при оценивании каждого участника будет учитываться (оценивание открытое).  Обладая  разной обучаемостью,  интересами и работоспособностью,  такие ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у них ошибок. В результате они и сами глубже  проникают в  учебный материал.

Группа  же составленная  только из слабых учеников, будет неработоспособна, так как в ней некому  будет руководить познавательной деятельностью, а учащиеся не могут помочь друг другу. Хочу отметить, что планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в одну группу закадычных друзей или подружек или, наоборот, детей, недолюбливающих друг друга. Следует обратить внимание и на личностные  качества отдельных учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и

 ( Слайд 6)    Прежде чем работать в группе,  я знакомлю  с правилами  работы  в ней,  а  в дальнейшем  всегда эти правила выполняем.

                                     Правила работы в группе.

- в группе должен быть ответственный.

-  работать должен каждый на общий результат.

-  один говорит,  другие слушают.

- своё несогласие высказывай  вежливо.

 (Слайд 7)   Правила организации учебного сотрудничества на уроках.

- к  групповой работе на уроке можно обращаться на различных этапах урока, в зависимости  от необходимости и целесообразности такой работы. Учителю полезно иметь в виду, что продолжительность групповой работы в начальных классах  особенно  на первых порах составляет 5 – 7 минут, т.е. достаточно  невелика.  Это связано  с тем, что  младшие  школьники,  не обладая необходимыми для сотрудничества  умениями, часто  создают излишний шум, который может стать помехой для усвоения учебного материала.

- нельзя  принуждать к общей работе  детей,  которые не хотят вместе работать, можно разрешить ребёнку отсесть и работать  в одиночку, при этом учитель не должен показывать своё недовольство.

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем  представить  «продукт»  своего труда.

  ( Слайды  8,9)    Примеры заданий   для обучения  в сотрудничестве:

- провести небольшую исследовательскую работу

- выполнить задание по «цепочке: прочитать текст, проверить

       словарные слова, таблицу умножения и т. д.

     - подготовить ответы  на вопросы по новому материалу

     - инсценировать сказку, басню или рассказ

    - придумать сказки, фантастические рассказы  по  учебным темам,

       например, «Что было, если бы …»

- составить  загадки или кроссворды  по какой – либо теме

- изготовить композицию по сказке  на уроках технологии  

 ( Слайды 10 - 13)     Положительные моменты групповой  работы

- идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки

- развивается творческая самостоятельность, вырастает чувство ответственности

- сохраняется интерес к   познанию

      При групповой форме деятельности  отдельные учащиеся  ставятся в положение учителя, у ребят появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. В результате формируется  чувство взаимной ответственности, интерес к работе товарищей, создаются условия развития и саморазвития младших школьников под влиянием сверстников. При этом в группе возникает необходимость разнообразия мнений, действий, её участники испытывают  удовлетворение от активного участия в совместной работе.

      Кроме того, групповая  работа удовлетворяет потребность в общении, способствует более раскованному поведению учащихся при обсуждении, создаёт больше возможностей для поиска творческих решений, формирует организаторские и рефлексивные способности. Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.

  Всё это, конечно, хорошо, если в классе  мало слабых детей.  А если их  много... То, работая в группе, ученики остаются на едином  для всех его участников уровне усвоения знаний, а  некоторым учащимся этого явно мало, у них  появляется неудовлетворённость, потребность  в более трудных типах задач и оригинальных заданиях. Для таких учеников длительная работа в группе совместно с более  слабыми товарищами  нежелательна. ( Это моё личное мнение)   Поэтому я время от времени создаю специальные, так называемые олимпиадные группы из сильных учеников  или организую их индивидуальную работу.

       При подборе заданий  для групповой работы в сотрудничестве разные группы получают либо одинаковые, либо различные задания,  что определяется темой и целью урока. Иногда  группы  различаются по типу работы  (одна группа  проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему, четвёртая работает со словарями),  по уровню сложности задания с учётом развития учащихся. Если задания для всех групп одинаковы, то чаще всего учащиеся принимают это как ситуацию соревнования, но лучше, чтобы группы не соревновались между собой.  Группы соревнуются при проведении внеурочных мероприятий по предмету, литературных викторин, КВН, турниров и т. д. 

Кроме того, часто использую работу в парах. Задания дети выполняют либо вместе, либо вариативно, потом проверяют  друг у друга.  В парах  дети работают на ноутбуках, выполняя задания  к электронному приложению по русскому языку, математике, окружающему миру. Проверяют друг у друга и домашние задания.  На уроках чтения и окружающего мира при проверке домашнего  задания в парах,  сначала  один ученик   выступает в роли учителя, задаёт товарищу  как можно больше толковых вопросов, а другой отвечает, а потом наоборот.

     Приведу примеры  работы в группе.

Например.  Группам даётся задание ответить на вопросы по новому материалу. В группе 4 человека: сильный, двое  средних  и один слабый ученик. Работа  строится  следующим образом: сильный ученик непосредственно  отвечает  на вопросы и руководит работой группы, слабый ученик находит подтверждение  его ответов в тексте учебника, два других работают так:  один записывает ответы на лист бумаги, другой придумывает или находит в учебнике примеры.

Бывает и так, что во время выполнения задания дети часто меняются ролями.

Другой пример.   Задание «Четвёрка».

При  отработке правописания словарных слов один из учеников (ведущий) диктует трём другим слова по карточке, затем проверяет правописание продиктованных слов. После этого роль ведущего переходит к следующему игроку четвёрки и т. д.

   Метод  «пила»  применяется тогда, когда учебный материал можно разбить на фрагменты. Причём число таких фрагментов должно совпадать с числом участников группы. Каждый участник назначается  ответственным  за свой фрагмент учебного материала.  В начальной школе этот метод   особенно удачно используется на уроках ознакомления  с окружающим миром при подготовке  совместного  доклада, проекта.  Например, в ходе повторения  на  уроке по теме «Природные зоны»  группы могут получить разные задания, выполняя которые каждая группа расскажет о животных, растениях, климате, труде и быте людей, географическом расположении какой – либо природной зоны.  На уроке литературного чтения метод «пила» можно применять при изучении биографии писателей или  анализе литературных произведений, при обобщающем повторении.

 На уроке технологии  «Лепка из пластилина» учитель даёт группам, состоящим из 4 – 6 человек  задание: изготовить композицию по сказке  «Колобок». Ведущий в группе предлагает общую  композицию: какой фрагмент сказки будет  представлен в композиции, какие фигурки в какой позе, с каким настроением следует вылепить, продумывает расположение фигурок на листе, распределяет  изготавливаемые изделия по исполнителям, следит за соотношением размеров, каждый ребёнок отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными.

    Другие группы  могут получить такое же задание. Если задание одинаковое для всех групп, то,  естественно,  группы имеют право  выбрать разные эпизоды сказки или создать свою  собственную композицию по  одному и тому же эпизоду. В этом случае при подведении итогов работы интересно будет сравнивать результаты различных групп. Возможен и другой  вариант: группам предлагаются разные сказки. В этом случае выбор сказки может осуществляться по жребию.

       Подготовка к уроку в сотрудничестве  - довольно  трудоёмкий процесс,  требующий от учителя определённого энтузиазм

   (  Слайды  14 - 16)   Технология подготовки и проведения урока в сотрудничестве на основе малых групп.

1 этап.   Выбрать тему, цель и задачи урока.

Цели и задачи определяют основные виды деятельности школьников, которые учитель планирует организовать  на уроке. Учитель должен подумать, какие из них  «передать»  в группы.

2 этап.  Определить объём учебного материала, подлежащего изучению на уроке.

Объём  материала  будет меньшим, чем при обычной организации обучения. Следовательно, надо продумать,  за счёт чего возможна экономия, определить возможный резерв учебного материала.

3 этап. Подготовить задания для  групповой работы: необходимый дидактический и раздаточный материал.

Это самое трудоёмкое звено в технологии. Но чем больше сил учитель тратит на продумывание и подготовку материала, тем успешнее  пройдёт урок сотрудничества.

4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектования групп,  расстановке мебели в классе.

5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли  (ответственный за идею, ответственный за написание,  докладчик, ответственный за культуру поведения, организатор активной деятельности, ведущий и  др.)

6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы.

7 этап. Разработать правила индивидуального  и группового оценивания.

Это важный и обязательный момент урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставление им отметок, необходимо комментировать проявленные ими коллективные  качества, подчёркивать вклад в общее дело. 

  ( Слайд 17 )    Дети – это будущие взрослые.  Любой детский с коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня  детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить  в  действительно демократическом обществе.

   (  Слайд 18     Творческих вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО»

Слайд 2

« Технология сотрудничества на уроках в начальных классах»

Слайд 3

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

Слайд 4

Цели: «Повышение учебной мотивации, развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных качеств (самостоятельности, трудолюбия и др.)

Слайд 5

Главная идея обучения в сотрудничестве Учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Слайд 7

Правила организации учебного сотрудничества на уроках продолжительность групповой работы в начальной школе составляет 5 – 7 мин. нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; можно разрешить ребенку отсесть и работать в одиночку, при этом учитель не должен показывать свое недовольство; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.

Слайд 8

Примеры заданий для обучения в сотрудничестве : провести небольшую исследовательскую работу выполнить задание по «цепочке» - прочитать текст, проверить словарные слова, таблицу умножения и т. д. подготовить ответы на вопросы по новому материалу инсценировать сказку, басню или рассказ придумать сказки, фантастические рассказы по учебным темам («Что было, если бы: », составить загадки или кроссворды по какой – либо теме изготовить композицию по сказке на уроках технологии при работе с пластилином или бумагой

Слайд 10

Положительные моменты групповой работы идёт активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, формируются коммуникативные навыки развивается творческая самостоятельность, вырастает чувство ответственности сохраняется интерес к познанию

Слайд 14

Технология подготовки урока в сотрудничестве : 1 этап. Выбрать тему, цель и задачи урока 2 этап. Определить объём учебного материала, подлежащего изучению на уроке 3 этап. Подготовить задания для групповой работы: необходимый дидактический и раздаточный материал 4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектования групп, расстановке мебели в классе 5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли. 6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы 7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания

Слайд 17

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

Слайд 18

Творческих вам успехов!