Использование технологии проблемного обучения на разных этапах урока в начальных классах (из опыта работы)
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Что такое технология проблемного обучения. Как эффективно использовать её на уроках в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологии проблемного обучения на разных этапах урока в начальных классах
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №11
г.о. Октябрьск Нестеровой Т.В.
(1 слайд)
В своей работе часто использую проблемное обучение. Проблемная ситуация–это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить какое-то явление, событие, не может достичь цели известным ему способом. Возникает познавательная потребность, которая толкает к поиску нового способа объяснения или способа действия, для решения проблемы.
(2слайд)
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразии по-своему, затем сформулировали вывод.Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.
В жизни часто приходится сталкиваться с проблемами и решать их. Родители часто обижаются, что школа не учит детей жизни, и следовательно, дети не умеют решать именно жизненные задачи.(3 слайд) Посмотрите, кто активный - сам человек. А если мы посмотрим на структуру традиционного урока, на котором учились мы сами (клик). Наша с вами задача показать детям, что проблем не надо бояться, а надо в них разобраться и решить их. В этом нам и поможет проблемно-диалогический урок (4 слайд)
Типы проблемных ситуаций:
1. Ученики не знают способ решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
2. Ученики сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
3. Имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
4. Имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у школьников знаний для теоретического обоснования.
На уроке получения новых знаний должны быть проработанв два звена:
1-постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования:
2- поиск решения проблемы – это этап формулирования нового знания.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
(5 слайд)
- Пример противоречий двух мнений. Два ребёнка высказали своё мнение, кто прав?
- Этот приём использовала на уроке русского языка тема «Перенос слов». Читала загадки, отгадки записывала на доске. Одно слово не уместилось на строке.
«Маленький мальчишка, в сером армячишке, по двору шныряет, крошки собирает». (воробей)
-Ребята, что мне делать? (перенести)
- Что значит перенести? (часть слова оставит на строке, часть слова на другую строку).
-Помогите мне перенести слово. Работайте в парах.
- Посмотрим, что вы предлагате. (фиксирую рабоиту пар на заготовленном шаблоне) (6 слайд)
Видят варианты: воро-бей, в-оробей, вор-обей, вороб-ей, во-робей, воробе-й
(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
-Было одно задание? (да)
- А почему получилось по-разному? Кто прав? Чего мы пока не знаем?
Сформулируйте тему урока.
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций на уроке.
Совсем недавно проходили тему «Выражения. Скобки» (7 слайд)
Дети начали говорить, что в примере ошибка. Но я уверяла, что оба примера решены правильно. Предложила стать волшебниками, а карадаши – это волшебные палочки. Но условие – нельзя зачёркивать цифры и знаки.
14-6+2=10
14-6+2=6 14-(6+2)=6
Можно применить при умножении.
Диктую ребёнку : «К 2 прибавь 5 помноженное на 3». И ещё: « К 2 прибавь 5 и умножь на 3». Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий приходим к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависят от того, в какой очерёдности выполнчть сложени и умножние. Возникает проблемный вопрос, как записать пример, чтобы получить правильный ответ. Нужны скобки, чтобы выделить первоочередое действие.
2+5x3=17
2+5х3=21 (2+5)х3=21
( 8 слайд)
Необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Тема : « Умножение двузначного числа на число с нулями». На этапе закрепления знаний среди знакомых примеров дала 10 х 19. Сначала- удивление, выкрики: « Мы это не проходили». С помощью наводящих вопросов, реплик, подвела их к тому, что двузначные числа раскладываются на сумму разрядных слагаемых.
(9 слайд)
Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием
Русский язык. Тема : «Предложение. Главные члены предложения» 1 класс.
Задание: Найти предложение.
Воробышки по прыгают дорожке молодые
Старый воробей зорко во все стороны
Ищут зёрнышки
Воробьи весело
Возникают разные мнения.
-Из какой группы слов можно составить предложения? Дети составляют 1 предложение. Определяют первый признак предложения о взаимосвязи слов в предложении. Затем, что предложение выражает законченную мысль. Дальше предлагаю без каких слов предложение перестанет существовать.(находят) А если мы возьмём только эти два слова? (Вводится понятие о главных членах предложения)
Одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения
Урок обучения грамоте. Тема: «Заглавная буква в кличках животных»
шарик Шарик
- Посмотрите, одно и то-же слово написано по-разному. Каой у вас возникает вопрос? ( Разные мнения: может быть ошибка, первое слово в предложении, отчего зависит выбор буквы). После разбора предложений , в которых употреблены эти слова, дети делают открытие: написание буквы зависит от значения слова.
Следующая проблемная ситуация создаётся в два шага. Сначала с помощью вопроса или практического задания как бы подталкиваю на «ошибку». Затем предъявляю научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Окружающий мир.
- Как вы думаете, в пустыне много растений? (Очень мало, почти нет) ШАГ 1
- Послушайте отрывок из научно-популярной статьи. ( Зачитываю фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле. ШАГ 2 )
У детей удивление. Как привыкли представлять пустыню? А как на самом деле? В чём мы должны разобраться? (Как растения приспосабливаются , выживают в пустыне.) Это проблемный вопрос, в котором надо разобраться.
- Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Имея необходимые теоретические знания, дети понимают, задание нельзя выполнить в таком виде, в котором оно дано и нужно или изменить его, или дополнить новыми знаниями.
Математика 1 класс. Сложить прямоугольник из полосок длиной 4см, 6см, 6см, 3см. Зная свойства прямоугольника, дети делают вывлд, что задание выполнить нельзя, необходимо изменить одну из сторон. Так противоречие между теорией и практикой привело к проблеме, а в результате к активизации познавательной деятельности.
- Задания с заведомо допущенными ошибками.
Широко использую такой приём особенно в 1 и 2 классах: помоги сказочному герою найти и исправить ошибку в примере или предложении, или проверь, как он выполнил задание. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность ребёнка.
- Выполнение проблемных практических заданий.
Открытие детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции. Поэтому включаю задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания на развитие вариативного мышления, внимания, памяти. ( слайд 10)
Я вам не буду говорить, какой это класс, только попрошу назвать лишнее слово и обосновать свой ответ).
Лошадь ( больше букв, чем звуков)
Книги (мн. число)
Аист ( начинается на гласный)
Собака ( ж.р, 3 слога)
Теперь скажу, что это 1 класс, урок «Обучение грамоте». Что выберут дети? ( все предметы по одному, а книги-много) Если класс слабый, можно картинки.
Концентрируется внимание на классификации: единственное и множественное число, вводится новая тема.
Как мы видим технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения и любом этапе урока.
(слайд 11)
Какие же образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог?
- Регулятивные – умение решать проблемы
- Коммуникативные – вести диалог
- Познавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
- Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
(слайд 12)
ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ :
1. Даёт прочные знания.
2. Стимулирует интеллектуальное развитие.
3. Воспитывает активную личность.
4. Здоровьесберегающая технология.
( сдайд 13)
Поэтому будем стараться воспитать
ШКОЛЬНИК А НОВОГО ТИПА –
внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, делать осознанный выбор и самостоятельные решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"
Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....
Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."
Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Игра «Скажем «Здравствуйте!»»Проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо со всем классом одновременно.- Здравствуйте! - ты скажешь че...
Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе
Педстудия для председателей методических объединений...
Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).
В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...
Мастер - класс Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальных классах
Цель - научить применять активные методы обучения на разных этапах урока....