Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Ховалыг Джамилия Алексеевна

Современные технологии по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Использование современных

образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка.

                                                        Выполнила: Ховалыг Д.А.

                                                                              Из всех…знаний и умений самым  

                                      важным, самым необходимым                                            

                                             для жизненной деятельности является,

                                                 конечно, умение ясно, понятно,

                                                   красиво говорить на своём языке.

                                                                                                                                                    В.И. Чернышёв

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

С давних времен не ослабевает интерес к проблемам развития, совершенствования и обогащения речи обучающихся. Большой вклад в ее разработку внесли известные русские ученые-лингвисты разных поколений: В.Я. Стоюнин, В.В. Голубков, Ф.И. Буслаев, К.Б. Бархин, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, М.Р. Львов и другие. Один из известных русских педагогов-словесников В.В. Острогорский считал, что нужно уделять больше внимание общению с учащимися, беседе как одной из форм общения. Он писал: «Школа обязана давать государству прежде всего благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы – даром живого слова». Образцы великолепных ораторских речей оставили нам древнерусская литература. М.В. Ломоносов определил красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» он считал, что именно язык помог собраться людям в сообщества, работал за глубокую, содержательную, простую и ясную речь. В.Г. Белинский рекомендовал обогащать речь пословицами, поговорками, прибегать к пересказам как средству обогащения речи.

О необходимости работы над речью, создания системы работы, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специальных речевых упражнений, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи – С. Рубинштейн, Л. Выготский.

В 20-е годы прошлого века, в период становления новой школы, вопросы развития устной и письменной речи учащихся были стержневыми. Именно тогда появились  разделы «Развитие речи», стали  выходить специальные учебники по развитию речи.

В 30 – 50-е годы данное направление сокращается и переносится в программу по литературе. А в 60-е годы раздел «Связная речь» появляется вновь, уже общий для уроков русского языка и литературы.

В 70-е годы впервые появляется термин «коммуникативные умения» (умение раскрывать тему, основную мысль высказывания, умение строить его в определенной форме, умение править сочинение и т.п.), которые следует формировать целенаправленно, используя различные виды изложений и сочинений на уроках русского языка и литературы.

На рубеже XX – XXI веков качественно меняется содержание образования, структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. В методике преподавания русского языка входит в обиход понятие «компетенция».

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

В современной филологии под компетенцией понимают совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают овладение языком.

В федеральном стандарте для начальной школы говорится о лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциях.

Лингвистическая компетенция включает в себя знания основ науки о языке, сведений о фонеме, морфеме, словосочетании, предложении и т.д., представлений о том, что в языке изменяется, какие аспекты в нем наиболее актуальны.

Языковая компетенция дает освоение системы языка (звуковых, предложно-падежных, видовременных, определительных, обстоятельственных и других отношений).

Коммуникативная компетенция – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, обстановке общения.

Компонентами коммуникативной ситуации, определяющими выбор лексических и грамматических средств, являются:

  • взаимоотношения (официальные/ неофициальные);
  • социальные роли собеседников.

Характер речевого общения зависит:

  • от статуса говорящих (ученик, учитель, студент, их возраст, пол, интересы и т.д.);
  • от места общения (на уроке, на перемене, в дружеской беседе и т.д.);
  • от цели и направления говорящего.

На третьей ступени обучения по русскому языку раскрывается следующее содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:

  • сферы и ситуации речевого общения, компоненты речевой ситуации;
  • монологическая и диалогическая речь;
  • различные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  • совершенствование умений и навыков создания текстов разных типов, стилей и жанров, редактирование собственного текста;
  • культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы);
  • информационная переработка текста;

Современный период развития методики характеризуется обостренным интересам к языку, как средству приобщения к национальной культуре. Такое изучение языка формирует знания о реалиях быта, обычаях и традициях  народа, нравственно-этических ценностей, искусстве, то есть развивает культуроведческую компетенцию.

Все перечисленные виды компетенций тесно взаимосвязаны. В основе их лежит неразрывная триада «язык – культура – общество, новый взгляд на роль социума (и микросоциума) в становлении языковой личности».

       Вопросы развития речи с давних пор являются предметом научных исследований. Работы Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского убеждают в том, что развитие речи уже в XIX веке представлялось крайне важной задачей. Но если в трудах того времени развитие речи связывалось с изучением грамматики, то современная методика преподавания русского языка обращает внимание на развитие личностных особенностей и способностей каждого учащегося.

В данном опыте основное внимание уделяется развитию речи  учащихся в условиях реализации ФГОС.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.                При изучении опыта по теме: «Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка» проводится планомерная работа  в условиях общеобразовательного учреждения и муниципальном образовании.

       Современная  начальная  школа  видит  одной из  главных задач  обучения – развитие  речи  и мышления   младших  школьников.  Для изучения и распространения опыта задействованы многие сотрудники школы, такие как логопед, психолог, классный руководитель.

      Работа с данным материалом позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно строить и высказывать собственные мнения и представления, позволяет развивать критическое мышление.

    Опыт нашей работы показывает, что данные формы работы могут сделать учебный процесс успешным. Игры, различные задания для групп помогают создать на уроке такие условия, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания. Различные формы работы  помогают не только развивать речь детей на уроках, но и активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

        Работая над опытом, организую в школе  следующую работу:

  • предметные недели по русскому языку;
  • выпуск тематических газет по итогам предметной недели;
  • участие в школьных театрализованных мероприятиях;
  • сотрудничество со школьной газетой.

           Практический опыт данной работы распространялся на методическом объединении учителей начальных классов: провела открытый урок по   чтению  на тему:   «Жалко птичек»  (18.03.2010).  Приложение 1.

 Открытый урок по развитию речи: »Домашние животные».        

          Обобщая изложенное, отмечаю, что в начальных классах я стала практиковать работу по развитию речи учащихся, основываясь на знании современных образовательных технологий.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

       Речь – это деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. См. также язык.

       Развитие речи детей англ. children’s language development, speech development in childhood – возникновение понимания речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения.

       Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».

      Термин "образовательные технологии" более емкий, чем "технологии обучения", ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

      Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

        В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания.

       Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе.

     Педагогическая технология и образовательная технология часто используются как синонимы, так как современная трактовка термина «образование» включает в себя также и воспитание личности, придание ей некоторого образа. Поэтому в описании образовательных технологий, например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», можно встретить и вальдорфскую педагогику, и педагогику сотрудничества, и «диалог культур» и другие.

2. Психолого-педагогический портрет класса обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Во 2 «а»  классе   7 учащихся,  из  них   3  девочки,   4  мальчика.   Класс  среднего  уровня  воспитанности  и  развития.  Дети  в  основном  среднего           уровня  развития.      

В  основном  коллектив  уже  сформировался,  дети  организованы,  с  удовольствием  участвуют  во  всех  классных  и  школьных  делах,  активны.  

Для ребят характерны такие психологические умения, как:

- собственная активность ребенка;

- сотрудничество  между  членами  группы;

- толерантность.

      Ребята с различным уровнем познавательной деятельности. Около 30% учащихся с хорошо развитой памятью, мышлением, вниманием. Это дети нервно и психологически устойчивы, на уроках активны, быстро усваивают программный материал.  

Обучаясь  в  школе  и  занимаясь  в  учреждениях  дополнительного   образования,  учащиеся овладевают знаниями, формируют коммуникативные умения, необходимыми умениями.  При этом осуществляется нравственное воспитание личности, формирование таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.

       Примерно 50% учащихся среднего уровня познавательной деятельности. Они быстро включаются в работу и охотно осуществляют решение познавательной задачи, не изменяя её. Осознают правило контроля, но затрудняются одновременно выполнять учебные действия и контролировать их. Ребята достаточно хорошо усваивают программный материал, но требуют  дополнительной помощи учителя. На уроках у этих детей средний темп работы.

     Около 20% учащихся с низким уровнем познавательной деятельности. Эти ребята  со слабо развитым вниманием, памятью. На уроках малоактивны, постоянно нуждаются в помощи  учителя, быстро устают, с неустойчивой психикой. С этими детьми ведется индивидуальная работа, на уроках предлагаются задания облегченного вида.

   В целом класс дружный. Многие ребята трудолюбивые, добросовестные, требовательные к себе и окружающим,  готовые прийти на помощь друг другу. Дети с удовольствием выполняют свои поручения, участвуют в классных и школьных мероприятиях, экскурсиях.

 

                   

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

      Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения о формировании и функционировании коммуникативно-речевых умений и навыков и развитии речи учащихся начальных классов. В процессе развития речи выделяют этапы: формирование первоначальных умений и навыков, их развитие и дальнейшее совершенствование.

 Цель работы – систематизировать приемы работы по развитию речи младших школьников и повысить культуру речи.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты развития речи младших школьников.

2. Выявить роль и значение речевой деятельности в учебно-воспитательном процессе;

3. Систематизировать методические приемы для развития связной речи на основе опыта учителей – практиков.

    В качестве рабочей гипотезы мною  выдвинуто предположение о том, что работа по развитию речи учащихся начальных классов представляет собой систему и может быть эффективно организована на основе авторских учебно-методических пособий, контрольно измерительных материалов (тестов) (Приложение 2),  карточек, разработанных мною.  

       

        В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования  в моём педагогическом опыте предполагалось решение следующих задач:

1) выяснить в ходе анализа лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы степень изученности исследуемой проблемы;

2) сформулировать принципы организации материала для учебного пособия по развитию речи;

 3) выявить критерии отбора дидактического материала на этапе совершенствования работы по развитию речи младших школьников;

 4) установить объем и содержание работы по развитию речи на основе анализа действующих букварей и учебно-методических пособий по развитию речи, программ по русскому языку и   чтению для начальных классов;

5) разработать и экспериментально обосновать методическую систему работы по развитию речи учащихся начальных классов;

6) выявить наиболее эффективные методы и приемы развития речи младших школьников.

     Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения.    Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

       Развитию речи учащихся, формированию и становлению их как языковой личности способствует проведение речевых уроков русского языка.

       Речевой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их языковыми умениями и навыками в такой степени, в какой это необходимо для того, чтобы получить речевую ориентацию в определенной лексической теме, в определенной речевой ситуации (и в жизненной ситуации тоже); за урок учащийся накапливает по теме необходимый для изложения своих мыслей языковой материал, обучение языку ведется в процессе познания действительности и овладение речью на самом деле становится «способом познания действительности» (Львов М.Р.)

 

Среди прочно вошедших в методику данных предметов наиболее интересными представляются проблемный метод, технология С.Н. Лысенковой (использование опорных схем при комментируемом управлении), игровые технологии, деятельностный подход, групповая работа, здоровье сберегающие технологии.  

 

Проблемный метод.

Основа проблемного обучения – создание проблемной ситуации, то есть ситуации интеллектуального затруднения, при котором учащиеся не располагают необходимыми знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений. Существуют различные способы создания проблемной ситуации, наиболее применимы и оптимальны, на наш взгляд следующие:

  • выдвижение проблемного вопроса
  • создание проблемной ситуации.

Игровые технологии.

Большой интерес представляют игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. Ролевые игры основаны на разыгрывании речевых ситуаций, взятых из жизни, из художественных произведений. Это кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры, лингвистические игры. Приложение 3.

Использование опорных схем при комментируемом управлении.

Особый интерес представляет использование опорных схем. Данная технология предполагает поэтапное введение материала:

  • «перспективная подготовка (тема раскрывается последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами);
  • уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
  • развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий»

Во время проведения такой перспективной подготовки (то есть начала прохождения темы, изучения материала) осуществляется комментированное управление. А затем составляется опорная схема, которая рождается на глазах учеников в процессе объяснения материала (учащиеся сами активно участвуют в создании этой схемы). Приложение 4.

Данная технология способствует развитию речи учащихся и умения учащихся строить связный рассказ по опорной схеме.

Применение деятельностного подхода при обучении развитию речия использую концепции развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

В основе деятельностного подхода – создание учителем условий для проявления познавательной активности учеников. Я создаю проблемные ситуации, составляю и обсуждаю план урока вместе с учениками, используя разнообразные формы и методы в учебной деятельности, позволяющие формировать универсальные учебные действия.

При деятельностном подходе  «изменяется характер изучения нового: это не сообщения учителя, а самостоятельное нахождение учащимися способа решения поставленной проблемы учителем. Учитель выполняет роль консультанта, создавая ситуацию успеха. Оценивается данная работа по желанию учащихся, что снимает эмоциональное напряжение.

При деятельностном подходе формы работы могут быть различными – это размышления, исследования, дискуссии, ролевые игры. Приложение 5.

Речетворчество.

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений».

Учителю необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в работе, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

Основными формами организации речетворческой деятельности являются урок и мастерская.

На уроке учитель решает следующие речетворческие задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
  • развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Речетворческую деятельность в мастерской организуем с учетом трехступенчатости данного процесса:

  1. погружение в (художественный) текст на уроках речевого мастерства;
  2. рождение замысла и начало его разработки на уроках речетворчества;
  3. создание текста и его совершенствование.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

а) «Прием свободных ассоциаций»; (Приложение 6.)

б) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить); Приложение 6.

в) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации). Приложение 6.

Используя данные приемы, строим работу, учитывая следующие этапы:

  1. Учащимся дано домашнее задание, написать сочинение на определенную или свободную тему. Делаем пояснение для успешного выполнения работы. Учащиеся выполняют задание дома, создают записи, оформляют содержание.
  2. Проверка работ с целью выявления тех сочинений, которые вызовут интерес у других учеников.
  3. Работа в классе по группам по инструкции (найти в сочинении положительное, интересное, высказать свои мысли в группе, не обращать внимания на неудачные моменты работы). Приложение 7.

Воспринимая позитивные оценки, дети запоминают свои удачные находки, убеждаются в своих способностях. Развивается интерес к выполнению данных работ и  в конечном итоге, я добиваюсь своей цели - развития речи учащихся.

Метод проектов.

Этот метод способствует развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности и в то же время умения работать в коллективе. Главным достоинством этого метода является не абстрактная, а вполне конкретная деятельность учащихся.

   Во время групповой работы на уроках развития речи развиваются все виды универсальных учебных действий. Выделим только главные из них.

Личностные универсальные учебные действия – в первую очередь, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя.

Регулятивные универсальные учебные действия  – принятие и сохранение учебной задачи. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив.

Познавательные универсальные учебные действия –  осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;  

Коммуникативные универсальные учебные действия – адекватное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.

Перечисление универсальные учебные действия, формируемые в групповой работе дают представление о том, какие изменения постепенно происходят в личностном развитии учащихся во время обсуждения коллективного задания и распределения ответственности за результат между всеми членами группы. Приложение 8.

Работая над этой проблемой, я использую как здоровье сберегающие технологии, так и здоровье формирующие образовательные технологии. Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

         Основные вопросы по здоровье сберегающим направлениям, которые изучает учитель:

1. Организация урока в условиях здоровье сберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

       4.Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

      Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью проблематики, обусловливающей важность повышения речевой грамотности и речевой культуры учащихся начальных классов. Проблему исследования определяет противоречие между требованиями, предъявляемыми школьной программой, и реальным уровнем развития речи младших школьников.

     В связи с  утверждением   и  введением  в  действие  федерального

государственного  образовательного  стандарта  начального общего  образования  в  соответствии  с  пунктом  5.2.8  Положения  о  Министерстве

образования  и  науки  Российской  Федерации,  утвержденного постановлением  Правительства  Российской Федерации  от 15 июня  2004 г. Я определила приоритетной задачей  в обучении русскому  языку - развитие речи учащихся.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт начального  общего образования представляет собой совокупность  требований,  обязательных  при  реализации  основной программы  начального  общего  образования.  

     Стандарт  включает  в себя  требования:

- к  результатам  освоения  основной  образовательной  программы начального  общего  образования;

-к  структуре  основной  образовательной  программы  начального

общего  образования.

        В основе  Стандарта  лежит  системно - деятельностный  подход, который  предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного  общества,  инновационной  экономики,  задачам построения  демократического  гражданского  общества,  на  основе толерантности;

-ориентацию  на  результаты  образования  как  системообразующий компонент Стандарта,  где  развитие  личности  обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет  цель  и  основной  результат  образования;

-признание  решающей  роли  содержания  образования,  способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса  в достижении  целей  личностного, социального и  познавательного  развития  обучающихся;

-учет  индивидуальных  возрастных,  психологических  и физиологических  особенностей  обучающихся,  роли  и  значения  видов деятельности  и  форм общения для  определения  целей  образования  и воспитания  и  путей  их  достижения;

-разнообразие  организационных  форм  и  учет  индивидуальных особенностей каждого обучающегося,  обеспечивающих  рост творческого  потенциала,  познавательных  мотивов,  обогащение  форм  взаимодействия  со  сверстниками  и  взрослыми  в  познавательной деятельности;

-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной  образовательной  программы начального  общего образования, что  и  создает  основу  для  самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений компетенций,  видов и способов деятельности.

        В соответствии  со  Стандартом на ступени начального  общего

образования  осуществляется:

-становление  основ  гражданской  идентичности  и  мировоззрения обучающихся;

-формирование основ умения учиться и способности к  организации своей деятельности  - умение  принимать, сохранять цели и следовать им  в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль  и  оценку,  взаимодействовать  с  педагогом  и  сверстниками  в учебном  процессе;

-духовно-нравственное  развитие  и  воспитание  обучающихся;

-укрепление  физического  и  духовного  здоровья  обучающихся.

       

      Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся,

освоивших,  основную  образовательную  программу  начального  общего

образования:

- личностным,  включающим  готовность  и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые  установки  обучающихся,  отражающие  их индивидуально-личностные личностные  качества;

-сформированность  основ включающим  основные компетенции,  универсальные  учебные  действия  (познавательные,  регулятивные  и коммуникативные), обеспечивающие  овладение  ключевыми компетенциями,  составляющими  основу  умения   учиться.

-предметным,  включающим  освоенный  обучающимися,  в  ходе изучения   русского языка по  получению  нового  знания, его  преобразованию  и применению.  А  также  систему  основополагающих элементов  научного знания,  лежащих  в основе современной  научной  картины  мира.

Личностные  результаты  освоения основной  образовательной программы  начального  общего  образования  должны  отражать:

1)  формирование  основ  российской  гражданской  идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание  своей  этнической  и  национальной  принадлежности;

2) овладение  начальными  навыками  адаптации  в  динамично изменяющемся  и  развивающемся  мире;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной  деятельности  и  формирование  личностного  смысла учения;

4)  развитие самостоятельности и личной ответственности за  свои поступки,  в  том  числе  в  информационной  деятельности,  на  основе представлений  о  нравственных  нормах,  социальной  справедливости  и свободе;

5) развитие навыков сотрудничества  со взрослыми  и сверстниками  в разных  социальных  ситуациях,  умения  не  создавать  конфликтов  и находить  выходы  из  спорных  ситуаций;

6) формирование  установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие  мотивации  к творческому  труду, работе на  результат, бережному отношению  к  материальным  и  духовным  ценностям.

             Мета предметные  результаты  освоения  основной образовательной программы  начального общего образования  должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности,  поиска  средств  ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  определять  наиболее  эффективные  способы  достижения результата;

4) формирование  умения  понимать  причины  успехa и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях  неуспеха;

5) освоение  начальных  форм  познавательной  и  личностной рефлексии;

6) активное  использование  речевых  средств информационных и коммуникационных технологий  (далее решения  коммуникативных  и  познавательных  задач;

и  средств ИКТ).

7)  овладение  базовыми  предметными  и  межпредметными понятиями,  отражающими  существенные  связи  и  отношения  между объектами  и  процессами;

8)  умение работать  в  материальной  и  информационной  среде начального общего образования (в  том числе с  учебными моделями) в соответствии  с  содержанием конкретного  учебного  предмета.

                Предметные результаты освоения основной образовательной программы  начального  общего  образования  с  учетом  специфики содержания  предметных  областей,  включающих  в  себя  конкретные

учебные  предметы,  должны  отражать:

1)  формирование  первоначальных  представлений  о  единстве  и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе  национального  самосознания;

2) понимание  обучающимися того,  что  язык  представляет  собой явление  национальной  культуры  и  основное  средство  человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской  Федерации,  языка  межнационального  общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и  письменной  речи  как  показателям  общей  культуры  и  гражданской позиции  человека; овладение первоначальными представлениями о нормах  русского и  родного  литературного  языка  (орфоэпических,  лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях,  задачах,  средствах  и  условиях  общения,  выбирать  адекватные языковые  средства  для  успешного  решения  коммуникативных  задач;

5)  овладение  учебными  действиями  с  языковыми  единицами  и умение  использовать  знания  для  решения  познавательных, практических  и коммуникативных  задач. Приложение 9.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

      Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения о формировании и функционировании коммуникативно-речевых умений и навыков и развитии речи учащихся начальных классов. В процессе развития речи выделяют этапы: формирование первоначальных умений и навыков, их развитие и дальнейшее совершенствование.

    В качестве рабочей гипотезы мною  выдвинуто предположение о том, что работа по развитию речи учащихся начальных классов представляет собой систему и может быть эффективно организована на основе авторских учебно-методических пособий, если соблюдать следующие методические условия:

1) целенаправленный и тщательный отбор содержания нового дидактического текстоориентированного материала на основе выделенных методических критериев: когнитивность — обеспечение познавательного развития б учащихся; креативность — обеспечение формирования и развития творческих способностей; сензитивность — соответствие психологическим особенностям возраста с учетом повышенной чувствительности и восприятия образной картины окружающей действительности; аксиологический критерий, подразумевающий приоритет ценностных ориентации ребенка (любовь к отчизне, уважительное отношение к отечественной и мировой культуре, воспитание толерантности); эмоционально-экспрессивная окраска текста, предполагающая работу над выразительностью речи и овладением изобразительно-выразительными средствами и стилистическими фигурами речи;

2) поэтапность презентации дидактического материала в соответствии с формированием речевых умений и навыков и особенностями развития речи младших школьников; последовательность в изложении материала;

3) строго закрепленная структура и системность в подаче материала;

4) приобщение к кругу чтения младших школьников с целью расширения их кругозора, развития способности к дальнейшему совершенствованию речевых умений и навыков (социокультурный аспект).

        В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования предполагалось решение следующих задач:

1) выяснить в ходе анализа лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы степень изученности исследуемой проблемы;

2) сформулировать принципы организации материала для учебного пособия по развитию речи;

3) выявить критерии отбора дидактического материала на этапе совершенствования работы по развитию речи младших школьников;

4) установить объем и содержание работы по развитию речи на основе анализа действующих букварей и учебно-методических пособий по развитию речи, программ по русскому языку и  чтению для начальных классов;

5) разработать и экспериментально обосновать методическую систему работы по развитию речи учащихся начальных классов;

6) выявить наиболее эффективные методы и приемы развития речи младших школьников.

       Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- философский взгляд на триединство языка, мышления, речи, обосновывающий речевое развитие учащихся (Ф.И. Буслаев, JI.B. Щерба);

- исследования в области речевой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.);

- педагогические труды, определяющие технологию обучения (Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский);

- лингвистические подходы к изучению речи (В.В. Виноградов И.Р. Гальперин, Д.Э. Розенталь, Л.П. Якубинский);

- методические концепции развития речи учащихся (Е.С. Антонова, Е.В. Ладыженская, М.Р. Львов,  Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик)

         Для решения поставленных задач использованы следующие методы: отбор материала в направлении научного поиска; анализ лингвистической, методической, педагогической, психологической литературы с целью установления теоретических основ исследования; целенаправленное наблюдение за процессом обучения младших школьников; изучение и обобщение педагогического опыта учителей; анализ письменных работ учащихся начальных классов; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; обработка результатов эксперимента; разработка методической системы развития речи учащихся.

3.4. Результативность педагогического опыта.

      На протяжении 2013-2014 учебного года наблюдается  положительная динамика уровня обученности, что подтверждено диагностическими наблюдениями и оценками знаний учащихся.

Контрольные и диагностические работы по русскому языку за 2013-2014уч. год 2 класс

На «4» и «5»

обученность

  контрольная работа за I четверть

64 %

100 %

   контрольная работа за I полугодие

68 %

100 %

  контрольная работа за III четверть

73 %

100 %

   контрольная работа за II полугодие

81 %

100 %

Результатом моего педагогического опыта  мои учащиеся  активно участвуют в жизни класса и школы.  

  В результате систематической работы над развитием культуры речи прослеживается положительная динамика развития культуры речи учащихся 2 «а».

        Динамика развития культуры речи  учащихся 2

           

Приложение 15.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

         Происходящие перемены требуют новых подходов в разработке курсов и реализации приоритетных содержательных линий, а также новых форм работы, отражающих преемственность традиций и необходимость инноваций. Обучение сегодня рассматривается не как простая трансляция  знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач. В силу этого перед начальной школой стоят сегодня большие и серьезные задачи — не только вернуть уважение к слову, но и максимально использовать возможности методики преподавания русского языка   для того, чтобы найти эффективные и современные способы развития речи учащихся. Соблюдение вариативности, согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов», признано сегодня принципиально необходимой чертой образовательной политики.

       Учебные программы начальных классов и учебно-методические пособия по развитию речи учитывают требования времени и, прежде всего, требование повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и призваны выполнять задачи по реализации познавательных и социокультурных целей. Успех работы по развитию речи учащихся возможен в случае, если она носит обучающий характер, проводится регулярно, последовательно и в системе.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

       Технологичность моего педагогического опыта  представляется в регулярном использовании сетевых технологий в  практической профессиональной деятельности.  

       В своей  работе на уроках русского языка по развитию речи применяю цифровые  образовательные ресурсы: презентации, учебные пособия по предметам.

 

 Выступаю с докладами на совещании при директоре, М/О учителей начальных классов, провожу открытые уроки.

Регулярно использую современные образовательные технологии (развивающего обучения, информационно-коммуникационные, здоровье сберегающие технологии).

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.

1. Говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

2. Аудирование (слушание) – восприятие звуковых сигналов и их понимание;

3. Письмо – использование видимых графических символов для передачи сообщения;

4. Чтение – восприятие графических символов и их понимание.

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

     Содержание работы по развитию речи складывается из  основных элементов представляемого педагогического опыта  работы:

1.работы по обогащению словаря.

2.грамматического строя речи учащихся:

- словосочетание, предложение;

- части речи.

3.Работа с текстом (сочинения, изложения).

4.Творческие работы.

        1.Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Начальная школа нового времени видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса.  

         Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает углубляться в среднем звене.

           

     Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников.

Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.

-Самостоятельное чтение слова ребенком.

-Прочтение слова учителем «орфографически».

-Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).

Орфографическая работа над словом:

-постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,

-звукобуквенный анализ слова,

-деление слова на слоги и на слоги для переноса.

Заучивание правописания данного слова:

-подбор однокоренных слов,

-составление словосочетания, предложения с этим словом,

-подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

Запись слова в орфографический словарик.

-Составление рассказа из блока словарных слов

-Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

-Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).

Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения и обязательно приучать учащихся к работе со словарями различных видов (орфографический, словарь антонимов, синонимов, этимологический словарь и т. д.). Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года.  Приложение 10.

2. Для работы над словосочетанием и предложением  применяю специальные психологические речевые ситуации, в процессе которых учащимся не только необходимо, но и желательно высказаться;

специальные речевые упражнения: рифмовка, скороговорка, доскажи словечко. Приложение 11. 

      3. Творческие  работы по развитию речи при изучении грамматики, фонетики  строю с учетом рецептивных видов деятельности (слушание, чтение) и оперативных действий (говорение, письмо).

Ученые выделяют несколько уровней владения речью (классификация предложена В.Я. Коровиной). Суть классификации в поступательном продвижении школьника от простого к сложному, от репродуктивных упражнений к творческим.  Приложение 12.

     4.Работа с текстом (сочинения, изложения).

Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи.

Я в своей педагогической практике учитываю  трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Тексты для изложений подбираю интересные, понятные, близкие детям.

Предполагаю, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен уловит мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.

Здесь  использую такие виды работ:

  • составление плана.
  • выделение главной мысли, выбор наиболее удачных вариантов плана;
  • сверка написанного с записью на доске, в карточке, учебнике;
  • создание коллективного (группового) образца, правила;
  • определение жанровых и речевых особенностей текста, стиля и типа текста;
  • парная и групповая работа по сверке результатов учебной деятельности;

-  формулирование алгоритма действия учащихся по составлению правила, выбора наиболее удачной формулировки.

Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Поэтому заниматься работой по развитию речи надо начинать на начальных этапах обучения.

Сочинения делятся, согласно методической традиции, на сочинения повествовательного характера, на сочинения описательного характера и на сочинения – рассуждения. В свою очередь сочинения описательного характера тоже делятся на отдельные виды.

Описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, одежды – один из видов ученических высказываний. Основное в таком описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами.

Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям, обогащает речь обучающихся “портретной” лексикой, которой они недостаточно владеют. Приложение 13.

   К 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Приложение14.

      В объяснительной записке к программе начальной школы отмечается ведущая роль развития речи в обучении русскому языку и  чтению: « Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением, пониманием связной (контекстной) речи… - вот основное содержание уроков в начальных классах.

 Наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе.

4. Выводы.

Практическая задача развития речи младших школьников в моём педагогическом опыте реализовалась через использование и систематизацию различных приемов на уроках русского языка.

На основе анализа и обобщения моего педагогического опыта и  изучения психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:

1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических основ ее формирования.

2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи (очень нравится детям работа в форме игры, соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки и чистоговорки).

4. Литературные тексты помогают детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение.

5. Красивое и правильное высказывание рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.

6. Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и говорить правильно, через методы и приемы, нравящиеся детям, создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в них духовную окрыленность.

Показатели культуры речи учащихся в начальной школе.  Приложение 15.

При таком подходе к коммуникативной стороне обучения речь учащихся должна стать выразительной, выделяться разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.

Таким образом, я считаю, что  мой педагогический опыт систематизировал  мою работу на уроках русского языка, методы и приемы развития речи в привязке к уровням речи, упражнения по развитию речи, заданиям учебника.

Этот материал можно рекомендовать для ознакомления, как начинающим педагогам, так и опытным учителям, так как материал по вопросам развития речи в нем систематизирован.


 

Список использованной литературы.

1.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 224 с., илл.

2.Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2007.

3. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 2007. – № 1. – С. 29 – 31.

4.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.

5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.

6. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 32 – 35.

 7. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 2008. – 184с.

8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: ООО «Академия развития», 2006. – 240 с. Илл.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение» 2010.

                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

Применение современных технологий для развития речи учащихся начальной школы

Данная работа включает в себя статью на тему "Применение современных технологий для развития речи учащихся" и презентацию к данной работе....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование проблемно-диалогического обучения младших школьников по предметам «Математика» и «Окружающий мир»...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся

Использование приемов и методов современных образовательных технологий...