Использование современных образовательных технологий как условие успешности педагогов и учащихся
статья по теме

Рассматриваются современные образовательные технологии, используемые в начальной школе. Показаны их особенности использования в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование современных образовательных технологий

как условие успешности  педагогов и учащихся»

         Изменения, происходящие в социально – экономической, политической и культурной жизни людей, введение Федеральных Государственных образовательных стандартов ставят образовательное учреждение и педагогов в качественно новое положение. Потребности современного общества и людей обусловили появление новых целей и ценностей, таких как:

  • Развитие самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • Формирование правовой культуры;
  • Воспитание толерантности;
  • Создание нравственно – эстетической атмосферы в школе, основанной на культурологических традициях родного края.

         С изменениями в обществе увеличиваются и требования к учителю. Он должен обладать высокой культурой, широкой эрудицией, высокой профессиональной квалификацией и высоким творческим потенциалом, и сумел так организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Ведь  школа является важнейшим фактором развития личности;

  • Школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
  • Систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

         Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств.

         Из всего многообразия инновационных направлений особое внимание уделяется образовательным технологиям.

         «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

  • Педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно – ориентированного подхода;
  • Они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • Четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Технологии:

  • Проблемно – диалогического обучения;
  • Проектной деятельности;
  • Здоровьесбережения;
  • Игровые;
  • ИКТ.

         В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это и решает технология проблемно – диалогического обучения.

Целевые ориентации

Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что  становится возможным при  разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками, формируется внутренняя мотивация.

Целевые ориентации 

Создание условий, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения.

         При внедрении в процесс обучения личностно – ориентированного подхода к учащимся, способствующего наиболее полной самореализации личности школьника из всего многообразия педагогических технологий я предпочитаю технологию проектной деятельности, при которой учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения;
  • развивают системное мышление.

Чем же ценна эта технология?

  1. В центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
  2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, что повышает его мотивацию в учении;
  3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
  4. Один из способов контроля учащихся.

     По новым образовательным стандартам эту технологию предлагают начинать  использовать в детском саду. Уже с первого класса совместно с детьми мы создаем различные проекты: исследовательские, творческие, ролевые, ознакомительно-ориентировочные (информационные), прикладные, межпредметные и т.д. Выполняют проекты как в рамках урочной, так и внеурочной или внеклассной деятельности.

         Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д.  Оно предполагает проживания учеником конкретных ситуаций.   Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.

         Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека  в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Все это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно – ориентированного обучения.

         Игра несет на себе функции:

  • Психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
  • Психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения;
  • Технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно.

         Наша школа имеет огромный опыт работы по внедрению здоровьесберегающих технологий. Мы разработали целую систему методических приемов, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях укрепить уровень имеющегося здоровья.

         Я  использую следующие методы и методические приемы:

  • Создание ситуации успеха
  • Групповая работа
  • Индивидуальные задания разных типов и уровней
  • Предметные, сюжетные, ролевые, имитационные игры, драматизация
  • Звуковая, дыхательная  гимнастика
  • Самооценка и самоанализ эмоционального состояния

         В начальной школе, особенно в 1 – 2 классах,  дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, поэтому  часто применяется игровая технология. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации игр. Можно разделить игры по виду деятельности; по характеру педагогического процесса. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

         По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. Широко используются   в практике наших учителей нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие.

Педагогические игры

По области деятельности

Физические

Интеллектуальные

Трудовые

Социальные

Психологические

По характеру педагогического процесса

Обучающие

Тренинговые

Контролирующие  Обобщающие

Познавательные

Воспитательные

Развивающие

Репродуктивные

Продуктивные

Творческие

Коммуникативные

Диагностические

Профориентационные

Психотехнические

По игровой методике

Предметные

Сюжетные

Ролевые

Деловые

Имитационные

Драматизация

         Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

         Компьютеризация  сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся.

         Таким образом, современные образовательные технологии дают нам  возможность:

- повысить уровень профессионализма,

- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,

- выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,

- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

         Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и   применять на практике.

Закончить хотелось бы словами о том, что для нас  является главным.

Главное – это искры радости познания в глазах детей.

Главное гореть самому, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливым, когда твои ученики дарят тебе свой свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Использование современных образовательных технологий в практике работы в условиях ФГОС начального образования

Использование современных образовательных технологийв практике работы в условиях ФГОСначального образования...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...